Тема 8. Содержание и эволюция психофизической и психофизиологической проблемы в психологии
1. История психофизической проблемы.
2. Психофизиологическая проблема в психологии.
3. Варианты решения ключевой проблемы психологии.
История психофизической проблемы
При попытках определить природу психического всегда предполагалось понимание ее взаимоотношений с другими явлениями бытия.
Вопрос о месте психического в материальном мире различно решался приверженцами философии монизма (единства мироустройства), дуализма (исходящего из двух различных по своей сущности начал) и плюрализма (считающего, что имеется множество таких первоначал).
Монизм древних философов заключался в обосновании единства мира, первоначалом которого были разные стихии: огонь, воздух, поток атомов или даже числа, отношения между которыми создавали гармонию космоса и т.д. Монизм древних имел чувственную окраску, поэтому утверждение нераздельности физического и психического оформлялось в чувственный, а не абстрактный образ.
|
|
Дуализм античности (Платон) нашел выражение в разделении идеального и материального, ощущаемого и мыслимого, тела и души, хотя это разделение не противопоставляло, например, тело и душу, а трактовало их как единство. Действительное противопоставление произошло позже.
Сам термин плюрализма появился в 18 в. Благодаря учителю М. Ломоносова философу Х. Вольфу. Плюрализм возник как попытка противопоставления монизму. Но уже античные философы искали взамен одного «корня» бытия несколько универсальных, способных объяснить множественность самого бытия: земля, воздух, огонь, вода.
В новое время в учениях персонализма, принимающего каждую личность за Единственную во вселенной, бытие раскладывается на множество миров. Благодаря этому практически снимается проблема связи психического и физического.
Взгляды ученых Нового времени базировались на учении Фомы Аквинского, переделавшего положения Аристотеля. По Аристотелю душа – специфический для живой организации способ усвоения внешнего, приобщения к нему. Однако главная трудность в познании души лежала в области объяснения перехода от сенсомоторной (животной) души к разумной душе. Аристотель утверждал активность и развитие разумной души у человека как частный случай проявления всеобщего свойства развития всего живого. В ступенчатом ряду Акинского расположены души – растительная, животная и разумная (человеческая). Иерархическая расположенность объяснялась близостью с богом. Все это получило название учения об интенциональных актах души. Интенция – внутреннее, умственное действие, которое всегда ориентировано на предмет: у растительной души – вещество, у животной – ощущения, у разумной – понятие о… Т.о., интенция сознания и предмет, который с ней сосуществует, обрели характер духовных сущностей. Тем самым психофизическая проблема была закрыта.
|
|
Развитие оптики и механики привели к новому качеству психофизической проблемы. Душа и тело относились к принципиально разным сферам бытия. А их взаимодействие объяснялось наличием шишковидной железы (эпифиза), которая воспринимала движение «животных духов». Чуть позже материалистический монист Спиноза утверждал, что и душа, и тело имеют одну и ту же сущность, следовательно они не могут быть причиной друг для друга.
Далее господствовала плюралистическая позиция, предполагающая видеть, что душа и тело – абсолютно самостоятельные сущности, взаимодействие между которыми невозможно. Такое направление называется окказионализмом (Мельбранш, Лейбниц). Суть – в предустановленной гармонии, т.е.богом предписанной связи двух субстанций. Это делало бессмысленным изучение телесной детерминации психического.
В 18в. в рамках психофизиологического параллелизма у Гартли (материализм, учение об ассоциациях) и у Вольфа (идеализм) психофизическая проблема превратилась в психофизиологическую. На место зависимости психики от всеобщих сил и законов природы была поставлена ее зависимость от процессов в организме, в нервном субстрате. В общем указанном направлении сложилась психофизика (Вебер, Фехнер) как попытка установить закономерную связь физических и психических явлений. Эта связь определялась главным образом характером внешних факторов, действующих на органы чувств. Так, отношения между организмом и средой трактовались физически.
Психофизиологическая проблема в психологии
С переходом к биологической трактовке этих отношений (Павлов, Сеченов) сформировалась психофизиология. Физиологические основы психики являются научно оправданными и сегодня.
Новой вехой в решении проблемы связи психики с внешней средой явилось учение о «ноосфере» - Э. Леруа, Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский. Они выделяли 3 ступени эволюции: литосферу, биосферу и ноосферу. Ноосфера – это такое состояние Земли, при котором она приобретает новое качество благодаря науке и организованному на ее основе труду. Эта сфера просто пронизана личностно-мотивационной активностью человека.
Отношение психики (души) и организма, своего телесного субстрата с зарождением психологического знания являлось объектом споров и теоретических позиций.
Исторически первым явилось понятие «пневмы» - особом тончайшем веществе, движущемся по кровеносным сосудам и выполняющем функции носителя психических актов.
«Жизненные соки» у Гиппократа как основа индивидуальных поведенческих отличий, которые формируются под влиянием социальной среды.
Мозг (Алкмеон, Гиппократ) или сердце (Аристотель) – орган души. Аристотель также ввел понятие «общее чувствилище» - т.е. помимо сердца единый центр переработки информации и координации действий.
Декарт пытается объяснить связь внешнего и внутреннего через наличие нерва и нервной реакции на внешние раздражители. Рефлекс у него означает отражение. Т.е. продуктом работы нервов является рефлекс, ответная реакция, которая в период своего формирования между «входом и выходом», связанными с внешними воздействиями, и есть чисто психическое.
Психика как работа «нервной машины» - Гартли. Это вторая модель рефлекса, основанная на теории вибраций (физика), переходящих из внешних во внутренние и порождающие образы.
|
|
Третья модель – Прохазки (чешский врач и психофизиолог), биологическая по сути. Организм – неотрывен от природы, но реагирует избирательно на внешние воздействия в зависимости от своих потребностей.
В трудах И.М. Сеченова наметился переход от психоморфологического понимания отношений между мозгом и психикой, согласно которому существует корреляция между одним из участков мозга и одной из психических функций, к картине динамики нервных процессов: возбуждения и торможения. Благодаря этому появилось учение о сигнальных системах, которые стимулируют работу нервной системы, которая, в свою очередь, находясь в динамическом состоянии, активизирует психическую деятельность.