По Кейнсу, доход является основным фактором, определяющим потребление. Он считает, что размеры сбережений – это остаток, образуемый в виде разницы между размером дохода и уровнем потребления. Размеры сбережений регулирует не процентная ставка, которая, как считали классики, поощряет сбережения. «Применительно к короткому периоду влияние нормы процента ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и сравнительно небольшим».
Денежная масса, вопреки представлениям классиков, влияет не только на уровень цен, но и на деловую активность, с ней связаны размеры дохода и динамика спроса. Кейнс ввел категорию «предпочтение ликвидности», которое означает стремление иметь запас денег в виде наличности, спрос на деньги. Он обусловливается различными причинами, не обязательно связанными с процентной ставкой.
Средства, используемые для личного потребления, возрастают вместе с ростом дохода. Но они, как было отмечено, возрастают не в той пропорции, в которой увеличивается доход. В качестве причины, по терминологии Кейнса, выступает «основной психологический закон», смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мотивов).
Отношение уровня потребления C к размеру дохода Y кейнсианцы называют склонностью к потреблению C/Y. Отношение же приростных величин – прироста потребления
к приросту дохода
– называют предельной склонностью к потреблению
.
Почему «предельная» склонность? Потому что речь идет о дополнительном, предельном доходе и его делении на потребляемую и сберегаемую части. «Склонность» потому, что этот процесс несколько сдерживаемого роста потребления складывается из субъективных (психологических) решений индивидуумов. Порождаемая мотивами субъективного характера склонность к потреблению формирует в совокупности относительно устойчивое отношение. Психология общества такова, что «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».
«Побуждение к удовлетворению неотложных первостепенных нужд человека и его семьи обычно представляет собой более сильный мотив, чем побуждение к накоплению, и последнее только тогда начинает проявляться в полную силу, когда достигнут известный уровень благосостояния. Это ведет к тому, что с ростом реального дохода, как правило, более высоким оказывается удельный вес той части дохода, которая направляется в сбережения».
Как видно из простейшего графика (рис. 2), отношение потребления к доходу (предельная склонность к потреблению) по мере роста дохода уменьшается:
.
![]() |
Потребление
![]() |
Доходы









