Н. В. Чиркова «Сценарий и сценическая постановка в музее как способ реконструкции объектов нематериального наследия»

 

Вопрос использования работы сценаристов и режиссёров в музейной практике спорный, так как существует опасность трансформации музея в культурно-досуговое учреждение, не имеющее к музею никакого отношения. Главная функция музея – образовательная, а не развлекательная. Тем не менее, есть вещи, которые мы можем представить посетителю, только при помощи сценаристов и режиссёров. Это нематериальное наследие – фольклор, быт. Здесь единственный способ показа – постановка. Но тут возникает проблема: музейные работники, пытаясь написать сценарий, например, праздника масленицы, не затрудняются тем, чтобы посмотреть в источники, в которых описаны вопросы данной темы. Так и возникает балаган, который очень сильно отличается от ушедшей действительности, которую музей должен попытаться реконструировать.

 

Мы можем говорить о реконструкции, так как часто источники содержат наиболее полную информацию, что современному постановщику не нужно додумывать, нужно лишь воспроизвести. Материалом для сценария должны служить только проверенные временем источники – описания очевидцев, предметы быта. Чтобы сценарий превратился в живую постановку, нужно знать принцип работы с текстом и людьми.

 

Зачем нужен сценарий, если экскурсоводы умеют читать и смогут примерно объяснить суть? Чтобы постановка показывала посетителю, как, то или иное действие могло происходить, необходимо написание сценария, основанного на источнике, который дает богатый материал, отражающий духовную традиционную культуру. Один из таких источников – региональная периодика. Многие из материалов, освещающих семейно-бытовой и сельскохозяйственный уклад населения той или иной местности, составлены священниками местных приходов, а также учителями уездных училищ. Следует помнить, что материалы, относящиеся к той или иной местности, публиковались в разные хронологические периоды, что позволяет проследить динамику изменения тех или иных обычаев или устоев.

 

Что касается описаний, то очень подробно описывается, например, семейная обрядность или игровая обрядность, которая представлена публикациями о вечерках и посиделках. Помимо периодики, для создания сценариев, можно использовать источники частного происхождения, художественную литературу – выбор материала зависит от темы реконструкции.

 

При написании сценария, нужно учитывать возрастной состав аудитории, чтобы определить, как посетители будут принимать участие в показе. И стоит помнить о том, что, в первую очередь, посетитель должен вынести из музея конкретную информацию о представленной теме. Также нужно разработать приёмы донесения информации до посетителя: рассказ, показ, диалог.

Материальный быт человека в рамках любой эпохи определяется духовно-нравственными и традиционными культурными устоями – поэтому мы не можем изучать материальную культуру народа без изучений верований, обрядностей и других вопросов, объединяемых понятием «нематериальная культура».

 

Презентация раздела воображаемого музея


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: