Всего 19 занятий по 3 часа

Оценка умения студентов проводить выделение чистой культуры аэробных и анаэробных микроорганизмов; умения студентов выполнять работу в асептических условиях, дезинфицировать и стерилизовать лабораторную посуду, медицинские инструменты; умения студентов определять чувствительность бактерий к антибиотикам методами диффузии в агар и серийных разведений.

ЗАНЯТИЕ 9. Морфология и биология вирусов. Бактериофаги.

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика и классификация вирусов.

2. Строение и химический состав вирусов. Типы симметрии вирусов.

3. Типы и этапы взаимодействия вирусов с чувствительной клеткой.

4. Методы культивирования вирусов.

5. Общая характеристика, классификация и строение бактериофагов.

6. Понятие о вирулентных и умеренных бактериофагах. Лизогения и фаговая конверсия.

7. Процесс взаимодействия фагов и чувствительной к ним бактериальной клетки.

8. Практическое применение фагов для диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний. Эпидемическое маркирование.

Самостоятельная работа студентов:

1. Изучение строения куриного эмбриона.

2. Изучение этапов приготовления культуры клеток из фибробластов развивающегося куриного эмбриона.

3. Изучение цитопатического действия вирусов на культуру клеток на демонстрационных препаратах.

4. Микроскопия демонстрационных препаратов реакции гемадсорбции вирусов и образования вирусных включений.

5. Количественные методы обнаружения бактериофагов:

а) титрование фага по методу Аппельмана – демонстрация;

б) титрование фага по методу Грация – демонстрация.

6. Фаготипирование культуры стафилококка, выделенной от носителя. Демонстрация.

7. Ознакомиться с набором диагностических и лечебно-профилактических бактериофагов.

8. Посев с целью изучения микрофлоры тела человека:

а) посев слизи из зева на сахарный агар;

б) посев методом отпечатков пальцев рук на МПА.

11. Оценка умения студентов проводить эпидемическое маркирование, внутривидовое типирование (определение фаговара).

ЗАНЯТИЕ 10. Экологическая микробиология. Санитарно-бактериологическое исследование почвы, воды и воздуха.

Контрольные вопросы:

1. Санитарно-показательные микроорганизмы.

2. Микрофлора воды. Методы санитарно-бактериологического контроля. Кишечная палочка как показатель фекального загрязнения воды.

3. Микрофлора воздуха. Методы санитарно-бактериологического контроля.

4. Микрофлора почвы. Методы санитарно-бактериологического контроля.

Самостоятельная работа студентов:

1. Учет результатов посева водопроводной и сточной воды для определения общего микробного числа, бактерий семейства Enterobacteriaceae и термотолерантных колиформных бактерий (титрационный метод и метод мембранных фильтров).

2. Учет результатов посева воздуха для определения общей бактериальной загрязненности седиментационным и аспирационным методами.

3. Учет результатов посева проб почвы для определения общей бактериальной загрязненности, коли-титра и перфрингенс-титра.

4. Оценка умения студентов интерпретировать результаты исследования на дисбактериоз и дать рекомендации по коррекции микрофлоры.

ЗАНЯТИЕ 11. Микрофлора тела человека.

Контрольные вопросы:

1. Микрофлора человека и ее значение для организма.

2. Микробный состав различных биотопов организма человека

3. Особенности микрофлоры организма новорожденных и детей раннего возраста.

4. Дисбактериоз. Причины возникновения.

5. Методы диагностики и коррекции дисбактериоза..

Самостоятельная работа студентов:

1. Изучение микрофлоры кожи пальцев рук. Приготовление мазков из выросших колоний и их окраска по Граму.

2. Изучение микрофлоры зубного налета. Приготовление мазков из зубного налета и их окраска по Граму и негативным методом.

3. Изучить набор препаратов для коррекции дисбактериоза.

4. Оценка умения студентов интерпретировать результаты исследования на дисбактериоз и дать рекомендации по коррекции микрофлоры.

 

ЗАНЯТИЕ 12. ИТОГОВОЕ по разделу «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ».

 

III. ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ.

ЗАНЯТИЕ 13. Взаимоотношение паразита и хозяина. Инфекция. Механизмы резистентности.

Контрольные вопросы:

1. Формы инфекции и их характеристика. Стадии инфекционного процесса.

2. Понятие о патогенности микробов. Вирулентность. Факторы патогенности.

3. Экспериментальная инфекция. Цели и способы заражения животных. Этика экспериментальных исследований.

4. Понятие о резистентности организма. Внешние и внутренние барьеры, клеточные и гуморальные факторы.

5. Фагоцитоз. Кислород зависимые и кислород независимые механизмы бактерицидности. Методы изучения фагоцитарной активности клеток.

6. Гуморальные факторы неспецифической резистентности. Лизоцим, комплемент, интерферон, острофазные белки сыворотки крови. Пути активации комплемента.

Самостоятельная работа студентов:

1. Изучить методы определения ферментов и факторов патогенности золотистого стафилококка (лецитиназы, плазмокоагулазы, гиалуронидазы и гемолизина).

2. Изучить мазки с картиной завершенного и незавершенного фагоцитоза.

3. Учесть опыт по определению лизоцима в слюне.

4. Разобрать схему классического и альтернативного путей активации комплемента.

5. Оценка умения студентов проводить заражение и вскрытие лабораторных животных, готовить мазки-отпечатки из органов животных, окрашивать их, анализировать полученный результат.

6. Оценка умения студентов определять вирулентность микроорганизмов.

ЗАНЯТИЕ 14. Иммунитет и его проявления. Серологические реакции.

Контрольные вопросы:

1. Виды иммунитета.

2. Пути формирования искусственного иммунитета (активный, пассивный иммунитет).

3. Антигены: структура и основные свойства. Антигены бактерий и вирусов.

4. Антитела (иммуноглобулины), структура, классы, функции.

5. Реакции агглютинации и преципитации. Цель и техника постановки.

6. Реакция непрямой гемагглютинации.Цель и техника постановки..

7. Диагностические препараты, содержащие антигены (диагностикумы, эритроцитарные диагностикумы, антигены). Получение и применение.

8. Диагностические сыворотки: виды и способы получения.

9. Метод «парных сывороток» и методы определения отдельных классов иммуноглобулинов. Значение для серологической диагностики инфекционных заболеваний.

10. Реакция Кумбса.

Самостоятельная работа студентов:

1. Демонстрация реакции агглютинации с целью обнаружения антител в крови больного (пробирочная РА).

2. Постановка реакции агглютинации с целью идентификации неизвестного микроба (на стекле) с адсорбированными сыворотками.

3. Постановка реакции преципитации с целью определения видовой принадлежности крови.

4. Изучение техники постановки реакции преципитации в агаре с целью определения токсигенности штаммов возбудителей дифтерии, а также с целью идентификации антител и антигенов.

5. Изучение техники постановки реакции непрямой гемагглютинации с эритроцитарным диагностикумом.

6. Изучение принципа и техники постановкиреакции Кумбса.

7. Оценка умения студентов проводить серологическую идентификацию выделенной чистой культуры микроорганизмов и серологическую диагностику (определение диагностического титра антител и нарастание титра антител в парных сыворотках больного).

ЗАНЯТИЕ 15. Механизмы иммунного ответа.Серологические реакции с метками.

Контрольные вопросы:

1. Клеточная кооперация в иммунном ответе. Схемы Th1 и Th2 – иммунного ответа.

2. Иммунный ответ при бактериальных инфекциях.

3. Особенности иммунного ответа при токсических инфекциях.

4. Особенности иммунного ответа против внутриклеточных паразитов.

5. Антивирусный иммунитет и его особенности.

6. Механизмы ускользания бактерий от иммунных реакций организма.

7. Серологические реакции с использованием метки: прямая и непрямая реакции иммунофлюоресценции (РИФ), иммуноферментный анализ (ИФА), радиоиммунный анализ (РИА).

8. Принцип постановки иммуноблоттинга.

Самостоятельная работа студентов:

1. Изучение принципа и техники постановки РИФ, ИФА и РИА.

2. Учет ИФА для диагностики клещевого энцефалита.

3. Cхема постановки иммуноблоттинга.

4. Выбор тем реферативных докладов к занятию №16, 17

5. Оценка умения студентов анализировать результаты методов экспресс-диагностики (ИФА, РИА, РИФ).

ЗАНЯТИЕ 16. Семинар «Аллергия и аллергические реакции». Механизмы гиперчувствительности».

Контрольные вопросы:

1. Понятие об аллергии, гиперчувствительности, сенсибилизации. ГНТ и ГЗТ.

2. Классификация и патогенез различных типов аллергических реакций.

3. Роль аллергических реакций разных типов в развитии побочных эффектов серотерапии инфекционных заболеваний.

4. Роль ГЗТ в инфекционном процессе и нестерильном иммунитете.

5. Механизмы кожных аллергических реакций на инфекционные аллергены.

Самостоятельная работа студентов:

1. Реферативные доклады по темам занятия.

2. Изучение схем механизмов различных типов аллергических реакций.

3. Изучение диагностических препаратов – аллергенов.

ЗАНЯТИЕ 17. Иммунобиологические препараты.

Контрольные вопросы:

1. Типы вакцин. Получение живых, убитых, субъединичных и рекомбинантных вакцин. Контроль их безвредности, реактогенности и иммуногенности.

2. Получение и контроль анатоксинов. Понятие об адьювантах.

3. Понятие о серотерапии и серопрофилактике инфекционных заболеваний

4. Иммуноглобулины и лечебные сыворотки: классификация, состав, принципы получения и применения, методы контроля.

5. Меры профилактики анафилактического шока при лечении больных антитоксическими сыворотками или гетерологичными иммуноглобулинами.

Самостоятельная работа студентов:

1. Реферативные доклады по темам занятия.

2. Изучение календаря прививок.

3. Изучение наборов иммунобиологических препаратов.

ЗАНЯТИЕ 18. ИТОГОВОЕ по разделу «ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ».

ЗАНЯТИЕ 19. ИТОГОВЫЙ СЕМЕСТРОВЫЙ ЗАЧЕТ

 

ВСЕГО 19 ЗАНЯТИЙ ПО 3 ЧАСА

 Перечень основной литературы

  1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Текст]: Учебник / Под ред. А.А. Воробьева.-М.: Медицинское информационное агентство, 2012.- 704 с.
  2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Электронный ресурс]: учебник для студентов медицинских вузов / ред. А. А. Воробьев. - Электрон. текстовые дан. - М.: МИА, 2015. - 704 с. - Режим доступа: http://medlib.ru
  3. Поздеев, О.К. Медицинская микробиология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / О. К. Поздеев; ред.: В. И. Покровский. - 4-е изд., стереотип. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 768 с.: режим доступа: http://www.studentlibrary.ru

 

Дополнительная литература:

  1. Поздеев, О.К. Медицинская микробиология [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / О. К. Поздеев; ред.: В. И. Покровский. - 4-е изд., стереотип. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 768 с.
  2. Иммунобиологические препараты для профилактики, лечения и диагностики инфекционных заболеваний [Текст]: Учебное пособие / Е.П. Красноженов и [др.]; ред. Е.П. Красноженов, Т.Л. Мирютова.-Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2007- 223с.
  3. Иммунобиологические препараты для профилактики, лечения и диагнростики инфекционных заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие/ ред.: Е.П. Красноженов, Т.Л. Мирютова. – Томск: Печатная мануфактура, 2007. – 292 с.: Режим доступа: http://www.irbis64.medlib.tomsk.ru.
  4. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии [Текст]: учебное пособие для студентов лечебно-профилактического, медико-биологического и фармацевтического факультетов / Сибирский медицинский университет (Томск); сост.: Е. П. Красноженов [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Томск: Издательство Томского университета, 2003. - 260 с.
  5. Борисов, Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология [Текст]: учебник для студентов высших заведений, обучающихся по медицинским специальностям / Л. Б. Борисов. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: МИА, 2005. - 736 с.
  6. Борисов, Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших заведений, обучающихся по медицинским специальностям / Л. Б. Борисов. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: МИА, 2016. - 792 с.. - Режим доступа: http://medlib.ru
  7. Коротяев А.И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология [Текст]: Учеб.для мед.вузов / А. И. Коротяев, С. А. Бабичев; Под ред.А.И.Коротяева. - 3-е изд.,испр.и доп. - СПб.: СпецЛит, 2008. – 768с.
  8. Коротяев А.И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология [Электронный ресурс]: Учеб.для мед.вузов / А. И. Коротяев, С. А. Бабичев; Под ред.А.И.Коротяева. - 3-е изд.,испр.и доп. - СПб.: СпецЛит, 2010. – 760с.: режим доступа: http://books-up.ru
  9. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей [Текст]: учебник. / В.Ф. Учайкин, Н.И. Нисевич, О.В. Шамшева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 688 с.
  10. Хаитов Р. М. Иммунология [Электронный ресурс]: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с.: режим доступа: http://www.studentlibrary.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: