Рис. 1. Схематическое изображение концепции Кейнса

 

По Кейнсу, доход является основным фактором, определя­ющим потребление. Он считает, что размеры сбережений – это остаток, образуемый в виде разницы между размером дохода и уровнем потребления. Размеры сбережений регулирует не процентная ставка, которая, как считали классики, поощряет сбережения. «Применительно к короткому периоду влияние нормы процента ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и срав­нительно небольшим».

Денежная масса, вопреки представлениям классиков, влияет не только на уровень цен, но и на деловую активность, с ней связаны размеры дохода и динамика спроса. Кейнс ввел ка­тегорию «предпочтение ликвидности», которое означает стрем­ление иметь запас денег в виде наличности, спрос на деньги. Он обусловливается различными причинами, не обязательно связанными с процентной ставкой.

Средства, используемые для личного потребления, возраста­ют вместе с ростом дохода. Но они, как было отмечено, воз­растают не в той пропорции, в которой увеличивается доход. В качестве причины, по терминологии Кейнса, выступает «ос­новной психологический закон», смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, на­правляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мо­тивов).

Отношение уровня потребления C к размеру дохода Y кейнсианцы называют склонностью к потреблению C/Y. Отношение же приростных величин – прироста потребления  к приросту дохода  – называют предельной склонностью к потреблению .

Почему «предельная» склонность? Потому что речь идет о дополнительном, предельном доходе и его делении на потреб­ляемую и сберегаемую части. «Склонность» потому, что этот процесс несколько сдерживаемого роста потребления склады­вается из субъективных (психологических) решений индивиду­умов. Порождаемая мотивами субъективного характера склон­ность к потреблению формирует в совокупности относительно устойчивое отношение. Психология общества такова, что «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

«Побуждение к удовлетворению неотложных первостепенных нужд человека и его семьи обычно представляет собой более сильный мотив, чем побуждение к накоплению, и последнее только тогда начинает проявляться в полную силу, когда до­стигнут известный уровень благосостояния. Это ведет к тому, что с ростом реального дохода, как правило, более высоким оказывается удельный вес той части дохода, которая направ­ляется в сбережения».

Как видно из простейшего графика (рис. 2), отношение потребления к доходу (предельная склонность к потреблению) по мере роста дохода уменьшается: .

 


                     Потребление

 

 

 


                                                                                                                Доходы








double arrow
Сейчас читают про: