В экономической теории известны следующие концепции заработной платы, каждая из которых отвечает на вопрос, что же лежит в основе определения величины заработной платы.
1. Классическая теория: в основе заработной платы лежит стоимость предметов потребления и услуг, которые необходимы для существования работника. Т.е. уровень заработной платы должен обеспечить минимум средств существования работника для обеспечения физического существования работника и членов его семьи.
2. Неоклассическая концепция. В основе заработной платы находится соотношение предельной производительности (производительность добавочного работника) и издержек воспроизводства работника и членов его семьи. Предельная производительность определяет спрос на рабочую силу, а издержки воспроизводства - ее предложение.
3. Теория «человеческого капитала». Человеческий капитал - это знания, навыки и умения человека. Заработная плата определяется объемом инвестиций в работника.
4. Марксистская концепция. Заработная плата выступает превращенной формой стоимости, соответственно является ценой рабочей силы.
|
|
5. Теория «права на остаточную стоимость» в соответствии, с которой заработная плата выступает частью стоимости изготовленной продукции, остающейся после оплаты всех, кроме труда, факторов производства. Эта концепция сформулирована в 1862 году У. Джевонсом (Великобритания). В основе ее лежит триединая формула Ж. Сэя.
Основные виды заработной платы следующие:
1) номинальная заработная плата, т.е. сумма денег, получаемая работником за свой труд;
2) реальная заработная плата, т.е. сумма потребительных стоимостей, которые могут быть приобретены на номинальную заработную плату.
Динамика реальной заработной платы определяется формулой:
где I рзп - индекс реальной заработной платы; I нзп - индекс номинальной заработной платы; I ц - индекс цен.
Функции заработной платы:
1. воспроизводственная;
2. стимулирующая (стимулирует эффективный труд);
3. распределительная (стимулирует приток рабочей силы одной отрасли в другую).
Реальная и номинальная заработная плата могут изменяться в противоположных направлениях.
Факторы величины заработной платы следующие:
- стоимость жизненных средств;
- уровень квалификации;
- национальные особенности развития условий труда и жизни;
- соотношение спроса и предложения рабочей силы;
- конкуренция и монополия на рынке труда.
В каждой стране законодательно устанавливается минимальная заработная плата. Минимальная заработная плата - это такой ее размер, который устанавливается за простой, неквалифицированный труд, ниже которого она не может опускаться за выполненную работником норму труда.
|
|
Размер минимальной заработной платы устанавливается с учетом следующих факторов:
- общего уровня средней заработной платы;
- производительности труда и уровня занятости;
- стоимости минимального прожиточного бюджета.
Основными формами заработной платы являются: сдельная и повременная. В соответствии с первой формой величина заработной платой определяется объемом произведенной продукции, в соответствии со второй - величиной отработанного времени.
Каждая из форм конкретизируется в конкретных условиях и трансформируется в соответствующую систему заработной платы. В рамках сдельной формы оплаты выделяют: простую сдельную; сдельно-премиальную; сдельно-прогрессивную; сдельно-регрессивную; аккордную и другие. В рамках повременной формы заработной платы выделяют такие ее системы как простая повременная, повременно-премиальная, система двух или нескольких ставок и другие.
3. Дифференциация доходов и ее границы. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
Распределение доходов определяется по такому показателю как располагаемый доход. РД – это доход получаемый после уплаты налогов и иных обязательств и получения трансфертов.
В современном обществе существует неравенство в распределении доходов.
Причины неравенства доходов:
-Различие физических и умственных возможностей
-Различия во владении собственностью, доставшейся по наследству
-Различия в уровне образования
-Различия в отношении к труду, выполнению своих обязанностей
-Случайность (везение, неудача)
-Связи с крупными собственниками и чиновниками (протекция)
-Отношение к этическим нормам (честность или мошенничество)
Способы измерения неравенства.
1. Кривая Лоренца
Доля,
дохода
100 E
80
60
L
40
20 F
0 20 40 60 80 100
Доля населения,%
Чем больше площадь фигуры, образуемой кривой Лоценца и линией абсолютного равенства, тем выше уровень неравенства в распределении доходов.
2. Коэффициент Джини или индекс концентрации доходов
Расс3читывается как отношение площади фигуры, образуемой кривой Лоренца (фигура), к площади треугольника абсолютного равенства и абсолютного неравенства.
L
G = ÷
OFE?
Чем выше значение коэффициент Джини, тем выше уровень расслоения общества
3. Децильный коэффициенет
При определении этого показателя все общество делится по размерам доходов на 10 частей (децилей) по 10 %. Коэффициент определяется отношением суммы доходов высшего дециля к сумме доходов низшего дециля.
4. Квинтильный коэффициент.
При определении этого показателя все общество делится по размерам доходов на 5 частей (квинтелей) по 20 %. Коэффициент определяется отношением суммы доходов высшего дециля к сумме доходов низшего дециля.
4.Социальная защита и государственное регулирование распределения доходов.
После Великой Депрессии в западных странах начали реализовываться мероприятия по смягчению социальных последствий кризисов. Для этого нелобходимо государственное перераспределение доходов в пользу наименее защищенных слоев населения. Данное перераспределение основано на доктрине «государства благососточния». В 40-50 гг. официальной доктриной становится доктрина (концепция) «государства благосостояния». Она предполагает ответственность государства за поддержание минимального стандарта качества жизни граждан. Данная концепция реализуется черерез систему мер, а именно:
|
|
- стразование от старости;
- страхование от болезней;
- пособия по ьезработице;
- пролграммы помощи неполным семьям, сиротам, инвалидам;
- продовольственное обеспечение граждан, потервших дохолды и др.
- использование трансфертов. Трансферты – это это безвозиездная передача части доходов или имущества индивидов или организаций в распоряжение других индивидов. Также могут передаваться возможно сти (например в получении образования).
Однако проведение социальной защиты граждан, в свою очередь, порождает ряд сложностей для государства:
- значительная социальная нагрузка на бюджет;
- снижение стимулов у граждан получающих трансферты от государства;
- разрастание бюрократического аппарата в социальной сфере;
- превращение трансферта из средств поддержки в самоцель для отдельных категорий граждан.