Тема 1. Ценa-инструмент рыночной экономики

            При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых рынках необходимо внимательное изучение факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности.

Исследование возможностей управления внешнеторговой сделкой в условиях рынка предполагает изучение процессов приобретения, реализации и извлечения прибыли во внешнеторговой деятельности на основе систематизации сведений о структуре и содержании этапов подготовки и проведения внешнеторговых операций. Данный процесс тесно связан с принципами осуществления государственного контроля правильности проведения внешнеторговых сделок, а также совершенствования форм и способов эффективного управления в части определения таможенной стоимости товаров, пересекающих границу РФ.

Тема 2 Ценовая стратегия и ценовая политика во внешнеэконо­мической деятельности предприятия.

Чтобы представить процесс формирования цены импор­тного товара еще до заключения внешнеторговой сделки, на­чиная от его продвижения на рынок в стране экспортера (контрагента внешнеторговой сделки за рубежом), попы­таемся определить, какие подходы к ценообразованию ис­пользуются за пределами России. На примере материалов, являющихся обобщением трудов одного из крупнейших спе­циалистов по маркетингу США Филиппа Котлера [52, с. 12-35], рассмотрим, каким образом происходит установление цены на товар в американской фирме-производителе.

Методика расчета исходной цены состоит из нескольких этапов: определение спроса, оценка издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.

Минимально возможная цена определяется себестоимо­стью продукции, максимальная — наличием каких-то уни­кальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров-кон­курентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме следует придерживаться при назначении цены.

Фирмы придерживаются следующих методов ценообра­зования:

— расчет цены по методу «средние издержки плюс при­быль»;

— расчет цены на основе анализа безубыточности и обес­печения целевой прибыли;

— установление цены исходя, из ощущаемой ценности товара;

— установление цены на основе уровня текущих цен;

— установление цены на основе закрытых торгов.

При расчете цены по методу «средние издержки плюс прибыль» начисляется торговая наценка на себестоимость товара. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объема продаж, оборачивае­мости товарных запасов и соотношения между марками производителей и частными марками.

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обес­печения целевой прибыли основан на учете издержек пред­приятия. Фирма стремится установить цену, которая обес­печит ей желаемый объем прибыли. Этим методом пользуется корпорация «Дженерал Моторс». Она назнача­ет на свои автомобили цены с таким расчетом, чтобы полу­чить 15-20% прибыли на вложенный капитал.

 

 

Тема 3 Мировая цена как база расчета цен внешне­торговых контрактов.

Для определения взаимосвязи категорий «стоимость то­вара», «цена внешнеторговой сделки» и «таможенная сто­имость ввезенного товара» проанализируем некоторые понятия, базирующиеся на фундаментальных законах эко­номики.

Согласно экономической теории стоимость товара — это воплощенный в товаре и овеществленный в нем обществен­ный труд товаропроизводителя. Стоимость создается в про­изводстве, проявляется в обмене, когда изготовленный то­варопроизводителем товар приравнивается к другим товарам. Величина стоимости товара определяется количе­ством труда, необходимого для его производства, и измеря­ется рабочим временем. Так как разные товаропроизводи­тели затрачивают на производство одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары имеют различную индивидуальную стоимость. Но поскольку сто­имость воплощает общественный труд, величина обще­ственной (рыночной) стоимости не может определяться ин­дивидуальными затратами труда. Общественная стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем:

— временем, затраченным на изготовление товара при данных общественно нормальных условиях производства и  среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда;

— или временем, затраченным на производство основ­ной массы товаров данного вида.

Регулирование обмена товаров происходит в соответ­ствии с количеством затраченного на их производство об­щественно необходимого труда на основании объективного экономического закона товарного производства — закона стоимости. Закон стоимости — по К.Марксу — экономичес­кий закон товарного производства, регулирующий обмен то­варов в соответствии с количеством затраченного на их про­изводство общественно необходимого труда (общественной стоимостью). В сфере обращения товаров и капиталов в эко­номике с полным или частичным саморегулированием про­цессов производства и реализации товаров и услуг в усло­виях конкуренции (то есть в рыночной экономике), закон стоимости выступает как стихийный регулятор обществен­ного производства.

Экономическая категория «цена товара» служит денеж­ным выражением стоимости товара и предназначена для 'косвенного измерения величины затраченного на производ­ство товаров общественно необходимого рабочего времени. В основе уровней и соотношений цены также лежит закон стоимости. В условиях рыночного равновесия цена на то­вары и услуги определяется их предельной полезностью для потребителя. Регулирующий механизм закона стоимо­сти заключается в колебании цен, в их отклонении от об­щественной стоимости в результате конкурентной борьбы под влиянием спроса и предложения и сводится к следую­щему: превышение рыночной цены над стоимостью стиму­лирует рост предложения, а следовательно, производства товаров; отклонение рыночной цены ниже стоимости вы­зывает сокращение производства; когда уменьшается ра­бочее время, затрачиваемое на производство товара, цены падают, когда оно увеличивается - повышаются при про­чих равных условиях и цены. Рыночная стоимость това­ров является «центром тяготения*», вокруг которого колеблются цены. В то же время на динамику цены оказывают влияние и другие факторы (эластичность спроса, валютные курсы, социальные факторы), которые могут вызывать от­клонения цены от стоимости: «возможность количествен­ного несовпадения цены с величиной стоимости, или воз­можность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены» (Маркс К. и Энгельс-Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 112). Однако в общественном мас­штабе эти отклонения взаимно погашаются, и сумма цен совпадает с суммой стоимостей товаров. Соотношения цен конкретных товаров устанавливаются с учетом различий в их потребительских свойствах, качестве.

    В основе рыночной цены на товар лежит цена производ­ства — превращенная форма стоимости в условиях товар­ного производства, где цена товара определяется его стоимо­стью. Разность между ценностью продукции фирмы или отрасли (то есть между общей выручкой, полученной от про­дажи этой продукции) и стоимостью затрат сырья, комп­лектующих изделий и услуг, покупаемых для обеспечения выпуска этой продукции, выражается в добавленной сто­имости, — величине, которую фирма присоединяет к куп­ленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции. Затраты покупателя на приобрете­ние и использование товара на протяжении нормативного периода его эксплуатации формируют цену потребления. Таким образом, рыночная цена товара складывается из цены производства, в которую входит стоимость затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, добавленной сто­имости и затрат покупателя на приобретение и использо­вание товара.

На мировом рынке происходит хозяйственное взаимо­действие государств в связи с реализацией товаров и услуг, представляющее собой совокупность внешнеторговых опе­раций стран мира в сфере товарного обмена. Такое взаимо­действие базируется изначально на мировых ценах. Миро­вые цены — в международной торговле — цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импорт­ных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции. Мировая цена — в экономической теории — международная цена на товар или услугу, определяемая на основе соотношения мирового спроса и предложения.

 

Тема 4. Методы и этапы формирования цен внешне­торговых контрактов.

При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются: еди­ница измерения цены, базис цены, валюта цены, способ фиксации цены и уро­вень цены.

Единица измерения цены. Порядок определения единицы измерения цены зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле дан­ным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена за:

• определенную количественную единицу (или за определенное число еди­ниц) товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным това­ром единицах измерения (веса, длины, площади, объема, штук, комплек­тов и т. д. или в счетных единицах — сотни, дюжина);

• весовую единицу исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);

• весовую единицу в зависимости от колебаний натурного веса, содержа­ния посторонних примесей и влажности. При поставке товара разного качества и ассортимента цена устанавливает­ся за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если по одному контракту поставляется большое число разных по качественным характерис­тикам товаров, цены на них, как правило, указываются в спецификациях, со­ставляющих неотъемлемую часть контракта.

При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие части и указываются в приложении к контракту.

Если в основу цены кладется весовая единица, необходимо определить ха­рактер веса (брутто, нетто), или оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанав­ливается за штуку, за комплект.

Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, склад­ские и другие расходы по доставке товара в цену товара.

Валюта цены. Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте «третьей страны». При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, суще­ствующие в торговле этими товарами.

Например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину — в американских долларах.

Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению (подробнее см. ниже).

Способ фиксации цены. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.

При установлении подвижной цены в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в контракте. Эта оговорка носит название «оговорки о повышении или снижении цены».

Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (2-5%), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в кон­тракте обязательно должен быть оговорен источник, по которому следует су­дить об изменении рыночной цены. Подвижные цены чаще всего устанавлива­ются на промышленные сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам. Цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе исполнения контракта. В контракте в этом случае оговариваются условия фиксации и принцип определения уровня цены. Например, цена может устанавливаться по договоренности сторон перед поставкой каждой предусмотренной контрактом партии товара или при долгосрочных поставках перед началом каждого календарного года. Покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения сделки с оговоркой: какими источниками информации о ценах ему следует пользоваться для опреде­ления уровня цены. Так, при сделках на биржевые товары оговаривает­ся, по котировкам какой биржи и по какой рубрике копировального бюл­летеня будет определяться цена, а также срок, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену в контракте. Такие сделки носят название «онкольные».

Тема 5. Особенности формировании цен внешнетор­говых сделок.

Основное преимущество метода установления цен на основе издержек про­изводства заключается в его простоте. Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется величина, покрывающая неучтенные затраты и включающая прибыль фирмы.

Учет издержек производства осуществляется на основе калькуляции. Фор­мальная схема калькуляции экспортных цен мало отличается от схемы, исполь­зуемой при расчете внутренних цен. Основное отличие экспортной калькуля­ции от внутренней заключается в дополнительных расходах по сбыту, а именно:

• комиссионное вознаграждение продавцов и представителей;

• импортные таможенные расходы в стране покупателя;

• транспортные издержки;

• затраты на финансирование;

• расходы по страхованию товара;

• расходы по упаковке;

• резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;

• расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.

На практике существуют два основных подхода к использованию данного метода при определении цены:

1) с использованием полных издержек производства;

2) с использованием предельных издержек производства.

Суть первого метода состоит в исчислении совокупности затрат на единицу продукции, то есть полных издержек производства. К полученной сумме сово­купных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

При установлении цены товара на основе метода предельных издержек учи­тываются только те затраты, которые имеют непосредственное отношение к его производству.

Согласно методу определения цен с ориентацией на спрос, цена товара оп­ределяется исходя только из спроса на него, то есть из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. Производственные затраты рассматриваются в этом случае как ограничительный фактор, который показы­вает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет.

Данный метод успешно используется при условии наличия на рынке взаи­мозаменяемых товаров, позволяющих покупателю сравнивать аналогичные товары между собой и делать для себя выводы о них. Применение данного мето­да при определении цен на экспортную продукцию вряд ли оправдано, посколь­ку спрос в данном случае есть лишь число заключенных контрактов. Ни у про­давцов, ни у покупателей нет в этом случае возможности сравнивать между собой различные типы изделий, поскольку конкретные, четко обусловленные качественные характеристики этих изделий уже оговорены в контракте, где зафиксирована и соответствующая этому изделию цена.

Помимо действующих на рынке факторов спроса фирма должна также при­нимать во внимание и действия конкурентов.

Расчет экспортных цен по методу с ориентацией на уровень конкуренции производится следующим образом:

• из имеющейся базы данных делают выборку наиболее свежих сведений о ценах на товары конкурентов, аналогичные (сопоставимые) тем, кото­рые мы желаем экспортировать;

• заносят в заранее приготовленную таблицу основные технико-экономи­ческие показатели того и другого товара, включая условия поставки и цены;

• с помощью поправок цену Экспортируемого товара приводят к условиям

реализации на выбранном рынке;

Поскольку конкурирующих товаров несколько, получают усредненную цену относительно всех упомянутых товаров. Эта цена и является базой для перего­воров с покупателями.




double arrow
Сейчас читают про: