Березикова Виктория, 1-ПСО-11

“Самоконтроль при занятиях при занятиях физическими упражнениями и спортом”

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.... Тем самым, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Виды самоконтроля

К этапам формирования самоконтроля в учебной деятельности относятся:

1. Формирование у учеников потребностей в выработке у себя навыков самоконтроля.

2. Обучение школьников системой знаний, которые раскрывают сущность самоконтроля, пути его формирования.

3. Осуществление длительной тренировочной деятельности по выработке умений самоконтроля.

Различают следующие формы самоконтроля:

• Итоговый самоконтроль;

• Пошаговый самоконтроль;

• Прогнозирующий самоконтроль.

Итоговый контроль

Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка.

1. Для обучения итоговому самоконтролю учащиеся при выполнении заданий, должны иметь возможность сверить свой результат с образцом. Образец проверки должен быть представлен в наглядном виде.

Во время обучения учащихся этой деятельности оценка должна выставляться с учетом того, как смог ученик сам проверить свою работу и исправить допущенные ошибки.

Пошаговый (операционный) самоконтроль;

Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий.

Пошаговый /операционный/ самоконтроль основан на умении учащихся работать по алгоритму. При обучении этому способу самоконтроля учащимся предлагают начать проверку работы не со сверки ответа, а с оценки правильности выполнения каждого этапа решения учебной задачи, т.е. необходимо учить обращать внимание не только на правильность выполнения своего действия, но и его полноту. Учащиеся должны иметь образцы алгоритмов для пошаговой проверки своей работы.

Прогнозирующий (предваряющий) самоконтроль

Более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия.

Этот навык требует не только внимания и умения работать по алгоритму, но и умения самостоятельно выбрать нужный способ или сконструировать свой.

Для формирования этого навыка учеников нужно учить способам прогнозирования результата без выполнения работы, для этого при постановке проблемы, учащиеся сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно отвечают на вопросы:

Что нужно для решения проблемы;

Каким способом её можно решить;

Достаточно ли у них знаний для выбранного способа;

В каком виде должен быть представлен результат.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный результат неверный. Нужна систематическая работа в этом направлении.

Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а также в ходе выполнения домашнего задания. Существуют различные

приёмы работы на уроках, которые необходимо использовать для развития у детей навыка самоконтроля.

По формам организации работы учащихся самоконтроль делится на:

-фронтальную проверку: коллективный разбор правильности выполненной задачи, решенной в классе или дома. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок.

-взаимную проверку: проводится при письменных работах, устных ответах. Учащиеся должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины.

-индивидуальную проверку: относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно.

Задачи самоконтроля:

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

3.Метод антропометрических индексов позволяет давать ориентировочные оценки изменения пропорциональности физического развития.

Весоростовой индекс определяется делением веса тела на его рост. Норма для мужчин в пределах 350-400 г, для женщин – 325-375 г. Другие показатели характеризуют отклонение веса от нормы.

Ростовесовой индекс определяется по формуле:

рост (155-165 см) – 100 = 55-65 кг (норма);

(166-175 см) – 105 = 60-70 кг (норма);

(177-185 см) – 110 = 65-75 кг (норма).

Средняя емкость легких у мужчин – 60 мл кг, у женщин – 50 мл кг. Если показатель ниже, то это свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

Силовые вычисления проводятся путем деления показателей силы на вес тела и умножения частного на 100 и выражаются в процентах.

Средние величины следующие:

сила кисти у мужчин – 70-75 % веса, у женщин – 50-60 %;

становая сила у мужчин – 200-220 % веса, у женщин – 135-150 %.

Таким образом, на основании внешнего осмотра и антропометрических измерений определяется уровень физического развития, который может быть: средним, выше среднего, очень высоким или ниже среднего, низким, очень низким.

Деятельность дыхательной системы определяется по тесту Бутейко. Задержание дыхания после нормального выдоха на:

20 сек.- плохо;

20-40 сек. – удовлетворительно;

40-60 сек. – хорошо;

более 60 сек. – отлично.

При изучении функций нервной системы используют статическую координационную пробу. Исследуемый должен встать на одну линию, правая нога впереди левой, руки вытянуть вперед в стороны ладонями вниз, пальцы развести, глаза закрыть. Если в течение 30 секунд испытуемый уверенно стоит и пальцы не трясутся, то состояние нервной системы удовлетворительное. Если он покачивается и пальцы трясутся, это свидетельствует о повышенной возбудимости нервной системы.

Наиболее объективную оценку функционального состояния организма занимающихся дают показатели проб и тестов с нагрузкой: проба Летунова, Гарвардский степ-тест, тест PWS -170.

Также критерием функционального состояния организма занимающихся служит уровень максимального потребления кислорода (МПК). Именно уровень МПК является показателем состояния здоровья человека. Средний показатель МПК находится на уровне 2-3,5 л./мин.

Самоконтроль проводится с помощью простых приемов:

· субъективных (оценка самочувствия, настроения, чувства утомления и усталости, желания или нежелания заниматься физическими упражнениями, нарушения аппетита и сна);

· объективных (антропометрические показатели (длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.), спортивные результаты, силовые показатели отдельных групп мышц, частота сердечных сокращений, и др.) 4. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача или в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины – 75-80.

У физически тренированных людей частота пульса значительно реже – 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов – 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных

сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках. Мы рассмотрим их ниже.

5. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интен-сивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность

восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. В качестве формы ведения дневника предлагается следующая:

1.Субъективные показатели. Самочувствие оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

2. Объективные показатели. Масса тела определяется периодически (1—2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде.

Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с друг показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдение чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др.

Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий.

Оценка физического развития с помощью антропометрических из-мерений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта. При массовых обследованиях измеряются рост стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгиба-телей кисти и другие показатели.

Список литературы:

https://works.doklad.ru/view/nmuOdz3uH9o.html

https://otherreferats.allbest.ru/sport/00134157_0.html

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/11/19/samokontrol-pri-zanyatii-fizicheskimi-uprazhneniyami-i-sportom

https://works.doklad.ru/view/pKDwsDEl9oE/all.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: