Пожилого и старческого возраста

СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ

для студентов 5 курса очной формы обучения

специальность 030301 ПСИХОЛОГИЯ

специализация «Социальная психология»

 

 

Составитель:

ассистент кафедры социальной психологии  

Т.А. Петрова

 

Обсуждено на заседании кафедры

 

_____________________Протокол №_______

 

Заведующий кафедрой социальной психологии

 

_____________________Е.Д. Короткина

 

 

ТВЕРЬ 2006

 



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………………………. 3
Учебная программа дисциплины «Социальная геронтология» …….………………….   4
Рабочая учебная программа дисциплины «Социальная геронтология»….…………….     6
Планы и методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине «Социальная геронтология»..……………….     8
Список литературы (обязательный и дополнительный)………………………………… 13
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная геронтология»………………………………………………… 14
Требования к рейтинг-контролю …………………………………………………………. 30
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Социальная геронтология» …………….………………………………. 32
   
   
   
   
   
   


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная геронтология»  составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта II поколения.

Основные цели дисциплины:

· ознакомление будущих специалистов со своеобразием социально-психологических проблем пожилых и старых людей; 

· изучение современных направлений социальной геронтологии.

Задачи дисциплины:

· рассмотрение старости как социального феномена;

· изучение социального положения и психологического опыта пожилых как специфической социовозрастной группы;

· концентрация внимания на проблемах социоэкомического статуса и социальных ролей престарелых;

· анализ различных представлений и социальных аттитюдов старости;

· рассмотрение механизмов формирования образа старости в современном обществе;

· обозначение реальных и перспективных путей в социально-психологической работе с пожилыми людьми.

 

Дисциплина «Социальная геронтология» является дисциплиной специализации для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 020400 «Психология», по специализации «Социальная психология».

 

В процессе изучения данной дисциплины у студентов формируются научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии социальной геронтологии, ее значении в решении социально-психологических проблем пожилых и старых людей. С опорой на теоретический материал, полученный в курсах «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», студенты углубляют свои знания об основных социально-психологических особенностях пожилых и старых людей. Практические занятия курса «Социальная геронтология» направлены на формирование умения выявлять причины социально-психологических проблем в пожилом возрасте. Изучение основных исследовательских направлений и практического опыта отечественных и зарубежных психологов по данной проблематике, оценка их эффективности позволяет выработать у студентов навыки социально-психологической работы с пожилыми и старыми людьми.

 

Формой итогового контроля является зачет.

 



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СОДЕРЖАНИЕ Дисциплины

«СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ»

 

РАЗДЕЛ 1. Введение в социальную геронтологию

 

Тема 1.1. Социальная геронтология. Основные понятия и подходы.

Геронтология – наука о старости и старении. Объект, предмет изучения социальной геронтологии. Общие понятия о старости и старении. Старость в социальном контексте. Подходы к изучению старости.

 

Тема 1.2. История развития социальной геронтологии. Современные проблемы социальной геронтологии

       Представления о старости в античности: труды Гиппократа, Платона, Аристотеля и др. Отношение к старости в восточных философско-этических системах. Эпохи геронтофобии и геронтофилии в истории развития человечества. Развитие социальной геронтологии в России. И.И. Мечников, И.П. Павлов, А.А. Богомолец и др. выдающиеся ученые и их заслуги в развитии социальной геронтологии.

Современные проблемы социальной геронтологии. Демографическое старение общества и связанные с ним социально-экономические и социально-психологические проблемы. Теории социальных изменений в пожилом возрасте.

 

РАЗДЕЛ 2. Социально-психологические основы

Изучения образа старости

 

Тема 2.1. Старость как социальный феномен

            Подходы к определению старости как феномена социальной жизни. Пожилой человек как социокультурный тип. Возраст как социокультурный феномен.

 

Тема 2.2. Механизмы создания образа старости

       Влияние геронтологического категориального аппарата на социальную интерпретацию старости. Геронтологические стереотипы. Влияние геронтологической информации на конструирование социально-психологического образа старости.

 

Тема 2.3. Социальные стереотипы и аттитюды к старению и старости

            Социальные стереотипы и аттитюды к старению и старости. Причины возникновения негативных социальных стереотипов. Социально-психологические подходы к изучению стереотипов пожилых людей и процесса старости.

РАЗДЕЛ 3. Социально-психологические проблемы

пожилого и старческого возраста

Тема 3.1. Социально-психологические причины одиночества пожилых людей

Понятие одиночества. Психологические теории, объясняющие феномен одиночества. Виды одиночества. Особенности переживания чувства одиночества пожилыми людьми. Причины одиночества. Экономические и социальные аспекты одиночества в старости. Силлогизм: старый = живущий один = одинокий.

 

Тема 3.2. Социально-психологические особенности отношения человека к собственному старению.

       Типология стратегий отношения к старению. Роль личности в формировании психосоциального статуса старого человека.

 

Тема 3.3. Социально-психологические особенности отношения пожилого человека к смерти. Проблемы эвтаназии.

Исторический анализ отношений людей к смерти. Стадии развития мыслей об умирании. Умирание и механизмы переноса горя. Особенности психологической работы с умирающими. Понятие об эвтаназии. Правовые, моральные и психологические проблемы реализации процесса эвтаназии.

 

Тема 3.4. Социально-психологические проблемы адаптации к статусу «пенсионер». Социально-психологические проблемы социализации пожилых людей.

 Выход на пенсию как социально-психологическая проблема. Аттитюды к выходу на пенсию. Психологические особенности личности «пенсионера» как определенной социальной группы. Социально-психологические факторы, влияющие на адаптацию к новому социальному статусу «пенсионер».

Социализация личности в пожилом возрасте. Общение пожилых людей как сфера социализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: