При решении задач на изменение можно использовать следующие приемы разрешения противоречий:
И с п о л ь з о в а н и е к о п и й
Правило 11: Если для выполнения нужного действия нельзя использовать сам биообъект, то вместо него используют копию. Копией, например, может быть запах. Так, пауки привлекают жертв мотыльков-самцов запахом, таким же как и у мотылька-самки.
Пример 45: | За последние годы много калифорнийских кондоров погибли в высоковольтных проводах ЛЭП. Сегодня на земном шаре осталось всего 5 особей этих птиц. Теперь орнитологи и экологи пытаются спасти птиц, заманивая их в более безопасные для них места с помощью воздушных змеев, имеющих очертания кондора. Журнал "Природа", 1994 г., N 2 |
Пример 46: | Для защиты оленей от браконьеров, незаконно отстреливающих животных в заповеднике, в штате Нью-Мексика (США) стали использовать копии оленей их чучела для приманивания браконьеров. Так, в 1991 году под суд угодило 1340 браконьеров, стрелявших по чучелам оленей. |
И с п о л ь з о в а н и е п о с р е д н и к о в;
|
|
Правило 12: Для выполнения нужного действия используйте другой объект, переносящий или передающий требуемое действие
В качестве посредника может выступать другой биологический объект, привлекательный или "страшный" для биообъекта.
Пример 47: | На оптовой ярмарке в Нью-Йорке бизнесмены видели золотые монеты, упрятанные всего-навсего в открытый стеклянный бак с водой. Но руки в воду никто не совал. В воде рыскали голодные пираньи (хищные рыбы). (44, с. 26) |
Пример 48: | Директор шотландской тюрмы А. Макдоналд подсаживает арестантам в камеры, крыс, а отличившимся и усердным кошек. После подсадки животных в камеры число конфликтов и агрессивность среди заключенных резко пошла на убыль. Еженедельник "Собеседник, 1993 г., N 28, с. 4 |
Пример 49: | В давние времена небольшой греческий корабль с экипажем в 60 человек вступил в бой с турецкой галерой, имевшей на борту 500 моряков и пушки. Турки были уверены в победе. Когда суда сблизились, на галеру полетели ульи, а разъяренные пчелы набросились на турок. Началась паника. Искусанные пчелами люди, метались в поисках укрытия. Греки же взяли галеру на абордаж, надев маски и перчатки, и победили. Журнал "Спутник", 1993 г., N 2, с. 30 |
Пример 50: | Крабы (например, род либия) не очень сильны и не могут противостоять хищникам. Краб носит в клешне актинию, и если его атакуют, сует ее в пасть хищнику! Другой вариант: отшельник сажает актинию на раковину, в которой селится. (2, с. 31) |
Пример 51: | Птицам сложно ловить насекомых в Африке, где выросла очень высокая трава. Насекомые прячутся и в траве их не видно. Самые свирепые охотники леса не львы, не тигры и не волки, а бродячие муравьи. Когда, рассыпавшись широким фронтом, они прочесывают местность, все живое уступает им дорогу. Сворачивают в сторону даже слоны. Это используют птицы. Передвигающиеся массы муравьев сопровождает свита из птиц, которые охотятся за насекомыми, вспугнутыми мелкими хищниками. |
|
|
В качестве посредника может выступать некий эталон, с которым производится сравнение.
Пример 52: | В США разработан прибор, который позволяет побороть зубную боль без лекарств. Работает он по принципу "глушилки", посылая сигналы на контакты, укрепленные рядом с больным зубом. Импульсы подобраны так, что, поступая в нервную систему, они "забивают" болевые сигналы и стимулируют выработку организмом болеутоляющих веществ. Журнал "Юный техник", 1990, N 9 г., c. 32 |
Пример 53: | Для защиты урожая на своем участке от ворон Валико Мчедлишвили поймал, а затем привязал пять ворон за лапы к кусту на огороде. Вороны каркали до хрипоты. Затем Валико отпустил их. С тех пор вороны облетают стороной его огород. Журнал "Изобретатель и рационализатор", 1981 г., N 6, с. 32 |
В в е д е н и е о б р а т н ы х с в я з е й и о б у ч е н и я;
При необходимости, для контроля и коррекции процесса изменения системы "1" вводят обратные связи (ОС), как положительные (ПОС), так и отрицательные (ООС).
Правило 13:
Если изменения каналов восприятия и изменение сигналов не работают, то введите обратные связи и обучение
Использование положительного подкрепления (Положительная Обратная Связь)
Пример 54: | Дрессировщики за удачно выполненный трюк животному дают что-то вкусненькое, его поглаживают. Часто достаточно подкрепления в один глоток. Так, служители Национального зоопарка в США с помощью изюминок обучали белых медведей многому, например, переходу по команде в другую клетку. Прайор К., Не рычите на собаку, Журнал "Наука и жизнь", 1988 г., N 2 с. 123 |
Часто для усиления результата вводят дополнительно условное подкрепление сигнал-посредник (звук, свет, движение..), который связывают с подачей подкрепления.
Пример 55: | В начале века в Германии жил "Умный Ганс" лошадь, которая умела считать, производить арифметические действия, сообщая ответы ударами копыт. Лошадь могла правильно выступать и в отсутствии хозяина. Сигналом к прекращению ударов был легкий подъем головы хозяина или любого другого человека, знавшего ответ. Это движение, первоначально усиливаемое широкополой шляпой, учителя Ганса, было столь малым, что не было видно публике. К тому же люди, ожидавшие ответа лошади, непроизвольно делали такое движение поэтому лошадь могла наблюдатьза любым человеком, знавшим ответ. К. Прайор, Не рычите на собаку, Журнал "Наука и жизнь", 1988 г., N 6, с. 141 |
Подкрепление может быть и отрицательным это то, чего обучаемый хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук...
Пример 56: | Часто достаточно брызнуть на мордочку котенка водой, как он прекращает озорничать. В некоторых случаях для выполнения нужного действия животных обучают. |
Пример 57: | В Таиланде существуют специальные школы для обезьян, где их обучают собирать кокосовые орехи с пальм. Хорошо обученные обезьяны собирают за день до 400 орехов. В школе проводятся соревнования между выпускниками-обезьянами. Журнал "Наука и жизнь", 1984 г., N 6, с. 58 |
Р е з ю м е:
В задачах на изменение, если уже использованы каналы восприятия, и изменена форма сигналов, используют следующие Правила:
Табл. 8
Правила воздействия на биообъекты | |||||||||||
|