Часть 2. Исследование возникновения напряжения прикосновения

Общие сведения

Напряжением прикосновения Uпр называется напряжение между двумя точками цепи тока, которых одновременно касается человек, рис 2.1 или, иначе говоря, падение напряжения в сопротивлении тела человека. В,

 

Uпр = Rh * Ih, В (9)

 

где Ih - ток, проходящий через человека по пути рука - ноги. А; Rh - сопротивление тела человека, Ом.

Одной из этих точек цепи является корпус электродвигателя М2 оказавшегося под напряжением с потенциалом jК относительно земли из-за повреждения изоляции. Металлические корпуса двигателей М1, М2, М3 с помощью проводников - заземляющих перемычек (з.п.) соединены с заземляющей магистралью (з.м.). Последний соединен с заземлителем Rз. Сопротивления заземляющих перемычек и заземляющей магистрали составляют доли Ома, поэтому все металлические корпуса двигателей М1, М2, М3, заземляющие перемычки, заземляющая магистраль и заземлитель можно считать находящимися под одним и тем же потенциалом относительно земли jK. Отсюда можно принять, что jK = jЗ, где jЗ - потенциал заземлителя.

Другой точкой электрической цепи, которой касается человек, является основание (земля, пол), на котором стоит человек. Так как человек стоит в поле растекания тока, то точка цепи тока, на которой располагаются ноги человека, имеет потенциал jосн - Отсюда напряжение прикосновения можно определить как:

 

Uпр = j3 - jоcн (10)


 

или

 

Uпр = j3a1, (11)

 

где a1 - коэффициент напряжения прикосновения, учитывающий форму потенциальный кривой 2 рис.2.1:

 

 (12)

растекание ток напряжение человек


Напряжение прикосновения при одиночном заземлителе

Пусть мы имеем оборудование, например, электродвигатели М1, М2, М3, корпуса которых заземлены с помощью одиночного заземлителя (электрода) (рис. 2.1). При замыкании токоведущей части на корпус из-за повреждения изоляции одного из эту двигателей М2 на заземлителе и всех присоединенных к нему металлических частях. В том числе на корпусах других двигателей появится потенциал j3. Поверхность земли вокруг заземлителя также будет иметь потенциал, изменяющийся по кривой, зависящей от формы и размеров заземлителя.

Напряжение прикосновения для человека, стоящего на земле и касающегося заземленного корпуса двигателя (см. случай 1 на рис.2.1) определяется отрезком АВ и зависит от формы потенциальной кривой и расстояния х между человеком и заземлителем: чем дальше от заземлителя находится человек, тем больше Uпр и наоборот.

Так. при наибольшем расстоянии, т.е. при х = ¥, а практически при х > 20 м (случай 2 на рис. 2.1) напряжение прикосновения имеет наибольшее значение: Uпр=j3, при этом a1=1. Это наиболее опасный случай прикосновения. При наименьшем значении х, т.е. когда человек стоит непосредственно на заземлителе (случай 3 на рис. 2.1), Uпр = 0 и a1 = 0. Это - безопасный случай: человек не подвергается воздействию напряжения, хотя он и находится под потенциалом заземлителя jЗ.

При других значениях х в пределах 0-20м (случай 3) Uпр плавно возрастает от 0 до jЗ, а a1 - от 0 до 1.

В практике устройства защитных заземлений интерес представляют максимальные значения напряжений прикосновения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: