Классификация шрифтов

Для удобства выбора и использования шрифты принято классифицировать, делить на группы. Это можно делать в зависимости от исторических, пластических свойств и назначения шрифта.

Текстовые шрифты (text faces) Шрифты, предназначенные для набора сплошных текстов, принято называть текстовыми (а совсем не наборными, как о них иногда ошибочно говорят. Наборный шрифт — любой, которым можно набирать: металлический, деревянный, фотонаборный, цифровой). Текстовые шрифты наиболее консервативны в отношении формы. Они должны быть максимально привычными и незаметными, чтобы не отвлекать читателя от содержания текста.

Заголовочные и выделительные начертания (display faces) Заголовочные и выделительные начертания — обычно часть текстовой гарнитуры. Они встречаются в сплошном тексте и служат для того, чтобы привлечь внимание к его фрагментам или заголовку. По рисунку заголовочные начертания немногим отличаются от текстовых, но предназначены для более крупных кеглей (начиная с четырнадцатого). К заголовочным начертаниям относятся начертания более жирные, более светлые или более контрастные, чем это необходимо для набора сплошного текста.

Акцидентные шрифты (display faces) Акцидентные шрифты ещё называют декоративными (ещё они частично совпадают с понятием афишноплакатных шрифтов). Их главная задача — привлечь внимание читателя. Обычно акцидентные шрифты используются в крупных кеглях.

Какими бывают шрифты

Обычно оформление текста начинается с выбора шрифтов. Их все можно разделить на пять групп: антиквы, гротески, брусковые, рукописные, декоративные.

Антиквы — это первое типографическое достижение человечества. Для латинского алфавита антикву разработали в 15 веке. Шрифту предшествовало письмо от руки: поэтому у всех букв есть засечки, а начертания основаны на дуктальном принципе — есть тонкие и толстые линии, как от движения пера.

Антиква старого стиля. Apple использовали шрифт Garamond. Он живой, детализированный, с умеренным контрастом между толщинами линий, знаки открытые

В 17 веке в эпоху барокко антиква трансформировалась — контраст толщин увеличивался, линии становились более жесткими и механистичными, внешне буквы все более отдалялись от рукописных.

Переходная антиква эпохи барокко на обложке каталога с «лабутенами»

В конце 18 века для французских революционных плакатов начали создавать антиквы нового стиля. Сейчас такие шрифты часто используют в заголовках и логотипах.

У новых антикв огромная разница между толщинами в буквах — это хорошо в большом масштабе для привлечения внимания

Гротески. Они с нами сравнительно недавно. В 19 веке их начали активно применять для газетных заголовков, плакатов и афиш — такие буквы были четко различимы издалека. К началу 20 века их стали брать и для набора больших текстов: форма начертания тут проще, чем в антикве, и печать обходилась дешевле. Сейчас гротески повсеместно нас окружают и никакого удивления не вызывают.

Это — Franklin Gothic, который относится к старым гротескам. Овалы вытянутые, все буквы закрытые и тяготеют к одной ширине.

В 50-х годах возникли неогротески. Они развивались в традициях швейцарской школы — это стандартные, незаметные, функциональные шрифты, обычно имеющие много вариантов начертаний.

Самый популярный неогротеск — Helvetica. Нейтральный шрифт, который подходит для любых ситуаций

Другие шрифты

Брусковые буквы развиваются с 19 века. Для гротеска в них слишком явная разница толщин и мощные засечки. Для антиквы — разница толщин слишком маленькая, а засечки слишком грубые. В итоге вышел гибрид — странный, но симпатичный.

Некоторые брусковые шрифты развивались из антиквы, другие  —  из гротесков. Тут представлен первый случай

Наконец, декоративные шрифты – это все, что не вписывается ни в какие рамки.

Если вы вообще не понимаете, что за шрифт перед вами — значит он декоративный. Такие буквы хороши для заголовков, если использовать их дозированно

Сейчас новые шрифты создаются каждый день. Многие гарнитуры стали своеобразной классикой, и крупные компании с удовольствием их используют. А вот новые шрифты имеют свойство устаревать — чем сложнее их форма, тем быстрее наш мозг улавливает паттерн и привыкает к нему. И повторное появление шрифта у другого бренда вызовет ощущение дежавю. Поэтому выбирать стоит или старые проверенные шрифты, или совсем свеженькие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: