Глава 2. Факторы риска невостребованности продукции

 

В управлении производственными рисками большую роль играет учет факторов риска невостребованности продукции.

Одним из важнейших индикаторов экономической безопасности предприятия является уровень спроса на его продукцию. Падение спроса ниже некоторого допустимого уровня может привести к банкротству фирмы. Отсюда очевидна необходимость изучения причин невостребованности продукции, приводящих предприятие к риску.

При ведении производственной деятельности предприятие должно заранее знать, какую и для кого оно производит продукцию и, что случится, если эта продукция не будет реализована

Для избежания последствий невостребованности продукции предприятие-производитель должно проанализировать ее причины. Для этого необходимо знать вызывающие ее факторы. Но и специалисту, далекому от производства и экономики, ясно, что их - великое множество. Они могут пересекаться между собой, накладываться один на другой, а могут и не быть прямо связаны между собой. Чтобы не бродить в полутьме в поисках главной причины, за которой стоят второстепенные, из-за чего произведенная продукция не нашла своего покупателя, необходимо разработать классификацию факторов риска невостребованности продукции. Цель такой классификации:

· определение возможных направлений возникновения риска невостребованности продукции;

·         анализ причин возникновения отказов потребителя от предложенной ему продукции;

·         предварительная оценка возможных последствий возникновения риска невостребованности продукции;

·         анализ возможностей избежания риска;

·         пути избежания риска;

·         пути минимизации затрат на ликвидацию последствий при возникновении невостребованности продукции;

·         создание информационной базы для принятия управленческих решений.

Риск невостребованности продукции - это вероятность потерь для предприятия-изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции. Он характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию.

Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и может быть связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и (или) реализующего продукцию.

На возможность его возникновения влияют почти все подсреды внешней среды, но в большей мере: внешнеэкономическая ситуация, рыночная остановка, социально-демографическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень и нормативно-правовая база. Но поскольку продукция является субстанцией производства, он в то же время порождается деятельностью предприятия.

Данный риск существует из-за отклонений от нормальных условий в двух отраслях: производящей и реализующей продукцию. Следовательно на данном классификационном уровне он является разноотраслевым.

Для дальнейшего формирования классификационных уровней необходимо сформулировать цель анализа, в соответствии с которой уточняются причины возникновения риска и осуществляется его детализация.

Классификация факторов риска невостребованности продукции позволяет с различных сторон рассмотреть проблему отказа потребителей от произведенной предприятием продукции и найти пути и способы избежания подобной ситуации с наименьшими для предприятия потерями.

Рассмотрим, на наш взгляд, наиболее характерные факторы, обуславливающие возникновение риска невостребованности продукции, берущей свое начало и внутри предприятия, и за его пределами. На данном этапе они представлены в виде списка, который в процессе анализа корректируется для выделения наиболее важных и существенных для конкретного предприятия, вида продукции и ситуации.

Факторы риска невостребованности продукции:

1. Факторы производства.

2. Среда возникновения.

.   Центры ответственности.

.   Центры затрат.

.   Виновники возникновения.

.   Производственные условия.

.   Время возникновения.

.   Время обнаружения.

.   Виды продукции.

.   Потребитель продукции.

.   Каналы сбыта.

.   Спрос на продукцию.

Фактором риска невостребованности является и нечеткая работа финансовых структур. Замедление, например, денежного оборота между банками приводит к ограничению выбора потребителя по принципу ведения расчетов через один банк, банки-корреспонденты или ограниченное число банков, пользующихся надежной репутацией у клиентов.

При повышении финансовыми структурами процентных ставок по вкладам и депозитам возможно снижение спроса на продукцию с целью накопления средств для приобретения в дальнейшем товаров длительного пользования, более дорогих изделий. Эту тенденцию во избежание невостребованности важно учитывать производителю потребительских товаров.

Риск невостребованности вызывается и социально-экономической ситуацией в обществе и положением его членов - потребителей продукции всех видов. Например: на первом этапе перехода к рыночной экономике появилось множество мелких негосударственных производственных структур. По ряду объективных и субъективных причин эти структуры имели низкий социальный статус. В результате их продукция, даже когда она соответствовала потребностям покупателя, пользовалась ограниченным спросом. Предпочтение отдавалось продукции крупных государственных предприятий, пользующихся надежной репутацией в обществе, что характерно и для стран с развитой рыночной экономикой с поправкой лишь на форму собственности предприятия.

Снижение индивидуального спроса ввиду ухудшения общего экономического положения населения из-за резкого роста инфляции - одна из главных причин и составляющих социально-экономической ситуации в обществе. К невостребованности продукции ведут не только скачки инфляции или ее плавный рост, но и инфляционные ожидания. Опасение роста инфляции приводит к приобретению впрок товаров еще до момента ее роста. Затем же наступает спад спроса и некоторая его стабилизация. Это происходит на этапе роста инфляции. При ее стабилизации спрос увеличивается, но темпы роста спроса отстают от темпов роста инфляции, поскольку индексация доходов населения в процентном отношении ниже роста инфляции. Таким образом образуется площадь, на которой риск невостребованности продукции превращается в реальность (см. площадь между кривыми темпов инфляции и спроса.

На риск невостребованности влияет и демографический фактор, особенно поло-возрастной состав потенциальных потребителей, если мы рассматриваем индивидуальный спрос. Демографический, социально-экономический факторы и платежеспособность потребителя тесно связаны между собой. Очевидно, что в сельской местности, где выше удельный вес старшей возрастной группы с низкими доходами (для России), будет и ниже или отсутствовать спрос на современную дорогую бытовую технику. Завозить туда для реализации видеомагнитофоны или стиральные машины-автоматы более чем рискованно.

Демографический фактор пересекается с географией распределения потребителей, которая также может стать причиной риска невостребованности продукции. Различные географические зоны предъявляют специфические требования к техническим параметрам изделий. Повышение транспортных издержек вызывает рост цены на товар, а он - снижение спроса. Производитель должен выбрать: сохранить рыночный сегмент или уйти с него. В первом случае необходимо, проведя функционально-стоимостной анализ попытаться снизить затраты на изделия, а, возможно, и цену, чтобы устранить действие социально-экономического фактора. Во втором возникают проблемы: а) завоевание нового рыночного сегмента; б) сохранение прежних объемов производства; в) возвращение впоследствии на прежний рынок, который к тому времени может быть занят кем-то другим.

Важны для производителя и нормативно-правовые факторы. Очевидно, что выгоднее производить продукцию и ее реализовывать при налоговых льготах. Льготы могут быть различными: на использование труда инвалидов, на некоторые виды деятельности и продукции и т.д. Но надо учитывать, что это - внешний фактор, и он может внезапно перестать действовать, как нормативно-правовой акт. Производитель должен быть к этому готов, чтобы в любом случае нижний уровень цены и объема производства покрывал затраты на изготовление и сбыт продукции. Тогда отмена налоговых льгот не вызовет резкого скачка цены, который повлечет невостребованность продукции.

Последний из включенных факторов политический. В условиях политической нестабильности в нашей стране предприятие должно заранее проанализировать ситуацию в местах нахождения фактических и потенциальных потребителей продукции и не планировать крупные объема производства и сбыта в рискованные зоны.

Все рассмотренные внешние факторы риска невостребованности тесно связаны между собой и прямо или косвенно влияют на внутренние факторы. Это обязательно должны учитывать специалисты экономических подразделений предприятия.

Возникновение риска невостребованности продукции зависит от качества работы и взаимодействия центров ответственности предприятия.

В зарубежной учетно-аналитической практике такое понятие применяется в связи с соответствующей ему организацией учета затрат. При этом выделяют четыре основных типа центров ответственности:

· центры затрат;

· центры доходов;

·   центры прибыли;

·   центры инвестиций.

К каждому из них относятся определенные сегменты фирмы.

Аналогичный поход вполне возможен и для отечественных предприятий, имеющих собственный опыт формирования организационных структур, ответственных за определенные участки работы и различающихся в связи с отраслевой и технологической спецификой.

Когда продукция предприятия не пользуется спросом под действие внутренних факторов, желательно проанализировать не только те центры, которые ответственны за это, и те центры, где формируются затраты, но и выявить конкретные лица, являющиеся виновниками происходящего.

Группировка по виновникам возникновения риска невостребованности позволяет, во-первых, предупредить его появление на будущее. Это особенно важно, если продукция не была реализована из-за ее плохого качества вследствие низкой квалификации работников, закупки некачественного или несоответствующего запланированному виду материала или халатности персонала. Во-вторых, появляется возможность частичного возмещения ущерба, понесенного предприятием, при невостребованности продукции по отмеченным причинам.

Фактором риска невостребованности могут быть производственные условия. Например, производственная деятельность осуществляется на полностью автоматизированном, частично автоматизированном оборудовании, с помощью машин и механизмов или вручную. Очевидно, что и качество продукции зависит от этого. В первом случае будет меньше отступлений от стандартов, чем в остальных. Следовательно, вероятность возникновения риска невостребованности из-за низкого качества продукции больше там, где отсутствует автоматизация, где устаревшие производственные условия: здания, оборудование и т.д. Именно на эти производственные участки при отказе покупателя от продукции необходимо обратить внимание в первую очередь, имея в иду производственные условия.

Время возникновения риска невостребованности продукции тесно связано с ее жизненным циклом.

Для избежания и уменьшения риска невостребованности продукции необходимо знать, каков спрос на продукцию, производимую предприятием, и влияющие на него факторы, называемые детерминантами спроса. Их следует сгруппировать, выделив внешние и внутренние.

К внешним факторам спроса относятся объем предложения данного товара на рынке, тип продукции, число разновидностей товаров на рынке, уровень доходов потребителей, ожидания потребителей относительно будущего изменения доходов и цен на товары, потребительские предпочтения или вкусы, полезность данного продукта, число покупателей на рынке, цена товара и др. Они являются преимущественно неуправляемыми со стороны производственного предприятия. Тем не менее менеджер должен глубоко анализировать внешние детерминанты спроса для прогнозирования его тенденций и снижения риска невостребованности продукции.

Внутренними факторами спроса на продукцию предприятия являются ее цена относительно суммы покрытия затрат на производство и ценовой политики, качество продукции, квалификация персонала, качество оборудования и материальных ресурсов, научно-технический уровень производимой продукции и т.д. Они относятся к управляемым факторам, прямо или косвенно влияющим на величину спроса на продукцию предприятия и, следовательно, показатели риска ее невостребованности.

Предложенная классификация не претендует на единственность в поиске причин, факторов невостребованности продукции и путей ее избежания. Она не затрагивает всех видов и сторон предпринимательской деятельности, таких, как торговля, услуги, производство новой продукции, где есть свои специфические особенности. Она лишь позволяет быстрее определить наличие риска невостребованности продукции и подойти к проблеме экономической оценки ее последствий.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпринимательство без риска не бывает. Новые экономические условия хозяйствования ставят новые проблемы перед итак слабо развитым предпринимательством в России.

Согласно основному принципу деятельности коммерческой организации (производственного предприятия, коммерческого банка, торговой фирмы и других) - стремление к получению как можно большей прибыли ограничивается возможностью понести убытки. Отсюда появляется понятие риска.

Итак, осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть экономическим, или предпринимательским.

Понятие "экономический риск" имеет абстрактную природу, поскольку он не существует в природе объективно, т.е. независимо от человеческого сознания, тем не менее, его суть интуитивно понятна каждому человеку, имеющему хоть какой-то опыт в экономической жизни общества. В частности, роль риска в экономической жизни общества определяется тем, что люди, имеющие негативный опыт хозяйственной деятельности в прошлом, стараются избегать подобных ситуаций в будущем.

Таким образом, риск имеет непосредственное отношение к экономической жизни общества, что подтверждает актуальность избранной темы данного исследования.

С учетом выводов, сделанных на основе приведённого анализа, были разработаны рекомендации по содержанию процесса управления рисками, а также рекомендации по снижению экономических и производственных рисков.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Риск-менеджмент: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 285 с.

. Владимиров В.В. Основы страхования предпринимательских рисков. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. - 234 с.

3. Грачёва Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования. - М.: Проспект, 2011. - 128 с.

.   Иода Е. В., Иода Ю. В., Мешкова Л. Л., Болотина Е. Н. Управление предпринимательскими рисками. 2-е изд. испр. и перераб. - Тамбов: Изд-во Тамб.гос. техн. ун-та, 2002. - 212 с.

.   Куликова Е.Е. Управление рисками. Инновационный аспект. - М.: Бератор-Паблишинг, 2008. - 112 с.

.   Макеева Д.Р. Оценка риска и страхование: Учеб. Пособие. - М.: «МГУС», 2004. - 74 с.

.   Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. - М.: Высш. шк., 2005. - 429 с.

.   Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 312 с.

.   Терский М.В. Системный подход к исследованию экономических рисков: Учеб. Пособие // Характер и формы экономических рисков, 2000. -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: