Средства выразительности

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его еще по крайней мере трижды, возвращаясь в поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.

Тема стихотворения – изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны.

Композиция – трехчастная, состоящая из зачина, основной части и концовки.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитеты – “ сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.

Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.

Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

История создания

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана еще два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

Тема

Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своей отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней – такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению.

Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Концовка произведения имеет еще один мотив – это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд”, которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стихотворение и становится последним словом в нем, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке. Автор использовал для создания произведения классический четырехстопный ямб.

Средства выразительности

Для того, чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.
  • Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
  • Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

В нем также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “черная” и в то же время в мире человека также есть кое-что черное – это “чернила”.

«Определение поэзии», анализ стихотворения Бориса Пастернака

Борис Пастернак – один из самых противоречивых писателей первой половины XX века. Его творческий потенциал начал формироваться в очень сложное для России время, на рубеже исторических эпох. В те часы представители литературной элиты серьезное внимание уделяли вопросам философии. Они постоянно спорили о роли личности в истории, предназначении творчества, гражданской позиции мастеров слова.

Не оставался вне этих процессов и Борис Пастернак. Как и многие его современники, он пытался осмыслить и выразить свое понимание поэзии. В этом плане стихотворение «Определение поэзии», написанное Пастернаком в 1917 году, можно считать программным. Другое дело, что автору в ту пору было всего двадцать семь, и вполне естественно, его взгляды на поэтическое слово претерпели со временем некоторые корректировки.

«Определение поэзии» – стихотворение небольшое, всего 16 строк. Написано анапестом. Так в стихосложении принято называть трехстопный размер с ударением на последнем слоге. Рифмовка во всех строфах перекрестная – АВАВ.

Вероятно, Пастернак не ставил задачу удивить читателя необычной формой. Для него было гораздо важнее наполнить необыкновенной мощью внутреннюю часть произведения, вдохнуть в каждую строчку свой молодой эмоциональный заряд. Отсюда и несколько нарочитая первая часть стихотворения, где слово «это» повторяется в начале каждой строки, всего 7 раз.

Пастернак притягивает внимание читателя яркостью красок и громкостью звуков, которыми поэзия, по его убеждению, призвана потрясать этот мир. Предметы и явления оживают, они неразрывно связаны между собой. Образ Вселенной (Пастернак пишет это слово с маленькой буквы) не только опосредован, но и конкретно упоминается в середине и конце стихотворения. Человек – часть природы, как деревья, камни, звезды, капли дождя. За несколько лет до стихотворения Пастернака так писал о себе известный российский поэт Константин Бальмонт:

Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.

Пастернак не жалеет выразительных средств, чтобы зажечь читателя своей идеей, активно использует тропы. Поэт очень тонко применяет популярный прием символистов – аллитерацию, когда несколько повторяющихся согласных придают стихотворению особую выразительность. Так, в конструкции «Figaro низвергается градом на грядку» постоянно нарастает звук «р», а в словосочетаниях: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист» – звуковой эффект создают шипящие и свистящие согласные.

Красиво усиливают мелодичность текста олицетворения и сравнения: «небосвод завалился ольхою», «звездам к лицу б хохотать», «ночи так важно сыскать».

Литературоведы часто обращают внимание и на оригинальный синтаксис стихотворения. Автор отдает предпочтение коротким безличным предложениям. Слова как бы стихийно вырываются из бездны. Подобная хаотичность свойственна дикой природе. Если в прозаическом произведении можно применять сложные предложения, то в поэтическом жанре все должно быть точно, емко, образно. Борис Пастернак глубоко убежден, что такие «волшебные» слова знает только поэзия.

Здесь еще явно ощущается влияние символизма, что господствовал в русской литературе серебряного века. Однако заметны и ростки футуризма – течения, к которому Пастернак был близок в тот период. К сожалению, язык символов понятен не всегда и не всем. Особенно сложными для восприятия оказались пятая и шестая строки стихотворения:

Это – сладкий заглохший горох,
Это – слезы вселенной в лопатках.

Пастернаку пришлось даже объяснять читателям суть столь вычурных метафор. Дело в том, что в старину лопатками именовали стручки молодого гороха. Они рано или поздно раскроются, а горошины рассыпятся, будут выплаканы.

В стихотворении много контраста: Фигаро и грядка, небосвод и ольха, т. е. высокое неотделимо от низкого. В любой момент они могут поменяться местами. Это и есть литературное обрамление философского понятия о единстве и борьбе противоположностей. Таков и финал стихотворения, где вселенная Пастернака оказывается местом глухим.

«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма, тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела».

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с ночника), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

«Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.

Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «Гамлет» Юрия Живаго.

Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре Ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). Ничем не напоминает эшафот, друзья?

Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку»)? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («Прислонясь к дверному косяку»)?

Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («На меня наставлен сумрак ночи»). И даже звезды на небе против него («Тысячью биноклей на оси»).

Далее Пастернак использует библейский мотив, взятый из Евангелия. («Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси»). Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.

Лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. Раньше он хотел жить, как все («И играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь»).

В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой. Герой осознает, что будет непросто («Жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («Я один, все тонет в фарисействе»). При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний

Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом. Перед нами – Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества. Перед нами – Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.

Стихотворный размер «Гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).

«Июль», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа).

У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает, «мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка», «взвивается до потолка»), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух») образами.

«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже - вхожий, невежа - приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа - укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты (июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

«Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

Удивительно, но две первые строки этого относящегося к лирике стихотворения Бориса Пастернака давно стали афоризмами. Причем, цитируются они в разных ситуациях и с разной эмоциональной окраской: «Любить иных — тяжелый крест» — с горечью и чувством обречённости, а иногда сарказмом; «А ты прекрасна без извилин» — с юмором или иронией. Поэтические строки, в которых есть откровенная антитеза, зажили своей жизнью и перестали ассоциироваться у людей непосредственно со стихотворением Пастернака. Что ж, исправить эту ситуацию можно, поняв, о чём же всё-таки писал автор и что лежало в основе его произведения.

Биография писателя показывает, что стихотворение «Любить иных — тяжелый крест», датированное 1931 годом, имело своих адресатов и более чем конкретный жизненный сюжет. В первой строке стихотворения выражена вся тяжесть жизни с первой женой поэта художницей Евгенией Лурье, некогда страстно им любимой, которая круглые сутки занималась творчеством и совершенно не касалась быта. В результате чего поэт был вынужден овладеть навыками домохозяйки и совершенно потерял интерес к перспективе потакать прихотям «богемной» жены.

Вторую строку стихотворения следует воспринимать почти буквально. Она была посвящена новой музе поэта, в корне отличавшейся от своей предшественницы. На момент встречи с Брисом Пастернаком она была замужем за его другом пианистом Генрихом Нейгаузем, но, невольно разрывая условности, совершенно очаровала поэта своей непосредственностью и наивностью. Видимо, на контрасте с Евгенией, его женой, Зинаида Нейгауз значительно выигрывала своей приземлённостью и отсутствием «извилин». Под этой метафорой поэт подразумевает и простоту нрава его новой музы, и недостаток интеллекта (особый случай, когда это воспринимается как достоинство).

Интерес к Зинаиде, с которой после развода поэт вступил в брак, впоследствии себя оправдал, так как Пастернак в душевном и бытовом комфорте прожил со второй женой вместе ещё много лет. «Странность, загадка», — скажет кто-то. И будет прав. Даже для самого поэта «прелести» «секрет» его жены был «Разгадке жизни равносилен». То есть непостижим, а потому, наверно, и интересен.

Сердцу поэта милы и «шорох снов», и «шелест новостей и истин», из которых, благодаря жене, состоит его безмятежная семейная жизнь. Очевидно, метафора «шелест новостей и истин» означает разговоры о простых и понятных, а потому настоящих вещах, которые поэт принимает всем сердцем. А «шорох снов» может означать как частое обсуждение сновидений, так и лёгкие и счастливые дни, похожие на сон. Это предположение подтверждается фразой: «Твой смысл, как воздух, бескорыстен», — в которой есть характерное сравнение — «как воздух». Такой видит возлюбленную лирический герой стихотворения. Но Пастернак замечает и источники столько лёгкого нрава и отношения к жизни: «Ты из семьи таких основ», — и это вызывает у него бесспорное одобрение. Удивительно, но интеллигентному и интеллектуальному человеку, в голове которого идёт постоянный творческий процесс, приятно…

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,

Не засоряясь? … Что имеет в виду поэт? Пожалуй, не просто словесный сор, а сор долгих и мучительных выяснений отношений. Им он противопоставляет семьи других «основ» и подытоживает: «Все это — не большая хитрость».

Бесхитростное, но мелодичное стихотворение, состоящее из 3 строф, легко запоминается читателю благодаря использованному в нём четырёхстопному ямбу (двусложная стопа с ударением на втором слоге) и перекрёстной рифме.

Пастернак, обнаружив в своей новой возлюбленной заметную растерянность и непонимание его стихотворений, дал обещание, что специально для Зинаиды будет писать стихи более простым и понятным языком. Произведение «Любить иных — тяжелый крест» вполне может быть подтверждением того, что поэт стремился быть понятым женой и, скорее всего, добился своей цели.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: