ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ «НОВОЙ» ЭКОНОМИКИ
В мировой экономике началась эпоха, которую характеризует небывалое ожесточение конкуренции; «коммодизация» (превращение ранее уникальных предметов в рядовые); стремительность перемен; быстрое устаревание технологий, идей и профессий; проникновение Интернета во все сферы экономики. Вес это в совокупности получило название «новая» экономика. Некоторые авторы как синонимы используют категории «экономика услуг», «экономика знаний», «сетевая экономика» и др.
«Новая» экономика – определенный этап эволюции. Сначала была экономика, основанная на физическом труде и сельском хозяйстве. Ее сменила индустриальная экономика, базирующаяся на использовании природных ресурсов. На смену ей пришла экономика постиндустриальная – экономика знаний, информации или «новая» экономика, т.е. такая экономика, в которой изменения происходят постоянно, где инновации важнее, чем массовые продукты, где человек работает не руками, а, прежде всего, умом.
Отличительной чертой современного общества является главенствующее значение информации для экономического и социального прогресса. Новейшие информационно-коммуникационные технологии и их яркое воплощение Интернет оказывают мощное преобразующее воздействие на все сферы жизни современного общества и наиболее масштабно – на экономическую.
«Новая» экономика – это не просто заметная тенденция или явление, а новая эпоха в развитии глобализирующейся мировой экономики, материальная основа постиндустриального информационного общества. «Новая» экономика и структурно, и институционально, и как механизм развития существует рядом с традиционной экономикой (в ряде случаев вырастает из нее), переплетается, взаимодействует с ней, образуя интегрированные, переходные формы.
Обычно к «новой» экономике относят те отрасли, в которых производится компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, создается вся система формирования, хранения, распоряжения и получения информации, в значительной степени построенная на системе Интернет. Однако это узкое понимание новой экономики. Помимо ИКТ в основе «новой» экономики лежат и иные технологии, такие как: биотехнология, нанотехнологии, технологии сбережения ресурсов, создания новых материалов, экотехнологии и др. Таким образом, «новая» экономика – это экономика, основанная на знаниях, экономика интеллектуальных услуг, где интеллектуальная составляющая перевешивает традиционные материальные факторы. Именно современные технологии менеджмента и маркетинга являются тем рычагом, который заводит всеь механизм «новой» экономики, раскрывая продуктивность и эффективность новых факторов производства, таких как: так называемое «невесомое богатство» (неосязаемые активы, незримый капитал, интеллектуаольный капитала специалистов, бренд, имидж, деловая репутация компании и др.).
Принципиальные особенности «новой» экономики:
1). Дискретность знания как продукта (не может быть знания наполовину или на треть, или оно есть или его нет);
2). Знания доступны всем, без какой-либо дискриминации.
3). Особенность знания состоит в том, что это информационный продукт, т.е. после его потребления оно не исчезает как материальный продукт.
Результаты развития «новой» экономики:
- возникло в той или иной степени однородное глобальное рыночное пространство;
- развивается новое мировое разделение труда;
- модифицировались функции международной торговли;
- сформировалась мировая экономика с сетевой структурой;
- всемерное развитие получили аутсорсинговые отношения;
- сформировалась глобальная финансовая экономика- финансомика и др.
Именно взаимодействие «новой» экономики на локальном уровне с глобализирующейся мировой экономикой постепенно превращает процесс экономической глобализации в глокализацию.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ,