Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории

Пояснение.

А) Тильзитский мир — 1807 г.

Б) крещение Руси — 988 г.

В) разорение Москвы Тохтамышем — 1382 г.

 

Ответ: 523.

2. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1) Полтавская битва

2) Великое посольство

3) поражение русской армии под Нарвой

4) заключение Ништадтского мира

Пояснение.

1) Полтавская битва — 1709 г.

2) Великое посольство — 1697−1698 гг.

3) поражение русской армии под Нарвой — 1700 г.

4) заключение Ништадтского мира — 1721 г.

 

Ответ: 2314.

3. Запишите термин, о котором идет речь.

 

«Направление течения общественной мысли, характеризуемое стремлением сохранить в неприкосновенности сложившиеся устои и традиции государственной и общественной жизни, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, декларирующее отказ от «радикальных» реформ и представленное в России первой половины XIX в. Н. М. Карамзиным, С. С. Уваровым, М. П. Погодиным».

Пояснение.

Речь идет о консерватизме.

 

Ответ: консервативное.

4. Какие из перечисленных городов не были разорены монгольскими войсками в ходе нашествия хана Батыя на русские земли в 1237–1242 гг.? Найдите в приведённом списке названия двух городов и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Рязань

2) Владимир

3) Новгород

4) Псков

5) Киев

Пояснение.

В 1237-1242 гг. не были разорены монголами Новгород и Псков, монголы до них не дошли.

 

Ответ: 34.

5. Ниже приведен ряд названий социальных групп. Все они, за исключением одного, относятся к Древней Руси.

 

1) бояре

2) холопы

3) мещане

4) закупы

5) смерды

 

Найдите и запишите название социальной группы, появление которой относится к другому историческому периоду.

Пояснение.

Мещане — лишний термин, появился в период расцвета феодального общества.

 

Ответ: мещане.

6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Дмитрий Донской вел успешную борьбу с Ордой.

2) В 1380 году русское войско разбило ордынское войско во главе с Мамаем.

3) Игумен Сергий Радонежский благословил русское войско перед Куликовской битвой.

4) Большую поддержку Дмитрию Донскому оказывала Русская православная церковь.

 

Ответ:

Номер предложения, содержащего

тезис 1 факт 1 тезис 2 факт 2
       

Пояснение.

Тезис должен содержать оценку, а факт доказательство, которое подтверждает эту оценку.

 

Тезис 1: Дмитрий Донской вел успешную борьбу с Ордой. Факт 1: В 1380 году русское войско разбило ордынское войско во главе с Мамаем.

Тезис 2: Большую поддержку Дмитрию Донскому оказывала Русская православная церковь. Факт 2: Игумен Сергий Радонежский благословил русское войско перед Куликовской битвой.

 

Ответ: 1243.

7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

 

Общая государственная роспись доходов за 1878 год

 

  Табачный налог Налог с сахарной свёклы Налог на гербовую бумагу
Доход от 1877 г. 10 млн руб. 5,8 млн руб. 9,6 млн руб.
Доход от 1878 г. 13 млн руб. 5,8 млн руб. 9,1 млн руб.

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ   ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Согласно данной таблице сильнее всего выросли сборы Б) Согласно данной таблице сборы по акцизу на гербовую бумагу В) Согласно данной таблице сборы по акцизам с сахарной свёклы   1) по акцизу на гербовую бумагу 2) остались прежними 3) выросли 4) по табачному акцизу 5) стали меньше, чем ранее

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В
     

Пояснение.

А) Согласно данной таблице сильнее всего выросли сборы по табачному акцизу.

Б) Согласно данной таблице сборы по акцизу на гербовую бумагу стали меньше, чем ранее.

В) Согласно данной таблице сборы по акцизам с сахарной свёклы остались прежними.

 

Ответ: 452.

8. Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.

 

Рассмотрите схему и выполните задания 8-10

 

Пояснение.

На карте изображены события девятнадцатого века (Отечественная война 1812 года).

 

Ответ: девятнадцатый.

9. Укажите фамилию полководца, чья армия располагалась в начале войны на позициях в районе города Белосток. В ответе запишите только фамилию.

 

Пояснение.

В районе города Белосток обозначены позиции армии под командованием Багратиона.

 

Ответ: Багратион.

10. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, под которой на схеме обозначено сражение, название которого пропущено в данном отрывке.

 

«___________ является одним из самых кровопролитных сражений данного века и наиболее кровопролитным из всех однодневных, бывших до него. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало или получало ранения около 6000 человек, французская армия потеряла около 25 % своего состава, русская — около 30 %. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных выстрелов, с русской стороны — 50 тысяч. Наполеон назвал ___________ своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.»

 

Пояснение.

В тексте пропущено название Бородинского сражения, на схеме оно обозначено цифрой «2».

 

Ответ: 2.

11. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Что из перечисленного относится к тому же десятилетию, что и событие, которому посвящена данная медаль?

 

1) основание Санкт-Петербурга

2) крымские походы В.В. Голицына

3) основание Синода

4) начало эпохи дворцовых переворотов

Пояснение.

Данная медаль посвящена Полтавской баталии (битве) (1709 г.), в этом же десятилетии произошло основание Санкт-Петербурга (1703 г.)

 

Ответ: 1.

12. Заполните пропуск в схеме.

Пояснение.

Автор «Русской правды» — декабрист Пестель.

 

Ответ: Пестель.

13. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Домострой

2) «Житие протопопа Аввакума»

3) «Хожение за три моря»

Пояснение.

1) Домострой, XVI в., Сильвестр.

2) «Житие протопопа Аввакума», XVII в., протопоп Аввакум.

3) «Хожение за три моря», XV в., А. Никитин.

4) Дмитриевский собор города Владимира, XII в., зодчий неизвестен.

5) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, XVII век, зодчий Яков Бухвостов или Петр Потапов.

 

Ответ: 25.

14. Создателем какого из приведённых памятников культуры был Афанасий Никитин? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

 

Пояснение.

1) Домострой, XVI в., Сильвестр.

2) «Житие протопопа Аввакума», XVII в., протопоп Аввакум.

3) «Хожение за три моря», XV в., А. Никитин.

4) Дмитриевский собор города Владимира, XII в., зодчий неизвестен.

5) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, XVII век, зодчий Яков Бухвостов или Петр Потапов.

 

Ответ: 3.

15. Укажите императора, к которому обращён данный документ. Укажите год издания упоминаемого в отрывке манифеста.

 

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

 

Прочитайте отрывок из обращения депутатов к российскому императору.

 

«Ваше Императорское Величество! В области предстоящей законодательной деятельности Государственная Дума, исполняя долг, определённо возложенный на неё народом, почитает необходимым обеспечить страну точным законом о неприкосновенности личности, свободе совести, свободе слова и печати, свободе союзов, собраний и стачек, убеждённая в том, что без точного установления и строгого проведения этих начал, заложенных уже в манифесте 17 октября, никакая реформа общественных отношений не осуществима. Выяснение нужд сельского населения и принятие соответствующих законодательных мер составит ближайшую задачу Государственной Думы. Наиболее многочисленная часть населения страны – трудовое крестьянство – с нетерпением ждёт удовлетворения своей острой земельной нужды, и первая русская Государственная Дума не исполнила бы своего долга, если бы она не выработала закона для удовлетворения этой насущной потребности путём обращения на этот предмет земель: казённых, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих. Государственная Дума считает также необходимым выработать законы, утверждающие равноправие крестьян и снимающие с них гнёт произвола и опеки. Государственная Дума признаёт столь же неотложным удовлетворение нужд рабочего класса путём законодательных мер, направленных к охране наёмного труда. Государственная Дума сочтёт также долгом употребить все усилия для поднятия народного просвещения и прежде всего озаботиться выработкой закона о всеобщем бесплатном обучении».

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) император – Николай II;

2) год – 1905 г.

16. В чём депутаты видят ближайшую задачу Государственной Думы? О какой мере, необходимой для поднятия народного просвещения идёт речь в документе?

 

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: «выяснение нужд сельского населения и принятие соответствующих законодательных мер составит ближайшую задачу Государственной Думы»;

2) должна быть указана мера: выработка закона о всеобщем бесплатном обучении.

17. Укажите две любые политические партии, действовавшие в Российской империи в период создания данного документа.

 

Пояснение.

Могут быть указаны следующие партии:

1) кадеты (ПНС);

2) большевики (РСДРП(б);

3) октябристы («Союз 17 октября»);

4) эсеры (ПСР).

Могут быть указаны другие партии

18. Что из перечисленного, согласно утверждению летописца, стало одной из причин (предпосылок) призвания на Русь варягов во главе с Рюриком?

— угроза набегов половцев на русские земли;

— постоянные ссоры между восточнославянскими и угро-финскими племенами, жившими в районе Новгорода;

— борьба сыновей князя Ярослава Мудрого за Киев;

— угроза захвата рыцарями – крестоносцами северо-западных русских земель.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с призванием варягов на Русь.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный ответ – постоянные конфликты между восточнославянскими и угро-финскими племенами, жившими

в районе Новгорода;

2) объяснение, например: для наведения порядка и прекращения конфликтов необходим был беспристрастный посредник в спорах, третейский судья, а таким мог быть только правитель из чужого рода, поэтому были приглашены Рюрик с братьями.

(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение.)

19. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

В период правления Александра II были проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году. Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной реформы возросла мощь российской армии и она без особых проблем одержала победу над Турцией в войне 1877−1878 гг.

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

 

Положение текста, в котором допущена ошибка Исправленное положение текста
1)  
2)  

Пояснение.

Положение текста, в котором допущена ошибка Исправленное положение текста
1) отмена крепостного права в 1864 году. отмена крепостного права в 1861 году.
2) В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — всеобщая воинская повинность.

20. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, в политике Ярослава Мудрого и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие факты:

1) воссоздание единства Руси;

2) сосредоточение власти в руках великого князя;

3) подчинил Киеву отдельные русские земли, направив к ним великокняжеских сыновей (наместников);

4) развитие культуры страны;

5) политика мира (Русь стремилась не воевать).

Могут быть приведены и другие факты.

21. Этот монарх в начале своего правления делил российский престол со своим старшим братом. Все дела управления государством были переданы в ведение их сестры. Но позднее младший брат добился удаления сестры в монастырь и взял власть в свои руки. В годы его правления Россия вела войну, длившуюся более двадцати лет и завершившуюся подписанием выгодного для России мира.

 

1. Назовите монарха, о котором идёт речь.

2. Назовите его сестру, упоминаемую в отрывке.

3. Назовите цель, ради достижения которой была начата война, упоминаемая в отрывке.

Пояснение.

1. Монарх — Пётр Первый, Пётр Великий.

2. Сестра — Софья, Софья Алексеевна.

3. Цель войны:

— вернуть земли на берегах Балтики, утраченные в годы Смуты;

— добиться выхода к Балтийскому морю.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: