Задание 26. Средства выразительности
ТРОПЫ
Тропы (греч. Tropos – «поворот», «оборот») – обороты речи (образы), основанные на употреблении слов в переносном значении и используемые для усиления изобразительности и выразительности речи.
Эпитет – художественно-образное определение какого-либо предмета или явления, не только указывающее на какое-то качество человека, но и вызывающее его зрительный образ и определенное эмоциональное отношение: чистое поле, острое слово, дерзкие глаза, мармеладное настроение (А. Чехов)
Сравнение – грамматически оформленное сопоставление с другим предметом или явлением, изобразительный прием, основанный на сопоставлении людей, предметов или явлений по их внешнему сходству, по присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам:
- сравнительная степень прилагательного или наречия обычно в сочетании с формой родительного падежа существительного: Гарун бежал быстрее лани (М. Лермонтов)
- форма творительного падежа существительного (так называемые творительные сравнения): Заботы пчелами кружились.
|
|
Сравнительный оборот – сравнение, которое вводится в предложение с помощью союзов как, словно, точно, будто, предлогом подобно, прилагательным подобный и т.п.: Ты ведёшь себя как осёл; Он действовал чётко и точно, словно робот; Капли росы блестят подобно бриллиантам; Прилив поднимает волны, подобно горам.
Метафора – это скрытое сравнение на основе каких-либо признаков, общих для сравниваемых, сопоставляемых предметов или явлений: Горит восток зарёю новой; перенесение значения по сходству: Наш командир – орёл; соль анекдота; бриллиант росы.
Развёрнутая метафора – цельная картина, созданная употреблением слов в переносном значении. Например, у С. Есенина: ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве.
Гипербола – художественное преувеличение, суть которого заключается в том, чтобы усилить какие-либо качества человека или результатов поступков и тем самым эмоционально воздействовать на читателя или слушателя: Тысячу раз тебе говорил; напугал до смерти; кошмарный беспорядок; глаза громадные, как прожекторы (В. Маяковский).
Литота – художественное преуменьшение: лошадь величиной с кошку; небесполезное занятие; Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Олицетворение – наделение предметов или явлений неживой природы чертами живого существа, человека: море смеётся; судьба играет человеком; И звезда с звездою говорит (М. Лермонтов).
Метонимия – замена одного слова, названия или понятия другим, имеющим с первым причинную связь: город отмечает юбилей; читать Пушкина; съел целую тарелку.
|
|
Синекдоха – перенос по количественному соотношению, употребление единственного числа вместо множественного, и наоборот: Карась здесь не водится; И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов)
Ирония – один из видов комического, скрытая насмешка, основанная чаще всего на том, что слово или выражение употребляется в значении, прямо противоположном общепринятому; переименование по контексту, подразумевающее прямую противоположность сказанному: Ну и помог ты мне! Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов).
Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Типы слов по смыслу
Синонимы - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).
Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.
Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.
Синонимы данных слов вне текста:
Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.
Мягкий - пухлый, пластичный, эластический, пушистый.
Антонимы - это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый).
Контекстные антонимы - это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.
Например: один день – вся жизнь, волки - овцы, поэт – стихотворец.
Типы слов по сфере употребления
Общеупотребительные слова - это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)
Диалектизмы - данные слова употребляются жителями определённой местности («саднова»- то есть постоянно, употребляется в глубинках Поволжья).
Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).
Термины – названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)
Жаргонизмы - это слова и выражения, которые используются в социальных группах при неформальном общении ( например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка- школьный;
Типы слов по происхождению
Устаревшая лексика (архаизмы)- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи, так как с течением времени были заменены другими словами (очи- глаза, ланиты- щёки).
Историзмы - это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением явлений, которые они обозначали: кольчуга, ботфорты, треуголка.
Архаизмы – это устаревшие слова, нашедшие замену в современном русском языке: очи, персты.
Неологизмы - новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.
Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать)
Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).
Типы слов по сферам употребления
|
|
Стилистически нейтральная лексика - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы)
Книжная лексика - употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом, публицистическом стиле(например: декларативный, исчислять, конъюктура)
Разговорная лексика - слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении
(хвастунишка, читалка, задира.)
Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности:
-нарушающие языковые нормы (траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)
- нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)
- вульгарная, бранная лексика, оскорбляющая человека.
Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).
Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться, яблоко раздора, звёздный час, вкручивать мозги, дурья башка.
ФИГУРЫ РЕЧИ (ПРИЕМЫ)
Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) – особые синтаксические построения, усиливающие образно-выразительную функцию речи.
Анафора (единоначатие) – это повторение сходных звуков, слов, конструкций в начале строф или близко расположенных фраз, обычно – при синтаксическом параллелизме: Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, победы краткою мечтой; клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой (М. Лермонтов)
Эпифора - повторение слов в конце предложений: Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали; Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)
Экспрессивный повтор – включает анафору, эпифору, а так же повтор слов в середине предложений - любой стилистически оправданный повтор в пределах одной или нескольких фраз: Это большой труд и большая удача, не всякому дающаяся, - найти друга и не потерять его (И. Бестужев-Лада); Строем клянусь и полком! Боем клянусь и штыком! (Е. Благинина)
|
|
Антитеза – художественное противопоставление образов, характеров, понятий, положений, ситуаций и т.п.: «Толстый и тонкий» (А. Чехов); А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (М. Лермонтов)
Градация – постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности. Восходящая градация: Я Вас прошу, я очень прошу, я Вас умоляю. Нисходящая градация: Не обошлось без переломов рук и ног, сотрясения мозга и ушибов.
Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов для достижения определенной художественной цели: Судьбы свершиться приговор! (М. Лермонтов)
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова с целью обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза (С. Есенин)
Оксюморон (оксиморон) – контрастное сочетание противоположных по значению слов с целью создания поэтического эффекта: живой труп (Л. Толстой); не каждый умеет красноречиво молчать.
Синтаксический параллелизм – расположение рядом сходных синтаксических конструкций для создания единого поэтического образа, часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).
Перифраза (или перифраз) – замена названия предмета описательным оборотом речи: страна фараонов (о Египте); Грозно зарычал царь зверей; Из чащи на опушку вышел лесной великан – лось; Вы видели белочек в центре города? Лично я рыжую попрыгунью увидел из окна собственной квартиры.
Парцелляция - (деление одного предложения на «порции» - отдельные предложения); намеренное нарушение границ предложения, разделение одного предложения с помощью точки на несколько частей – две или более – в экспрессивных целях. Парцелляция в пределах простого предложения:
Я поехал в город. Купить лекарства; И снова идёшь среди воя собак. Своей. Привычной. Поступью. Тигра. (И. Сельвинский) Парцелляция в сложноподчиненном предложении (отдельной точкой придаточной части): Позже всего стареет голос. Поскольку голос – это инструмент души (В. Токарева).
Цитирование - использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей:
Горький писал: «Человек - это звучит гордо!».
Вопросно-ответная форма изложения ( или диалог) – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Однородные члены – члены предложения, относящиеся к одному и тому же слову в предложении, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одной и той же частью речи:
Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.
Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное: Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.
Восклицательные предложения позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями:
Милосердие - удивительное свойств души человека!
Надо воспитывать милосердие в детства!
Вопросительные предложения – предложения, выражающие вопрос.
Зачем нужно учить русский язык?
Риторический вопрос – вопрос, заданный не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание к явлению, для эмоционального воздействия на читателя:
Иль нам с Европой спорить надо? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин)
Риторическое восклицание – восклицание как специальный прием выразительной речи, носит условно-обобщенный характер:
Степи, как вы хороши! (Н. Гоголь); О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний! (В. Маяковский)
Риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам; часто – в сочетании с риторическим вопросом или восклицанием, усиливает выражение чувств:
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? (С. Есенин); Русый ветер! Какой ты счастливый! (С. Щипачев); Позвольте Вам, уважаемый читатель, задать вопрос (из газеты)
Уточняющие конструкции – уточняющие слова или словосочетания. Например:
Там, в горах, повалил снег.