Деятельностный подход

Общие положения Л. С. Выготского

1. В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными психическими процессами, которые могут быть условно названы психологическими орудиями или инструментами.

2. Психологические орудия — искусственные образования; по своей природе они суть социальные, а не органические или индивидуальные приспособления.

3. Примерами психологических орудий и их сложных систем могут служить язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления.

4. Искусственные акты суть те же естественные, они могут быть без остатка, до самого конца разложены и сведены к этим последним. Искусственной является комбинация и направленность, замещение и использование этих естественных процессов.

5. Включение орудия в процесс поведения, во-первых, вызывает к деятельности целый ряд новых функций, связанных с использованием данного орудия и с управлением им; во-вторых, отменяет и делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие; в-третьих, видоизменяет протекание и отдельные моменты (интенсивность, длительность, последовательность и т. п.) всех входящих в состав инструментального акта психических процессов.

6. Естественные акты и процессы поведения общие у человека и высших животных; искусственные составляют позднее приобретение человечества, продукт исторического развития и специфически человеческую форму поведения.

7. Воспитание есть искусственное овладение естественными процессами развития, оно не только влияет на те или иные процессы развития, но перестраивает самым существенным образом все функции поведения.

8. Различие в детских типах развития (одаренность, дефективность) в большой степени оказывается связанным с типом и характером инструментального развития. Неумение использовать свои естественные функции и овладение психологическими орудиями существенно определяют весь тип детского развития.

Деятельностный подход

М. Я. Басов. Он считал, что психологическое исследование должно понять изучаемый организм (животное или человека) «как деятеля в окружающей среде, т.е. как он живет, какую активность обнаруживает в борьбе за свое существование, как применяется эта активность при том или ином изменении условий среды и пр. …» Обращается к специфической чел-ой деят-ти – труду (в разнообразии его профессиональных различий).

 

С. Л. Рубинштейн провозгласил  принцип единства сознания ( план содержания) и деятельности (план выражения). Суть принципа (позаимствована деятельностным подходом): человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности (изначально практической), а потому изучаться они могут прежде всего через проявления в такой деятельности. Таким образом, сознание и деят-ть носят взаимопорождающий хар-р. На каждом данном этапе своего развития человек, его цели и мотивы выступают как результат всей предшествующей деятельности, в которой он формируется, и, вместе с тем, эту деятельность осуществляет именно он, т.е. ее субъект. Деятельность в строгом смысле слова присуща только человеку, но не животному. В отличие от животных, чел-к сам создает условия для своей деятельности.

На всех этапах своего творческого пути Рубинштейн конкретно показывал, что психическое необходимо включено во взаимодействие человека с миром, выступающее, прежде всего, в качестве деятельности.

Психологически существенные компоненты деятельности и конкретные взаимосвязи между ними. Таковы, в частности, действие, движение и поступок в их соотношении с целью, мотивом и условиями деятельности субъекта. Никакой из этих компонентов не может быть однозначно определен вне отношения к психике. Например, одни и те же движения могут означать различные действия и поступки, и, наоборот, различные движения могут выражать один и тот же поступок.

Единство деятельности выступает в первую очередь как единство целее ее субъекта и тех его мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности в отличие от таковых у отдельных действий выражают общую направленность личности. Все, что человек делает, всегда имеет определенный общественный эффект: через воздействие на вещи человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком прежде всего тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение человека к другим людям.

Так, в общем итоге уже в 1935-1940 гг. действие стало рассматриваться как единица психологии.

 А. Н. Леонтьев

Деятельность – молярная единица жизнедеятельности. 

Существует иерархия мотивов: необходимость поддерживать гомеостазис – самосохранение – уверенность и престижность – эстетические и познавательные мотивы.

Деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Деятельность имеет иерархическое строение. Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции, психофизиологические функции) составляют ее структурные элементы. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание. В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов ( мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.). Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания. Деятельность – это направленная активность. Источником активности чел-ка является потребность. Потребность – это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. У человека есть 2 специфических потребности:

1. Потребность в контакте с себе подобными.

2. Познавательная потребность – потребность во внешних впечатлениях (соска-пустышка, подключенная к телевизору и ребенок).

Обе эти потребности на первых стадиях жизни человека тесно переплетены друг с другом и составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития.

Потребность тесно связана с деятельностью. У нее есть 2 этапа жизни: до встречи с предметом, который способен ее удовлетворить и после. До встречи со своим предметом потребность не представлена человеку, он лишь испытывает состояние напряжения, но не знает, чем оно вызвано. А потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе этой поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом – происходит опредмечивание потребности. Акт опредмечивания потребности - «наполнение» её содержанием, к-ое черпается из окружающего мира. Это переводит потребность собственно на психол. уровень. В ходе опредмечивания можно выделить 2 важных черты потребности:

· Первоначально существует очень большой спектр предметов, способных ее удовлетворить.

· Быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

В акте опредмечивания потребности рождается мотив – предмет потребности. Вслед за появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает направленность на предмет или от него, в зависимости от его валентности.

Свойства мотива:

Направляющая.

Побуждающая

Смыслообразующая

На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям. Полимотивированность чел-ка – это обычное явление. Не все мотивы, сходящиеся на одну и туже деятельность, равнозначны. Главный мотив – называется ведущим, а второстепенные – мотивами-стимулами. Мотивы бывают осознаваемые (это мотивы-цели) и неосознаваемые. Работа по осознанию своих мотивов очень трудна. Если мотивы не осознаются, они появляются в сознании в форме эмоций и личностных смыслов:

1. Эмоции – это отношение результата деятельности к ее мотиву.

2. Личностные смыслы – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. В смыслообразующей функции выступает только ведущий мотив, мотивы-стимулы могут порождать только эмоции, но не смыслы.

Иерархические отношения мотивов обычно понимаются в полной мере только в ситуациях конфликта мотивов.

 

36 Постановка психофизической проблемы.

 

Материалистический взгляд на психику, зародившийся в представлениях древних философов, в настоящее время является аксиомой.
Изучение "физиологических основ" психики или "физиологическийх механизмов" психики.
Есть проблема, которая имеет методологический характер. В истории естествознания она получила название психофизической, а с конца 19 века - психофихзиологической проблемы. (сейчас это синонимы)
В XVII веке достижения естествознания позволили Р. Декарту (1596 – 1650) построить теорию живого тела как «машины», живого тела, не нуждающегося в душе как объяснительном принципе своей работы. Исключительно благодаря своему устройству, главным образом благодаря устройству нервно-мышечного аппарата, тело приводится в движение, питается и совершает прочие жизненные процессы. Рефлекторный механизм взаимодействия животного со средой, предложенный Декартом, объяснял любые действия животного как механический ответ на внешние раздражители, соответствующие устройству тела. Душа в этой схеме была лишним, и неудивительно поэтому, что у животных, по Декарту, ее нет Другое дело – человек. Отрицать наличие у человека сознания (которое заменило в его системе душу) Декарт не мог. Однако тело человека, как и тело животного, устроено таким образом, что не нуждается для своего функционирования в душе с необходимостью. Кроме того, сознание с его активностью из механистического представления о теле просто невыводимо. Это заставило Декарта ввести понятия двух изначально независимых субстанций, двух самостоятельных начал. Эти субстанции – телесная, «протяженная», и духовная, «мыслящая».

Именно с этим положением Декарта – о том, что эти две субстанции изначально независимы, ни «протяженная» субстанция не является причиной «мыслящей», ни наоборот - принято связывать постановку психофизической проблемы

НЕТ окончательного общепринятого решения.
Суть проблемы - как соотносятся физиологические и психические процессы?
2 варианта решения:
- Принцип психофизического взаимодействия - Рене Декарт (в головном мозге есть шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а духи - на душу)
Принцип психофизического параллелизма - невозможность причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. (Вундт)
ЗА и ПРОТИВ
1. Влияние мозга на психику (нарушения психических процессов от мозговой патологии, травм и т.п., фармакология, раздражение мозговых центров+)
2. Влияние психики на физиологию - произвольные движения, психосоматика, психотерапевтические эффекты.
- НО есть закон сохранения количества энергии, т.е. энергия появляется из ничего (1) и исчезает (2).
Тогда можно а) пренебречь законом или б) ввести особую форму энергии - "психическую энергию", или в) отказ от полного отождествления психического и идеального.
Суть психофизиологической проблемы заключается в попытке ответить на вопрос о соотношении психических и физиологических процессов. Это проблемы больше обсуждают философы. Но для психологов она тоже важна, т.к. определяет предметы смежных наук психологии и нейрофиз, и позволяет выработать личное отношение к сложившемуся к нач 21 века сдвигу психологических исследований в сторону физиологических коррелятов психики.

Со времен Декарта, ясно сформулировавшего эту проблему, наметилось 5 подходов к ее решению:

1. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – утв.независимость психики от физиол.процессов и наоборот. Впервые подобный вариант решения психофизической проблемы был предложен последователем Декарта, представителем окказионализма Н. Мальбраншем (1638 – 1715). По его мнению, наблюдаемое соответствие между психическим и физическим создается при помощи постоянного вмешательства божественной силы. Как только в одной из субстанций Бихевиористы

Психофизический параллелизм материалистического толка, или ЭПИФЕНОМЕНАЛИЗМ. Первым ученым, предложившим подобное решение психофизической проблемы, был Т. Гоббс (1588 – 1679 ). В его представлении мир есть «совокупность тел, подчиненных законам механического движения». Единой субстанцией мира Гоббс признавал материальные тела, субстанциональность души отрицалась. Ощущение в концепции Гоббса превратилось в побочный продукт материальных процессов. Таким образом, проблема активности психического, проблема влияния души на тело исчезала как таковая. Психика, сознание вовсе никак не влияет на физический мир, на поведение человека. Она превращается в бесполезный придаток к физиологическому – все равно как тень сопровождает предмет, никак не влияя на него

Решение ПП в духе эпифеноменализма (физическое однозначно определяет психическое, психическое не влияет на физическое) имеет ряд недостатков, из которых мы отметим два:

· Такое решение не объясняет нам природы психического: если психическое – не самостоятельная субстанция, а дериват физического, то очень странно, что психическое не обладает физическими свойствами (например, протяженностью). На вопрос, каким же образом физический объект – мозг – производит нечто нефизическое, ни один из эпифеноменалистов ответа не дает.

· Эпифеноменализм несовместим с житейски очевидным воздействием психического на физическое, влиянием сознания на поведение человека

2. В ЗАИМОДЕСТВИЕ – Декарт. Душа может оказывать влияние на тело, соприкасаясь с ним в шишковидной железе мозга (бог сделал так, что у души есть телесный орган – шишковидная железа). Джемс. – функция мозга – высвобождающая, т.е. мозг – особый прибор, который делает духовные сущности явными с материальном мире, но не производит их. (пример – как телеприемник)

3. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД – сторонники утверждают, что не знают какова связь между псизикой и мозгом, но объективно фиксируют, что определенные воздействия на человека приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психического, так и в сфере физиологического. Может есть какой-то непознаваемый третий фактор?

4. ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА – психической и физиологическое суть одно и тоже, но дело не в качественных, а в степенных отличиях. Просто мы уже обладаем умением изменять физиологические данные, и только начинаем учиться изменять психические.

5. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (единства) – С.Л. Рубинштейн – физ и пси – это одна и та же отражательная деятельность, но рассматривается психологией и физиологией в разных отношениях. Т.е. пси и физ – это 2 стороны одного и того же. И нельзя игнорировать ни то ни то.

 

РЕШЕНИЕ ПСИХОФИЗ ПРОБЛЕМЫ Ю.Б.ГИППЕНРЕЙТЕР
Физ и пси-две стороны одного материального процесса.
Есть матер мир и наши знания о нем, которые далеко не полные.
Онтологизацция представлений о мире, т.е. объект объявляется тем, что о нем сейчас думают.
Математик Дж.Стнг
Реальный мир = D-мир
Представления о нем = М-мир
Онтологизация = превращение М в D, а ошибка = синдром Пигмалиона.

Что за процесс, сторонами которого явл физ и пси?
Точка зрения гипотетического марсианина - физ и пси - это две из множества сторон жизнедеятельности:)
Как соотносятся?
Это просто 2 разных проявления. (как если посмотреть на город с запада и с востока):)

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: