(по юридической силе)
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| ЗАКОНЫ – нормативные правовые акты, принимаемые исключительно представительными органами власти или народом на референдуме в особом процессуальном порядке, установленном Конституцией РФ, обладающие высшей юридической силой и направленные на урегулирование наиболее важных общественных отношений. | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ (с учетом сферы распространения) | ||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| Конституционные законы |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| Обыкновенные законы |
| Общие | ||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
| Основной закон станы |
|
|
| Указы Президента |
| ||||||||||||||||||||||||
|
| Конституционные федеральные законы |
| Постановления Правительства |
| |||||||||||||||||||||||||
| Кодифицированные законы | Некодифицированные (текущие) законы | ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Акты министерств и ведомств |
| ||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| Основы |
| Кодексы |
| Федеральные законы | Акты органов местного самоуправления | |||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
| Материальные |
| Процессуальные | Локальные (внутриорганизационные) акты | ||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДЕЙСТВУЮТ:
|
|
|
| ||||||||||||
| ВО ВРЕМЕНИ |
| В ПРОСТРАНСТВЕ |
| ПО КРУГУ ЛИЦ | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| Вступление в силу: - с момента опубликования; - со времени, указанного в самом нормативном правовом акте или специальном акте о введении его в действие; - по истечении определенного срока после опубликования (обнародования). | Акты, распространяющие свое действие на всю территорию государства. | Нормативные правовые акты распространяют свое действие с учетом их политико-правового статуса адресата нормативного предписания: - граждане государства, - иностранцы, -лица без гражданства, - беженцы. | ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||||
| Акты, распространяющие свое действие на определенную часть территории государства. | ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
| Утрата силы (прекращение действия): - по истечении срока действия акта, на который он был принят; - в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт (косвенная отмена); - на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена). | Акты, действие которых распространяется за пределы территории государства. | Целый ряд нормативных правовых актов распространяется только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Например, акт может быть адресован преимущественно военнослужащим, пенсионерам, студентам, работникам Крайнего Севера и т.д. | ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||||
| Акты, действующие лишь на территории отдельно взятого предприятия, учреждения или организации (локальные акты). | ||||||||||||||
| Примечание | Примечание | |||||||||||||
| Примечание | Следует отметить, что на территории государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. | В некоторых случаях действие нормативных правовых актов напрямую зависит от таких факторов как пол, возраст лица, его психическое состояние, объем дееспособности и пр. | ||||||||||||
| По общему правилу нормативные правовые акты не имеют обратной силы, т.е. не распространяют свое действие на те отношения, которые существовали до принятия акта. | ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
Систематизация нормативных правовых актов
| СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ – упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в единую, стройную, внутренне согласованную систему. | |||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||
| Учет – деятельность по сбору нормативных правовых актов, их хранению, поддержанию в контрольном состоянии, созданию поисковой системы, обеспечивающей быстрое и точное нахождение необходимой правовой информации. | |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
| Инкорпорация – объединение нормативных правовых актов без изменения их внутреннего содержания в сборники и собрания по, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. | |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| По субъекту упорядочения: |
|
| По способу (критерию) упорядочения: | |||||||||
|
|
| ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
| Официальная – утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты. |
| Предметная инкорпорация – расположение нормативных правовых актов по предмету регулирования. | |||||||||||
|
|
| ||||||||||||
|
| |||||||||||||
| Полуофициальная (официозная) – утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами. | |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
| Хронологическая инкорпорация – расположение нормативных правовых актов по времени издания. | |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
| Неофициальная – создание и издание сборников организациями, отдельными лицами по своей инициативе без санкции компетентных государственных органов. | |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
| Консолидация – объединение нормативных правовых актов без изменения их содержания в единый нормативный правовой акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. | |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
| Кодификация – объединение нормативных правовых актов в единый, логически цельный нормативный правовой акт с изменением их внутреннего содержания. | |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
| Всеобщая кодификация – все законодательство государства подвергается переработке. | Отраслевая кодификация – нормы определенной отрасли законода-тельства подвергаются переработке. | Специальная кодификация – переработке подвергаются нормы определенного правового института | |||||||||||






