Порхает. Опыляет. Удивляет

Проходит стадию куколки.

Живой цветок.

Для создания проблемной ситуации предъявляю противоречивые факты, теории или точки зрения, практические задания «на ошибку», уделяю внимание формированию умения видеть проблему, прогнозировать будущие действия, принимать самостоятельные практические решения.

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны, использую рассказ «от противного», в котором дети находят ошибки поведения.

Попав в лес, заготовьте лекарственные растения – снимите кору березы, соберите листья крапивы, выкопайте корневища ландыша. Костер разводите под пологом леса, чтобы порывы ветра его не потушили. Дятел в лесу приносит пользу - он уничтожает вредных насекомых. А птицы, которые клюют плоды рябины - вредные. Эти плоды мог бы собрать человек. Мухоморы и старые съедобные грибы для леса вредны, их нужно безжалостно уничтожать. Не нужны для леса и жадные волки, которые обижают зайчат. Громкую музыку слушайте на природе, за городом- там вдали от города вы никому не помешаете. 0з9рк5Уходя из леса, нарвите на память большой букет красиво цветущих растений.

Такие приемы стимулируют учащихся к пополнению знаний об окружающей среде, способствуют развитию творческого мышления, обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды родного края.

Создаю ситуации эмоционального переживания с помощью метафор, пословиц, стихов, фрагментов научно-популярных и художественных произведений.

Тему «Химический состав клетки» начинаю со стихотворения: Прошу мне ответить без всякой запинки: Ракета сложней или проще травинки?

Понаблюдайте за развертыванием почек (тема «Органы и системы органов растений. Побег», 6 класс). Реальная исследовательская деятельность может быть организована в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность..

При изучении курса биологии в 6, 7,8 классах стараюсь больше уделять внимания практической части урока (работа с гербариями, коллекциями, живым материалом на лабораторных занятиях).

Для обучающихся среднего звена и старшеклассников эффективным средством формирования экологической культуры личности могут стать следующие виды деятельности на уроке:

· Проект улучшения экологической обстановки нашего города.

· Составьте «кодекс» поведения в природе.

· Наступит ли этап в эволюции биосферы- ноосфера- сфера разума? (Вернадский В.И.)

· Обсуждение и решение проблем.

· Решение экологических задач.

Таким образом образовательный процесс предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы.

Может показаться, что предмет биология связан с в первую очередь с экологическим воспитанием, однако на уроках и внеурочное время, возможно, создавать условия для профессионального самоопределения и социализации учащих. Биологическое образование открывает перед ребенком не только понимание природы, но и жизни, как величайшей ценности, осознание себя, как части природы, формируя нравственные морали бытия.

Задача учителя в этом контексте – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Данная задача решается на уроках биологии через получение школьниками знаний о живой природе; осознание учениками жизни как наивысшей ценности; овладение учениками знаниями в области практического применения биологических закономерностей; развитие личности учащихся, стремление к самообразованию.

Как показывает практика

Для детей основными мотивами в выборе профессии являются: социальная значимость и престиж, материальная заинтересованность, подражание родителям, близким, знакомым, интерес к профессии, наличие специальных способностей, интерес к школьному предмету, возможность творчества, новизны. При формировании интереса к профессиям повышается не только уровень знаний учащихся, но и успеваемость в целом.

Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы на уроках биологии – профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии.

Успех профессиональной ориентации на уроке биологии во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем, эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от его содержания, и от особенности включения в предмет. Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя уроки следующих типов: путешествие, своя игра, круглый стол, диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия (табл. 1).

Развитие направленных познавательных интересов учащихся и подготовка их к сознательному выбору профессии – одни из главных задач школьной биологии.

Одна из важнейших целей работы учителя состоит в оказании помощи ученикам в определении своих жизненных планов, в создании условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно-ориентированный подход к ученику. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Задача учителя в этом контексте – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Данная задача решается на уроках биологии через получение школьниками знаний о живой природе; осознание учениками жизни как наивысшей ценности; овладение выпускниками знаниями в области практического применения биологических закономерностей; развитие личности учащихся, стремление к самообразованию.

Для детей основными мотивами в выборе профессии являются: социальная значимость и престиж, материальная заинтересованность, подражание родителям, близким, знакомым, интерес к профессии, наличие специальных способностей, интерес к школьному предмету, возможность творчества, новизны. При формировании интереса к профессиям повышается не только уровень знаний учащихся, но и успеваемость в целом.

Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы на уроках биологии – профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии.

Успех профессиональной ориентации на уроке биологии во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем, эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от его содержания, и от особенности включения в предмет. Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя уроки следующих типов: путешествие, своя игра, круглый стол, диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия.

Таким образом, у предмета биология имеет огромный потенциал воспитательной деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: