К научно-практическим конференциям: обобщение опыта

Козлова Е.А.

Система работы учителя по подготовке учащихся

к научно-практическим конференциям: обобщение опыта

 

Исследовательская деятельность школьников – это одна из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности.

Одной из форм создания исследовательских работ, представление результатов научно-исследовательской деятельности, результатов совместной деятельности ученика, педагога и родителей является научно-практическая конференция.

Данная форма работы или метод проектов в Школе № 30 используется на уроках и во внеурочной деятельности. В 5-8 классах проводятся внеурочные занятия по «Основам проектной деятельности», в рамках которых учащиеся знакомятся с понятиями, отрабатывают навыки поиска проблемы, постановки цели и задач, определяют методы исследования.

В 9-10  классах учащиеся нашей школы вовлечены в проектную деятельность, в рамках которой пишут научно – исследовательскую работу. Предмет и руководителя выбирают сами учащиеся. В случае успешной защиты в школе, проект предлагается к участию в городской или республиканской научно-практической конференции (НПК), которая ежегодно проводится в нашем городе.

    В подготовке к конференции следует выделить несколько этапов. Каждый структурный элемент соответствующего этапа объясняется с помощью вопросов. Как показывает практика, с их помощью учащиеся лучше понимают специфику исследования по выбранной теме.

    I. Подготовка к проведению научного исследования. На данном этапе определяется объект, т.е. на что направлена исследовательская деятельность и предмет исследования как отдельная часть объекта, которая определяет тему. В большинстве случаев тема для НПК выбирается и предлагается научным руководителем – учителем, но для положительного результата следует предоставить такую возможность учащемуся, т.к. интерес к проблеме и добровольное участие ребенка определяет успешность исследования.

Кроме интереса самого учащегося, при выборе темы необходимо задать вопросы, составляющие элементы введения к исследовательской работе:

1. Актуальна ли выбранная тема в настоящее время?; Нужно ли о ней говорить? Почему? –––– АКТУАЛЬНОСТЬ

2. Что нового я могу найти?; Есть ли неразрешенная в ней проблема? Чем она оригинальна? –––– НОВИЗНА

3. Что сделать для того чтобы раскрыть тему?; Каков должен быть конечный результат, которого бы я хотел достичь при завершении своей работы? –––– ЦЕЛЬ

Формулировку цели нужно начать с глагола или отглагольного существительного, например: выявить – выявление, определить – определение, установить – установление, изучить – изучение и др.

4. На какие части нужно разбить исследование, чтобы достичь цели? –––– ЗАДАЧИ

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели. Они формулируются также как и цель – с глагола. Задач должно быть несколько, которые соответствуют намеченному плану по теме исследования. План или содержание по теме, как и сама тема не всегда определяются точно на первом этапе подготовки научно-исследовательской работы.

II. Проведение научного исследования. Для конкретного определения темы и задач исследования необходимо изучить источники и научную литературу по проблеме. Учитель консультирует учащегося по вопросу ресурсов, которые помогут в поиске необходимой информации, знакомит с работой с библиотечными каталогами, каталогами электронных библиотек и другими Интернет-источниками. Затем, исследователь самостоятельно работает с различными информационными носителями – от книги до компьютера. Учащиеся испытывают трудности по ведению библиографических записей. Своевременно данное объяснение того, как правильно цитировать используемую литературу, делать сноски на нее, составлять список литературы, так же является залогом успеха.

После уточнения темы и корректировки задач в результате изучения специальной литературы, учащийся может приступать к постановке гипотезы – научно обоснованном предположении о непосредственно наблюдаемом явлении. Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы. После накопления фактического материала рабочий вариант уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Еще одним важнейшим шагом стоит назвать правильно подобранные и использованные методы – путь познания, способ достижения цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования его проведение и получение определенного результата при работе с информацией.

Часто используемые методы при исследовании проблем в рамках учебных предметов – истории и обществознания: анализ и синтез, сравнение, хронологический, интервьирование, социальный опрос, статистический. Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога – научного руководителя.

В заключении исследования учащийся отвечает на вопросы:

1. Правильно ли решены задачи исследования?

2. Решив задачи, удалось ли достичь цели?

2. Моя гипотеза подтверждена?

Заключение содержит основные выводы, определение практической значимости результатов исследования.

III. Оформление научно-исследовательской работы.

На этом этапе идёт подготовка работы согласно требованиям к оформлению работ конкретной конференции, подготовка текста выступления, презентаций с использованием мультимедийного проектора, написание тезисов.

1. Текст работы должен быть четко структурирован:

1.1ВВЕДЕНИЕ

– Актуальность

– Объект и предмет исследования

– Цель и задачи

– Гипотеза

– Обзор литературы

– Методы исследования

– Новизна и практическая значимость

1.2ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.3СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.4ПРИЛОЖЕНИЯ

2. Презентация должна содержать:

    – Титульный лист

– Кратко указаны элементы ВВЕДЕНИЯ

– Тезисы, схемы, графики, картинки по каждой задачи

– Выводы

IV. Защита научно-исследовательской работы. Необходимо провести предварительное представление исследовательской работы, сначала перед своим классом, а затем в расширенной аудитории перед учащимися и учителями школы. Учесть ошибки, выслушав замечания со стороны.

Целесообразно тщательно подготовить ученика - исследователя к процедуре публичной защиты. Для этого следует:

1. Сформировать у учащихся умения грамотно давать определения основным понятиям, используемым в исследовании.

2. Докладывать о своём исследовании.

3. Держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, опираясь на глубокие знания материала по своей научной проблеме.

4. Помнить о регламенте выступления – 5-7 минут.

    В дополнение всего вышесказанного хотелось бы отметить, что подготовка не должна прерываться. Научный руководитель на систематических консультациях должен направлять деятельность учащегося, контролировать этапы выполнения работы, оценивать полученный результат.

    Работа по развитию у школьников исследовательских умений за 2017-18 и 2018-19 учебные годы отмечена следующими результатами участия в научно-практических конференциях:

    1. На муниципальном уровне: «Георгиевские чтения – 2018-2020 гг.»: 1 место – 1чел.; 2 место – 5 чел.; 3 место – 3 чел.

    2. На республиканском уровне: «Катановские чтения – 2018 и 2019 гг.»: 1 место – 2 чел.; 2 место – 1 чел.; 3 место – 2 чел.

«II Форум проектных идей «Новый горизонты -2018 г.»: 2 место – 1 чел.

«День памяти»: 2 место – 1 чел.

    В настоящий момент идёт подготовка к участию в НПК учащихся 8 класса по темам, связанным с историей Великой Отечественной войны и историей региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: