Поведенческий компонент Я - концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано «образом Я» и самооценкой личности

Тема 2. Понятие «Я - концепции». Изучение самооценки личности.

Понятие «Я – концепция» было определено в рамках гуманистической психологии, которая получила развитие с 60-х годов 20 столетия. Создавая собственную теорию индивидуальности, американский психолог Карл Роджерс (1902-1987) исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие "Я - концепция", включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: "Кто я?", "Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?"

Образ "Я", складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению.

Я - концепция" - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, - это "теория самого себя".

" Я - концепция" является динамичным психологическим образованием представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, социальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Динамический характер "Я - концепция" определяется тем, что ее формирование, развитие и изменение обусловлены факторами внутреннею и внешнего порядка. «Я - концепция» формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

Фундаментальное влияние на формирование "Я- концепция" в процессе социализации оказывает семья. С возрастом все более весомым в развитии "Я - концепции" становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и затем в юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять основные модальности (формы) "Я - концепции":

ü Я-реальную,

ü Я-идеальную,

ü Я-зеркальную.

«Я - реальное» – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими людьми и их поведения по отношению к нему. Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, "какой я есть". Это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли; представления о том, каков он есть на самом деле.

 «Я - идеальное» – совокупность представлений о том, каким человеку хочется быть или кем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Фактически идеальная "Я - концепция" (как идеальное "Я"). Это представление личности о себе в соответствии со своими желаниями ("каким бы я хотел быть").  

«Я - зеркальное» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Конечно, реальная и идеальная "Я-концепция" не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной "Я-концепция" может приводить к различным негативным, так и к позитивным следствиям.

Например, с одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной "Я - концепция" является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его самой личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения "Я - реального" и "Я - идеального", особенно в подростковом и юношеской возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная "Я - концепция" в большинстве случаев (как статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Выделяют три компонента Я - концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я". Составляющими "Образа Я" являются: Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное. Я - физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом. Я - психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности, о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях). Я - социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка «образа Я», которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Поведенческий компонент Я - концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано «образом Я» и самооценкой личности.

«Я-концепция» определяет, как человек будет действовать в конкретной ситуации, как интерпретировать свои действия и поступки других, чего ожидать от близкого и отдаленного человека.

 

 ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ 2

Создайте свою «Я – концепцию» по основным параметрам, используя по 5 качеств для описания своей личности по каждому составляющему образа – Я. Дополните этот образ «Я – профессиональным», где определите 5 качеств личного характера и 5 качеств делового плана, которые необходимы для реализации профессиональной компетенции. Для выполнения используйте бланк для ответов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: