Изобразительные импровизации и художественные

Развитие творческих способностей на уроках  музыки с применением импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности учащихся.

Под музыкально-творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направленно на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате усилиями детей создается продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических упражнений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. Истоки детского музыкального творчества лежат в традициях народного песенного творчества и в приемах народного исполнительства. Импровизируя, дети стараются передать заданное настроение, осваивая при этом элементы музыкальной выразительности. Музыкальная импровизация и конструирование машины требует от ученика сходных усилий. Импровизатору не известно решения стоящей перед ним задачи, ему надо решать ее независимо от того, было ли до него это решение найдено кем-то другим. Развитие детского творчества начинается с заданий требующих первоначальной ориентировки (измени, придумай, сочини). Затем следует переход к заданиям, способствующим усвоению приемов творческих действий, поиском решения, и далее – к более трудным заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия, на использование сочиняемых мелодий в жизни.

 

Ввожу в практику такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но и были доступны и интересны каждому ученику.

А таких форм немало.

 

 Инструментальные импровизации.

  1. Использование ударных инструментов при подборе ритмоформулы.
  2. Подбор знакомых песен, мелодий на инструментах со звуковысотной основой.
  3. Свободное ритмическое сопровождение к пьесам, песням.

Одним из используемых видов импровизации стал детский музыкальный оркестр, когда восприятие музыки происходит через игру на доступных ребенку музыкальных инструментов.

 

Пластические импровизации

  1. Игра на воображаемых инструментах.
  2. Передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песен.
  3. «Озвучивание» попевок.

Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Жест, движение, пластика обладает особенными свойствами обобщать эмоциональное состояние. Можно привести в пример дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Зачем я использую данную форму на уроке? Дети любят двигаться, это их естественная потребность. В движении под музыку материал запоминается лучше. При выборе подходящих движений я обращаюсь к методике пластического интонирования Вероники Коуэн, ритмике. При знакомстве с новыми попевками, я применяю разучивание с метроритмическим показам. Проведение распевки – обязательный элемент

урока и чтобы ее быстрее усвоить и правильно выполнить, ученики помогают себе жестами. Исполнение и разучивание происходит с показом нисходящего движения каждой фразы руками, затем импровизируют, подбирая свои движения. Далее можно усложнять задания.

Речевые импровизации.. К речевым импровизациям относятся: поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно, а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам.

В своей педагогической практике я применяю речевые импровизации. Только сначала нужно добиваться от учеников синхронности произнесения слов, потому что им на уроке музыки предстоит много дел делать вместе – петь песни, слушать музыку, отгадывать музыкальные загадки, играть в музыкальные игры, а работе над дикцией уделяю много внимания, потому что при пении песен надо научиться чисто и четко проговаривать слова.

Разбор характера песни предлагаю ученикам после исполнения знакомой песни. Тема «П.И. Чайковский» 4 класс, «Народная песня в симфонии» 4 класс. Так, после пения песни: «В поле береза стояла» я спрашиваю у школьников:

- Расскажите, какой характер у этой песни? (плавная, протяжная, медленная, негромкая).

Также учу детей в начальных классах определять характер попевок.

При работе над дикцией я использую специальные упражнения. Объясняю школьникам, чтобы песня была исполнена красиво и всем понравилась, они

должны учиться четко и понятно выговаривать слова и слоги.

Дети повторяют и запоминают текст упражнения. Затем выполняют речевую импровизацию – сначала тихо и спокойно, затем быстрее и громче. Последний вариант – сначала громкая скороговорка, затем тихая скороговорка с тщательным проговариванием слов.

Ученики импровизируют, произнося фразы на разной скорости и с разной силой звука.

Вокальные импровизации К вокальным импровизациям относятся: пропевание имен, музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе), завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу), свободное сочинение (мелодий, песен, попевок на заданный текст).

На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Вокальную импровизацию в виде сочинения я широко использую в своей практике. Этот вид творчества очень нравится ученикам младших и старших классов. Начинаю от простого к сложному, используя творческие задания. Так, при учении тем во 2-ом классе «Музыка выражает чувства», «Музыка передает движения», в обобщающих темах я применяю творческое задание: «Я композитор» (сочинить мелодию на заданные стихи).

Изобразительные импровизации и художественные

  1. импровизации Рисование на сюжеты музыкальных проведений.
  2. Подбор иллюстраций к музыкальным произведениям.

Данные импровизации состоят из образного видения и слушания произведений различных видов искусства и запечатление этого в слове, рисунке, звуке (музыкальное, литературное, живописное, графическое и цветное моделирование).

Театральные импровизации и игровые импровизации Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – лепкой из глины, пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен, оформлением афиш и программ концертов. Игровые импровизации реализуются в играх на сравнение, в загадках, дописывании стихов и т.д. Также уделяется большое внимание

постановкам кукольного театра, театральным постановкам. Театральные импровизации решают многие психологические проблемы общения. Застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действии, почувствовать себя в центре жизни, а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Ассоциативные импровизации и звукографические Данный вид импровизаций способствует активной творческой деятельности детей.

Звукографическая импровизация (устная и письменная) изображает музыкальные штрихи мелодию и служит для лучшего усвоения детьми элементов музыкальной грамоты. При изучении музыкальной грамоты во всех классах я использую творческое задание «Речевая мелодия» («Азбука музыкальной фантазии» Л. Борухзон). Выразительно прочитай четверостишие и вслушайся в свой голос.

Светлый день, светлый день

Солнце светит ярко!

Я спешу укрыться в тень,

Мне на солнце жарко.

Получилось своеобразная «речевая» мелодия. Попробуй, следуя своей «речевой» мелодии при чтении стихов, изобразить ее в виде линии.

Ассоциативные импровизации способствуют развитию ассоциативного мышления, находить ассоциации с природой, с жизненными ситуациями.

Арт-терапевтические импровизации. Уроки музыки обладают силой арт-терапевтического воздействия. Музыкальное импровизирование рассматривается как метод музыкальной терапии, которая корректирует эмоциональные отклонения, двигательные и Артречевые расстройства, отклонения в поведении при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Различные формы импровизации встречаются и в игротерапии, сказкотерапии и танцевальной терапии. Все эти формы широко используются в образовании. Это связано с поиском новых способов для нейтрализации негативных эмоций и хронического утомления, а также новых методов воздействия и коррекции нарушений психических и физических состояний.

Арт-терапевтические импровизации

 Импровизация различных видов помогают проявить интерес к музыкальным занятиям и к искусству и в общее. Учащиеся стали более внимательны на уроках, лучше понимать требования учителя. Включение импровизации в процесс обучения обеспечивает постоянные включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, что ведет к развитию и познавательной самостоятельности и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: