Концептуальные положения и институциональные принципы государственно-частного партнерства

Лекция 1

Основы теории государственно-частного партнерства

Место и роль государственно-частного партнерства в системе экономических наук.

Понятийный и категориальный аппарат

Концептуальные положения и институциональные принципы государственно-частного партнерства

 

Место и роль государственно-частного партнерства в системе экономических наук.

Целью освоения дисциплины является изучение развития и функционирования различных форм государственно-частного партнерства для решения различного рода долгосрочных задач разработки и адаптации особо перспективных проектов как новых точек роста.

Задачи курса: 

· изучить экономические категории в сфере взаимодействия государства и бизнеса с учетом зарубежного и отечественного опыта, принципы, формы и методы государственно-частного партнерства;

· выявить особенности механизма принятия управленческих решений на основе государственно-частного партнерства;

· проанализировать потенциал и перспективы использования механизма государственно-частного партнёрства за рубежом и в Российской Федерации; 

· приобрести навыки практической работы в области подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства Российской Федерации 

Развитие Государственно-Частного Партнерства (ГЧП) определяется несколькими основными факторами, влияющими на расширение масштабов и форм взаимодействия государства и бизнеса.

Во-первых, ГЧП является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющим развивать отношения бизнеса и государства.

Во-вторых, ГЧП позволяет вовлекать ресурсы частного сектора в процессы воспроизводства в отраслях и сферах, находящихся в собственности государства, а также использовать частную предпринимательскую инициативу для повышения эффективности расходования бюджетных средств.

В-третьих, объединение усилий и ресурсов бизнеса и государства в рамках конкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества.

Государственно-частное партнерство в мировой практике понимается двояко. Во-первых, как система отношений государства и бизнеса, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития. Во-вторых, как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности.

Термин “государственно-частное партнерство” является устоявшимся переводом с английского языка “public-private partnership”. Именно государство является инициатором подавляющего большинства проектов ГЧП, их главным действующим лицом и доминантой.

 

2. Понятийный и категориальный аппарат

Предметами ГЧП составляют государственная и муниципальная собственность, а также услуги, оказываемые государством, муниципальными органами власти и организациями бюджетного сектора.

Существует много различных определений ГЧП. Наиболее общее из них дает Всемирный банк: “ ГЧП – это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования

В российской литературе последних лет приводятся различные трактовки ГЧП, например, такая: “ Государственно-частное партнерство – это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления

Государственно-частное партнерство представляет собой совокупность общественных отношений, которые находятся на стыке публичного и частного права и регулируются различными отраслями права.

Развитие форм, моделей, механизмов и институтов ГЧП, практическая организация работы требуют формирования специальной законодательной базы.

Специальным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” (далее – Закон № 115-ФЗ), определяющий порядок применения механизма концессии при реализации проектов ГЧП. Вместе с тем в 2006 г. в России появились первые региональные законы, посвященные ГЧП. Так, Законодательным собранием Санкт-Петербурга принят Закон “Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах”.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государ­ственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации» определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве

Определение ГЧП: Государственно-частное партнерство представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности.

Каждый такой совместный проект государства с бизнесом является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок и для решения конкретной задачи.

 

Концептуальные положения и институциональные принципы государственно-частного партнерства

Анализ международной практики позволяет выделить ряд условий, выполнение которых определяет успехи в развитии ГЧП. Наиболее принципиальным условием является преодоление противоречий между общественными и частными интересами в государственно-частном партнерстве. Еще одно необходимое условие, выполнение которого требует достаточно длительного времени и системных усилий государства, – создание институциональной среды ГЧП. И, наконец, важное условие – это сохранение ведущей роли государства в организации программ и проектов ГЧП с одновременным использованием властью в этом партнерстве преимуществ, присущих приватизации государственных и муниципальных активов.

Между тем в союзе государства в лице его различных субъектов и бизнеса неизбежно проявляется противоречие между общественными и частными интересами, обеспечением общественных благ и получением прибыли.

Институциональной основой государственного вмешательства в экономику служит выполнение государством функций по обеспечению прав собственности, созданию возможностей для свободной конкуренции и равного доступа всех экономических субъектов к общественным благам, а также по регулированию доступа к некоторым ресурсам. При этом главным критерием должен выступать общественный интерес, а не выгода отдельных субъектов хозяйственной деятельности. Другими словами, государственное вмешательство должно быть нацелено прежде всего на ликвидацию провалов рынка.

Указанные недостатки рыночного механизма наиболее наглядно проявляются именно в отраслях производственной инфраструктуры, от развития которых во многом зависит состояние экономики, а кроме того, в социальной сфере.

ГЧП рассматривалось как важный механизм привлечения внебюджетных средств для развития инфраструктуры. В этом же документе определены приоритетные сферы применения партнерств: здравоохранение, образование, космическая отрасль, лесное хозяйство, транспортная инфраструктура.

Непременными условиями успешной реализации планов ГЧП являются институциональные факторы:

¤ разработка соответствующего законодательства,

¤ обеспечение прозрачности деятельности частных компаний на объектах государственной и муниципальной собственности,

¤ выработка четких рекомендаций и инструкций,

¤ строгое следование государства постулатам объявленной политики и принципам ГЧП,

¤ стабильность общей политической обстановки.

Особое значение в этом плане приобретает правильное понимание властью и обществом места, роли и значения ГЧП в приватизационных процессах. Государственно-частное партнерство можно трактовать как особую форму приватизации. В российском законодательстве проведено различие между категориями “приватизация” и “партнерство”. Согласно Закону “О приватизации государственной и муниципальной собственности” под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности государства.

В ГЧП отчуждения имущества не происходит, частному сектору передаются, как правило, только правомочия владения и пользования государственной и муниципальной собственностью. Система партнерских отношений государства с частным сектором является одним из проявлений смешанной экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: