Теория «Подготовка к ВПР и ОГЭ»
Три условия, когда два звука
Фонетический разбор1
опушки(1)
о-пуш-ки (делим на слоги и ставим ударения)
о — [а] — гл., безуд.
п — [п] — согл., глух., парн.
у — [у́] — гл., уд.
ш — [ш] — согл., глух., парн.
к — [к’] — согл., глух., парн.
и — [и] — гл., безуд.
6 б., 6 зв.
Морфемный разбор (по составу)2
Перелетают ют-окончание перелета-основа, пере-приставка, -лет-корень, -а—суффикс.
Морфологический разбор3
Существительное
1. Часть речи. Общее грамматическое значение (предмет). Выявляем начальную форму (ед.ч., им.п.);
2. Определяем постоянные признаки:
o собственное или нарицательное;
o неодушевлённое или одушевлённое;
o склонение(1,2,3 скл., несклоняемые) и род (м.р., ж.р, ср.р., общий).
3. Выясняем непостоянные черты:
o множественное или единственное число;
o падеж.
- Характеризуем роль в предложении (подчеркиваем).
На облаках3
I. На (чём?) облаках - сущ. Н.ф. - облако.
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., непост. пр.: в форме П.п., мн.ч..
III. (Где?) на облаках
_._._._._. _._._._._._
(подчеркнуть как член предложения) Подчёркиваем вместе с предлогом!!!
Прилагательное
1. Часть речи. Общее грамматическое значение (признак предмета). Выявляем начальную форму (ед.ч., им.п., м.р.);
2. Определяем постоянные признаки:
o Качественное(синий может быть в большей или меньшей степени) или относительное(материал/деревянный) или притяжательное (чей?/лисий).
3. Выясняем непостоянные черты:
o краткая или полная форма;
o падеж;
o множественное или единственное число;
o род.
4. Характеризуем роль в предложении (подчеркиваем).
Ранним3 (утром)
I. Утром (каким?) ранним - прил. Н.ф. - ранний.
II. Пост. пр.: кач., непост. пр.: в форме Т.п., ед. ч., ср.р.
III. Утром (каким?) ранним (подчеркнуть как определение волнистой чертой).
Глагол
1. Часть речи. Общее грамматическое значение (действие). Выявляем начальную форму (инфинитив).
2. Определяем постоянные признаки:
· вид (совершенный что сделать? или несовершенный что делать?);
· возвратность (возвратный/есть -ся или невозвратный);
· спряжение (I или II спряжение).
3. Выясняем непостоянные черты:
o время (настоящее, будущее или прошедшее);
o число (1-я, 2-ты, 3-он);
o род в прош.вр. в ед.ч.
4. Характеризуем роль в предложении (подчеркиваем).
Свищет3 (ветер)
I. Ветер (что делает?) свищет - глагол. Н.ф. - свистеть.
II. Пост. пр.: несов.в., I спр., непост. пр.: в форме наст.вр., 3 л., ед.ч..
III. Ветер (что делает?) свищет
_______________ (Подчеркнуть двумя чертами).
Синтаксический разбор4
5. Осложнено (однородные, обращение, вводные слова) или не ослож.
Пример сокращения: (Повеств., невоскл., простое, распр., не ослож.)
ПРИМЕР разбора:
Ласточки (сущ./подл.) летят (гл./сказ.) по (прист./обст.) небу4(сущ./обст.) (Повеств., невоскл., простое, распр., не ослож).
Тип речи (задание в ВПР/найти тип речи):
1. Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
2. Описание — это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени.
3. Рассуждение — это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями.