Воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению интегративной функции религии

ТЕМА 5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси

1 Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.). Специфика социологического анализа религии (структура религии).

2 Социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.

3 Религиозная ситуация в Беларуси

 

Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.). Специфика социологического анализа религии (структура религии).

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих. Верующими считают себя примерно 5,8 млрд из 6,9 млрд жителей Земли.

Примерно 2,2 млрд человек (32% от общей численности человечества) исповедуют христианство, 1,6 млрд (соответственно, 23%) – ислам, 1 млрд (15%) – индуизм, 500 млн (7%) – буддизм, и 14 млн (0,2%) – иудаизм.

Религия, будучи одной из сфер духовной и практической жизни людей, всегда рассматривалась как явление сложное и неоднозначное.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир, совокупность знаний, убеждений, идеалов, ценностей, образующих целостный взгляд на мир и место человека в нем.

На разных этапах развития общества мировоззрение было разным. Принято выделять разные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное, технократическое. В настоящее время все указанные типы мировоззрения трансформировались, но продолжают существовать самостоятельно, взаимодействуя и переплетаясь друг с другом.

Религия – это специфический тип мировоззрения и мироощущения, то есть совокупность убеждений, ценностей, взглядов на мир как творение Бога.

Религия – это такая форма духовной жизни, которая основана на вере в сверхъестественное (духов, Богов, единого Бога) и предполагает определенный образ жизни, строго соответствующий содержанию веры.

Социология религии – это отрасль социологии, изучающая религию как социальное явление, не религию саму по себе, а ее социальные проявления.

Особенность социологического изучения религии заключается в рассмотрении религии как социального явления, она изучает религиозные группы и институты, особенности их возникновения, функционирования, влияние религиозных институтов на экономику, политику, взаимодействие религии и общества.

Религия как социальный институт представляет собой сложную социальную систему. Основными элементами структуры религии являются:

· религиозное сознание

· религиозный культ

· религиозные организации

· религиозные отношения (как социальные отношения).

Религиозное сознание – специфическая форма общественного сознания, главным признаком которого является вера в сверхъестественное.

2. Религиозный культ (от лат. – почитание) – система символических форм и действий, с помощью которых верующие стремятся выразить свою приверженность к той или иной религии или воздействовать на сверхъестественное. Например, крест является символом христианской религии, полумесяц – символом мусульманской религии; в христианстве обязательными считаются такие обряды, как крещение новорожденных и отпевание усопших; на Руси для воздействия на сверхъестественные силы церковь нередко организовывала «чрезвычайный крестный ход».

Религиозные организации – определенная форма объединения и управления верующими людьми. Основными видами религиозных организаций являются церковь, секта, деноминация.

4. Религиозные отношения – это устойчивые, повторяющиеся связи и взаимодействия между различными группами и сообществами людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами. Они являются одним из видов социальных отношений, а сама религия представляет собой сложную социальную систему, регулирующую отношения между людьми. Во все времена и при любых условиях религиозные институты, кроме религиозных функций, выполняли и социальные функции, т. е. действовали как социальные институты. Религия – это не столько отношение человека к Богу (Богам), сколько отношения между людьми по поводу Бога (Богов).

Социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.

Выделяют следующие основные функции религии:

1) Иллюзорно-компенсаторная функция религии – компенсация слабости человека, иллюзорное восполнениепрактического социального бессилия людей. В жизни конкретных людей часто бывают сложные, тяжелые обстоятельства, которые рождают неуверенность, отчаяние, что рождает веру в сверхъестественные средства избавления от земных страданий. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение.

2) Интегративная функция религии – способность религии быть средством объединения, сплочения людей. Чувство принадлежности к группе является одной из базовых потребностей человека.

3) Мировоззренческая функция религии – объясняет наиболее существенные стороны действительности, определяет ценностные ориентации личности. Эту функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу.

Функция общественной стабильности.

Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:

1) она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является;

воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению интегративной функции религии.

5) Коммуникативная функция религии – обеспечение общения верующего с Богом и единоверцами. Эта функция обеспечивает установление различного рода связей между людьми, принадлежащим к одному вероисповеданию.

6) Регулятивная функция религии - это способность религии быть средством, регулирующим поведение человека. С помощью религиозных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права и морали), образцов (примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных и обещаемых в посмертном существовании).

7) Идеологическая функция религии – пропаганда данного вероучения среди единоверцев. Религия со временем порождает неизбежное разделение верующих на рядовых мирян и профессионалов, занятых воплощением идеологической функции.

8) Культуротранслирующая функция религии – подразумевает, что достижения культуры могут передаваться от народа к народу и от поколения к поколению через религию. Кроме того, религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие — отталкивала.

9) Современный американский социолог Н. Смелсер выделяет функцию придание смысла человеческой жизни. Иными словами, религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни.

Социодинамика религиозных систем – изменение роли религии во времени.

Тенденции:

Секуляризация – в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.

2. сакрализация – превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов и т.д., обеспечившее формирование у первобытных популяций рудиментных, древнейших форм осознанного миропонимания. (Усиление влияния церкви)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: