Типичные речевые ошибки

Задание: Прочитайте конспект (вдумчиво, не спеша, информации очень много) и выполните упражнение. Подобное задание будет на экзамене.

Перепишите неправильный вариант, определите вид ошибки (речевая, грамматическая, логическая), запишите исправленный вариант.

1) Самый наибольший вред наносит человеку курение.

2) Устав после занятий, мне не читалось.

3) Большинство времени проходит бесплодно.

4) Я перешел на более экономический тариф.

5) Я хочу поднять тост за здоровье именинника.

 

 

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

1) Подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

2) без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова.

 Правильно: более легко или просто легче.

3) оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания;

 Правильно: оплатить (что?) проезд, или заплатить (за что?) за проезд.

4) Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2).

Правильно: Я покатался на катке и теперь у меня болят ноги. В сочинении я хотел рассказать о значении спорта, а так же то, почему я его люблю.

Виды грамматических ошибок:

1. Ошибочное словообразование — Трудолю бим ый, над смехаться.

2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуд а техники, не хватает врем я.

3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.

4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.

5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.

6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.

7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.

Правильно: Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающихся джазом.

8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей.

9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Правильно: большинство возражало

10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.

11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…

Правильно: Когда читаю текст, у меня возникает такое чувство…

13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Правильно: Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом.

14. Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.

Правильно: Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить и уважать друзей.

15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Правильно: Когда герой опомнился, было уже поздно.

17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Правильно: Замирает на мгновение сердце и вдруг стучит вновь.

Виды речевых ошибок:

1. Типичные грамматические ошибки. Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Правильно: Мы были восхищены прекрасной игрой актеров.

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Были приняты эффектные меры.

Правильно: были приняты эффективные меры.

3. Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.

Правильно: В последнем предложении…

4. Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.

5. Нарушение лексической сочетаемости — ​​​​​​ Автор увеличивает впечатление.

6. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный.

Правильно: Прекрасный юноша. Лишние слова молодой (т.к. юношами итак называют молодых людей) и очень.

7. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

8. Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

9. Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1. Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует:...даст.., научит... или...дает.., учит...);

3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4. Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

5. Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);




Типичные речевые ошибки

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:

1. Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в приведённом предложе­нии, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);

2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знако­мо во многих странах (вместо слова изве­стно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и этонам неимпонирует (в дан­ном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены);

3. Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста ве­селый, а не мажорный мотив застав­ляет нас задуматься (антитеза требует точ­ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «веселый» и «мажорный» антонимами не являются;

4. Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Ошибки при употреблении фразеологизмов

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении:

· Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;

· Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);

· Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);

· Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;

· Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);

· Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;

· Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

 

Логические ошибки - это ошибки в смысловом построении текста и отдельных предложений. Например:

Он облокотился спиной на батарею – неправильный вариант, облокотиться – значит, опереться локтями, а никак не спиной.

Правильный вариант: Он прислонился спиной к батарее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: