Перевозка тарно-штучных грузов на контейнерах и поддонах

 

Грузовой контейнер - это элемент транспортного оборудования, обладающий постоянной технической характеристикой и достаточной прочностью для многократного использования, специальной конструкцией, обеспечивающей перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, и имеющий внутренний объем 1 м3 к более. Независимо от назначения все контейнеры стандартизированы по массе брутто, габаритам, размерам, а также по конструкции присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешанные перевозки различными видами транспорта.

Для грузовых автомобильных перевозок используются различного типа контейнеры: от сеточных для торговли до крупногабаритных международного стандарта. Последние имеют особое значение для автомобильного транспорта, так как в них перевозится подавляющее количество грузов в международном сообщении и с помощью нескольких видов транспорта. Размеры контейнеров и присоединительные размеры специализированного автотранспорта удовлетворяют принципу модульности, т.е. вместо более крупного контейнера можно разместить несколько меньших.

Для внутренних перевозок широко используются контейнеры массой брутто 1,25; 2,5 и 5 т (АУК - 1,25; УУК-3 и УУК-5), стандарт на которые разработан еще в 1935 г.

 

Табл.1. Характеристики универсальных контейнеров

Обозначение Масса брутто, т Внутренний объем, м3 Длина, мм Ширина, мм Высота, мм
АУК - 0,625 0.625 1.5 1150 1000 2000
АУК - 1,25 1.25 3.0 1800 1050 2000
УУК-3 2.5 5.2 2100 1325 2400
УУК-5 5 10.4 2100 2650 2400
1D 10.2 14.3 2991 2438 2438
1C 24 30.0 6058 2438 2438
1B 25.4 45.7 9125 2438 2438
1A 30.48 61.3 12192 2438 2438

 

Для увеличения объема контейнеров допускается увеличивать их высоту до 2591 мм (в обозначении таких контейнеров добавляется еще одна буква: 1АА, 1СС) и до 2896 мм (1ААА, 1ССС). Прочность контейнеров обеспечивает возможность их штабелирования в шесть ярусов.

Помимо универсальных большое распространение получили специализированные контейнеры, которые позволяют с высоким качеством организовать массовую перевозку больших объемов отдельных видов грузов. Виды специализированных контейнеров примерно соответствуют типам кузовов автомобилей.

Пакетный способ перевозки груза заключается в том, что отдельные места штучных грузов в таре или упаковке или без нее формируют в укрупненную партию - пакет. Все последующие операции по перемещению, погрузке и выгрузке пакета выполняются механизированным способом при помощи погрузчика с вилочным захватом штабелеукладчика, ручной или аккумуляторной тележки.

Перевозка пакетов грузов осуществляется на плоских, в ящичных или стоечных поддонах. Типы, основные параметры и размеры стандартных поддонов приведены ниже.

Перевозки пакетов могут осуществляться по следующим основным схемам:

А - со склада грузоотправителя на склад грузополучателя;

Б - со склада грузоотправителя через автостанцию (или несколько автостанций) на склад грузополучателя.

Грузоотправителем (грузополучателем) могут быть промышленные и торговые предприятия, железнодорожные станции, грузовые и автомобильные станции, базы и т.д.

Перевозка по схеме А осуществляется без промежуточных перегрузочных операций, по схеме Б - с выполнением перегрузочных операций на автостанциях, имеющих необходимые технические обустройства и оборудование для переработки пакетированных грузов.

По схеме А груз перевозят на поддонах грузоотправителя. При перевозке по схеме Б автостанция возмещает грузоотправителю из своего обменного фонда соответствующее количество порожних поддонов, а после сдачи груза грузополучателю пополняет свой обменный фонд поддонов из обменного фонда грузополучателя.

Грузоотправителям, не имеющим по каким-либо причинам обменного фонда поддонов, автостанция в каждом конкретном случае может предоставить необходимое количество поддонов из своего обменного фонда.

Порядок и сроки возврата или обмена поддонов (как по схеме А, так и по схеме Б) устанавливаются специальными соглашениями между грузоотправителем, грузополучателем и автотранспортным предприятием.

Перевозка порожних поддонов, принадлежащих грузоотправителю, оплачивается по действующим тарифам.

В целях стимулирования развития пакетных перевозок (в каждом конкретном случае по решению автотранспортного предприятия) перевозка порожних поддонов из обменного фонда грузополучателя (схема А) или из обменного фонда автостанции (схема Б) может осуществляться бесплатно.

При перевозке по схеме А пакеты формируют только на складе грузоотправителя; при перевозке по схеме Б формируют пакеты в подавляющем большинстве случаев также на складе грузоотправителя, но в отдельных случаях и на складе автостанции (при подгруппировке сборных отправок, особенно в ящичных и стоечных поддонах).

Габариты пакетов по высоте определяются объемным весом груза, грузоподъемностью погрузочных механизмов и должны обеспечивать наиболее полное использование грузоподъемности автомобилей.

Пакеты, сформированные на плоских поддонах, не должны иметь размеры, превышающие размеры поддона в плане более, чем на 30 мм на сторону.

Способ укладки пакета на поддоне должен обеспечивать транспортабельность и сохранность груза при переработке на складе в процессе погрузки и выгрузки, а также в пути следования.

Наибольшую устойчивость имеет пакет, сформированный вперевязь. Такой пакет может быть предъявлен к перевозке без увязки. При блочной укладке пакет требует увязки (крепления). Пакеты с ценными грузами (обувь, трикотаж, белье и т.д.) должны иметь обвязку, обеспечивающую целость пакета и невозможность доступа к грузу без нарушения обвязки или упаковки.

Крепление пакета путем вбивания в поддоны гвоздей, скоб и т.п. запрещается.

Увязку пакетов осуществляет, как правило, грузоотправитель, а при формировании пакетов на складе автостанции - автостанция.

Пакеты, предъявляемые к перевозке, должны быть замаркированы отправителем. При отправлении мелких отправок грузоотправителем маркируется каждое грузовое место. При отправлении мелких отправок автостанция маркирует каждый пакет.

Маркировка производится в соответствии с Правилами применения тарифов на междугородные централизованные перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования на регулярных автомобильных линиях.

Грузоотправитель обязан указывать в накладной в графе «Количество мест», помимо количества мест, количество пакетов, а в графе «Упаковка» - вид упаковки отдельных мест и тип поддона по ГОСТу.

Вес груза в пакете грузоотправитель указывает исходя из стандартного веса, указанного на грузовых местах, без учета веса поддонов. Вес поддонов отдельно не указывается.

При пере возке по схеме Б автостанция принимает, отправляет и сдает пакетированные грузы с проверкой количества грузовых мест по наружному осмотру без разборки пакетов.

Поврежденные грузовые места по требованию грузополучателя выдаются с проверкой веса.

Пакеты грузов при погрузке размещают равномерно по всей площади платформы автомобиля.

Автомобили необходимо загружать пакетами до полной вместимости или грузоподъемности.

Высота пакетов, предназначенных для перевозки на бортовых автомобилях, не должна превышать 2300 мм.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: