Инструменты и вспомогательный состав

Узелковый батик особенности и техника выполнения

Содержание

1. Характеристика

2. Какая ткань нужна?

3. Красители

4. Инструменты и вспомогательный состав

5. Технология

6. Как закрепить состав?

Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай. А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска. Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.

Характеристика

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.

Какая ткань нужна?

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:

  • бязь;
  • ситец;
  • сатин;
  • тонкое простынное полотно.

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.

Красители

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Технология

Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.

Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: