Оценивать макроэкономическую динамику роста можно в различных аспектах. Но все же, ключевым вопросом остается: насколько адекватна существующая экономическая система базисным задачам социально-экономического развития России.
Для тех, кто принимает нынешнюю систему хозяйствования за более или менее адекватную, удовлетворительными представляются даже мимолетные признаки позитивной динамики. Отсюда, например, следующая официальная оценка, которой начинается аналитический материал «Минэкономразвития РФ, посвященный итогам первого полугодия: «Основной особенностью экономической ситуации в январе-июне 2006 г. явилась смена тенденции замедления экономического роста, отмечавшейся в конце предыдущего года и январе-феврале 2006 г., на тенденцию его ускорения в марте-мае.
Впервые за последние несколько лет прекратилось снижение экономической динамики (рис. 3), более того, результаты нынешнего года могут превысить итоги прошлого.

Рис. 3 Фактическая динамика ВВП в 2004-2005 гг.[13]
Причем улучшается качество самого роста – производство почти на 0,5% превзойдет показатели прошлого года (табл. 1).
Таблица 1
Объем продукции отраслей промышленности РФ[14]
| Продукция | 2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
| I кв. | I кв. | IV кв. | I кв. | Апрель | Апрель | Март | Апрель | |
| 1. Объем продукции топливно-энергетических отраслей | ||||||||
| Электроэнергия, млрд. кВт*ч | 262 | 267 | 265 | 280 | 76,3 | 77,9 | 91,1 | 80,0 |
| Нефть, млн. тонн | 107 | 110 | 116 | 112 | 35,6 | 36,7 | 38,7 | 37,8 |
| Газ естественный, млрд. куб. м | 168 | 170 | 171 | 174 | 53,9 | 54,4 | 58,6 | 55,0 |
| Уголь, млн. тонн | 73,8 | 75,4 | 84,0 | 79,8 | 22,2 | 23,5 | 27,4 | 25,5 |
| 2. Объем продукции черной металлургии, тыс. тонн | ||||||||
| Чугун | 12516 | 12350 | 12785 | 12821 | 3915 | 3997 | 4476 | 4426 |
| Сталь | 16011 | 16434 | 17243 | 16996 | 5206 | 5509 | 6012 | 5892 |
| Прокат готовый черн. металлов | 12936 | 13692 | 14399 | 13870 | 4261 | 4438 | 4886 | 4870 |
| 3. Объем продукции химической и нефтехимической промышленности, тыс. тонн | ||||||||
| Сода каустическая | 281 | 305 | 317 | 309 | 95 | 101 | 104 | 106 |
| Удобрения минеральные | 4042 | 4219 | 4280 | 4098 | 1357 | 1325 | 1429 | 1291 |
| Синтет. смолы и пластич. массы | 856 | 816 | 889 | 874 | 285 | 265 | 308 | 297 |
| 4. Объем продукции машиностроения, тыс. шт. | ||||||||
| Вагоны грузовые | 8,886 | 8,895 | 9,959 | 7,708 | 3,046 | 2,907 | 2,565 | 2,753 |
| Вагоны пассажирские | 0,257 | 0,244 | 0,377 | 0,330 | 0,103 | 0,075 | 0,108 | 0,125 |
| Станки металлорежущие | 1,2 | 1,1 | 1,4 | 1,2 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,3 |
| Тракторы | 2,2 | - | - | - | 0,80 | - | - | - |
| Зерноуборочные комбайны | 1,6 | 1,8 | 1,0 | 1,3 | 0,80 | 1,04 | 0,64 | 0,85 |
| 5. Объем производства потребительских товаров длительного пользования, тыс. шт. | ||||||||
| Холодильники и морозильники | 515 | 527 | 765 | 583 | 215 | 171 | 221 | 202 |
| Машины стиральные | 345 | 360 | 483 | 419 | 113 | 113 | 162 | 130 |
| Телевизоры | 1045 | 1405 | 2481 | 1347 | 304 | 399 | 381 | 281 |
| Швейные машины | 2,7 | 1,2 | 1,1 | 2,1 | 1,0 | 0,3 | 0,6 | - |
Второй квартал принес заметное ускорение экономического роста. По отношению к соответствующему периоду 2005г. прирост ВВП составил 6,8%. В прошлом году аналогичный показатель был значительно ниже - 6,0 (рис.4).
|
Философия, выраженная в подобной констатации, предельно ясна: неважно, каков рост – лишь бы рост. Если следовать приведенной оценке то, выходит для Минэкономразвития РФ в сущности безразлично, квартальное ускорение какого именное роста произошло – сырьевого или промышленного, отсталости или конкурентоспособности.
К сожалению, философия системного безразличия пока и впрямь преобладает. Более того, она трансформируется либо в безразличные с точки зрения актуальных задач развития, либо в бессистемные государственные решения в области хозяйственной политики. В правительственной повестке дня системный вопрос по-прежнему не значится.
Именно из-за нерешенности системного вопроса, т.е. вопроса о вертикальной интеграции собственности и организационно-экономическом соединении добывающего и обрабатывающего секторов, экономика России воспроизводит сырьевой рост и продолжает вращаться в контуре деиндустриализации.
Регрессионный анализ, выполненный на основе данных таблицы 2, подтверждает факт разнонаправленности динамики совокупного спроса и внутреннего производства.
Таблица 2
Темпы прироста компонент ВВП[15]
|
| 2005 г. | 2006 г. | |||||
| I кв. | II кв. | полугодие | год | I кв. | II кв. | полугодие | |
| ВВП | 5,0 | 5,7 | 7,2 | 6,4 | 5,5 | 7,4 | 6,6 |
| Совокупный спрос | 8,0 | 8,3 | 10,1 | 9,2 | 9,3 | 10,1 | 9,9 |
| Потребление дом. хозяйств | 8,7 | 12,3 | 11,5 | 11,1 | 10,7 | 11,4 | 11,5 |
| Валовое накопление | 15 | 4,2 | 12,9 | 11,4 | 13,4 | 14,2 | 11,5 |
| Инвестиции в основной капитал | 8,0 | 9,7 | 11,5 | 10,6 | 5,9 | 11,7 | 11,9 |
| Импорт | 15,4 | 14,9 | 17,4 | 17,3 | 25,7 | 17,3 | 17,5 |
| Внутреннее производство | 5,8 | 6,1 | 27,9 | 6,5 | 4,2 | 7,5 | 7,0 |
| Экспорт | 3,5 | 5,6 | 7,9 | 6,3 | 7,8 | 6,9 | 5,4 |
| Источники покрытия прироста совокупного спроса: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| Импорт | 45,3 | 46,0 | 45,6 | 48,2 | 70,0 | 46,0 | 50,9 |
| Внутреннее производство | 54,7 | 54,0 | 54,4 | 51,8 | 30,0 | 54,0 | 50,1 |
| в том числе за счет услуг | 32,8 | 32,4 | 32,3 | 31,1 | 20,2 | 32,4 | 30,2 |
| Эластичность импорта к внутреннему спросу | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,9 | 2,8 | 1,7 | 1,8 |
Представленные в таблице 2 исходные данные довольно показательны и сами по себе. Если обратить внимание на то, из каких источников удовлетворялся прирост совокупного спроса, то преимущество на стороне импорта (50,9%), причем в I кв. оно было преобладающим (70%). При вычете же доли услуг, если учитывать ресурсы только товарного производства, доля импорта, как выясняется, превосходит вклад внутреннего производства в разы.
Отсюда можно сделать вывод, что правительственные меры и решения, принятые за последние полтора года, оказали на отечественную обрабатывающую индустрию отнюдь не стимулирующее воздействие и она до сих пор еще пребывает в состоянии стагнации, вместо того чтобы служить главной движущей силой социально-экономического развития России.
Безусловно, до 2006 г. были предприняты меры по укреплению национальной экономики. Последовала приостановка внеэкономического передела собственности. Вступил в действие налоговый механизм национализации значительной части природной ренты. Удалось добиться, чтобы экспорт топливно-энергетических ресурсов осуществлялся преимущественно в общегосударственных интересах, благодаря чему положительное товарное сальдо стало обращаться на увеличение валютных резервов страны. Существенно снижена государственная часть внешнего долга и тем самым отведена прямая угроза суверенитету и экономической самостоятельности России. Накоплены ресурсы и сформированы каналы централизованного повышения внутренней составляющей совокупного спроса – через государственные заказы и закупки, а также национальные проекты. Несомненно, без проведения указанных системных изменений не было бы даже сырьевого роста.[16]
Однако, над правительством все еще довлеют философия и логика сырьевого капитала, который стремится пожертвовать малым дабы сохранить главное: господство над экономической системой страны. Ничем иным нельзя объяснить происхождение тех мер, какими намечено поощрять рост ВВП в официально принятой прогнозной программе социально-экономического развития России на 2007-2009 гг. (табл. 3).
Таблица 3
Правительственные меры по увеличению ВВП в 2007-2009 гг.[17]
| Наименование мер (Приказ Минэкономразвития РФ)
| Обоснование меры – ее влияние на экономику | Эффект от внедрения, п.п. прироста ВВП, в год. отчислении в 2007-2009 гг. | |
| 1 вар. | 2 вар. | ||
| 1. Реализация национальных проектов (Приказ № 9 от 25.01.2006 г. «Об утверждении формы заявки на предоставление гос. поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ и методических рекомендаций по ее заполнению»[18]). | Повышение качества человеческого потенциала и гос. услуг, повышение обеспеченности доступным жильем | 0,1 | 0,15 |
| 2. Формирование институтов развития: Инвестиционный фонд, Российский банк развития, Венчурный инновационный фонд | Развитие инфраструктуры, улучшение условий для инвестирования, рост эффективности частых инвестиций. | 0,1 | 0,15 |
| 3. Создание условий для привлечения иностранных инвестиций, создание особых экономических зон (Приказ №2 от 16.01.2006 г. «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми эк. зонами»[19]) | Рост иностранных инвестиций, повышение эффективности экономики, рост конкурентного потенциала | до 0,05 | до 0,1 |
| 4. Комплекс мер по развитию нефтегазового сектора | Рост добычи и экспорта нефти и газа, освоение новых и старых месторождений | до 0,1 | до 0,1 |
| 5. Реализация целевых параметров инвестиционных программ | Преодоление инфраструктурных ограничений (транспортная инфраструктура), рост экспорта высокотехнологичной продукции | 0,1 | 0,25 |
| 6. Внедрение налоговых новаций (Приказ № 104 от 21.04.2006 г. «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службы учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций»[20]). | - | 0,10 | 0,10 |
| 7. Активация социальных факторов роста | - | до 0,03 | до 0,05 |
| 8. Комплекс мер по стимулированию малого бизнеса, конкуренции и улучшению бизнес-среды (Приказ № 75 от 23.03.2006 г. «Об утверждении форм бизнес-планов»[21]). | - | до 0,1 | до 0,15 |
| Итого предложенные меры | - | 0,7 | 1,0 |
Даже в случае успешной реализации всей совокупности перечисленных в табл. 3 мероприятий вероятный эффект не превысит 1 процентного пункта ВВП при благоприятном варианте и 0,7 п.п. – при менее благоприятном. Между тем, в правительственном прогнозе абсолютно не предусмотрена мера, при осуществлении которой масса добавленной стоимости в народном хозяйстве может быть увеличена в течение 3-х лет более чем в 3 раза (при повышении значения мультипликатора добавленной стоимости с 1,5 до 5-7). Это мерой является именно вертикальная интеграция собственности и промышленного капитала добывающей и обрабатывающей промышленности, т.е. решение системного вопроса.
По сути, правительство предусматривает сохранение сырьевого роста, хотя его динамика всецело определяется инфляцией нефтедолларов и от намеченных в прогнозе мер совершенно не зависит. Вместо восстановления работоспособности и конкурентоспособности отечественного машиностроения предполагается, как видим, опережающее наращивание импорта (на 75,7-82,7% к уровню 2005г.), в том числе, надо полагать, машинно-технического. Прогнозируемая динамика по промышленности в разы меньше (12,8-16,3%). Расставленные в прогнозе правительства приоритеты и впрямь соответствуют инерции сырьевого роста. Но в то же время – полностью расходятся с насущными общегосударственными интересами.[22]
Если следовать объективным и настоятельным требованиям социально-экономического развития России, то необходимо основательно пересмотреть программу решений и действий. Ее следует превратить в программу формирования вертикально интегрированной экономической системы. На базе такой системы будет практически гарантировано обеспечение промышленного, высокотехнологического и конкурентоспособного роста, поскольку появятся субъекты интегрированного и устойчивого внутреннего спроса на новый промышленный капитал и высокопроизводительные рабочие места. Наша страна находится фактически на развилке, где с одной стороны – рост без развития, а с другой – рост на базе развития. Выбор надо делать сейчас.
Практикум
| Год | Количество труда (часы) | Производительность труда (долл. в час) | Реальный объем ВВП (долл.) |
| 1 | 800 | 50 | 40000 |
| 2 | 1000 | 50 | 50000 |
| 3 | 1000 | 60 | 60000 |
1. Рассчитайте реальные объемы ВВП.
2. Рассчитайте темпы экономического роста во втором и третьем году.
3. Какие факторы экономического роста были определяющими в эти годы? Рассчитайте их влияние на экономический рост.
4. Как можно охарактеризовать экономическую динамику во втором и третьем году, как экстенсивный или интенсивный рост и почему?
1. Реальный объем ВВП = количество отработанных человеко-часов * часовую производительность труда.
2. Темпы роста: 
;
.
3. Во 2 году определяющим фактором экономического роста является увеличение количества труда (на 25%). Темп прироста составил 25%

В 3 году увеличение производительности труда (на 20%). Это привело к увеличению темпа роста (120%). Темп прироста составил 20%.

4. Во 2 году экономический рост является экстенсивным. Этот рост происходит за счет увеличения количества труда (увеличение численности рабочих, увеличение продолжительности рабочего дня, смены или другое)
В 3 году растет производительность труда (новые технологии производства, замена старого оборудования новым лучше технически оснащенным, повышение квалификации рабочих и др. В результате происходит рост выпускаемой продукции не за счет увеличения численности работающих, а за счет более полного использования имеющихся ресурсов. Это интенсивный темп роста.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы надо сказать о следующем. Экономический рост – это такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный национальный доход, реальный валовой внутренний продукт.
Изменение экономического роста зависит от влияющих на него факторов. Наряду с традиционными (труд, капитал, природные ресурсы), важную роль в современных условиях занимает организационный фактор. Эти факторы оказывают влияние на потенциальные возможности в увеличении темпов экономического роста. Реальный же экономический рост зависит от факторов спроса и распределения.
Для оценки экономического роста используют показатели, главным из которых является темп прироста внутреннего валового продукта. Он позволяет сравнивать и делать выводы о состоянии экономического развития.
Типы экономического роста выделяют для вычленения способов хозяйственного развития. Исторически первым и наиболее простым является – экстенсивный. Его сущность заключается в увеличении масштабов производства при техническом застое. Использование этого типа экономического развития приводит к истощению природных ресурсов, капитала, трудовых ресурсов, ведет к тупиковой ситуации. Интенсивный тип экономического роста основан на повышении эффективности используемых факторов производства. В реальной жизни эти два типа переплетены и представлены смешанным типом.
Для экономического роста страны правительство должно проводить политику, которая может различаться по некоторым критериям. Политика государства может быть сконцентрирована на спросе или предложении в экономике; политика, ориентированная на рынок или политика вмешательства. В том или ином случае любая политика правительства должна решать задачи, главной из которых является придание экономическому росту устойчивого характера. Экономический рост должен происходит на сбалансированной основе, тогда происходит согласованное развитие экономических процессов в обществе.
Если рассматривать экономическую обстановку в России, то можно сказать, что наблюдается экономический рост. Но это – сырьевой рост. Показатели других отраслей промышленности, не связанных в той или иной части с природными ресурсами, растут незначительно или идут на убыль. Правительственные меры не оказывают видимого результата на изменение сложившейся ситуации. К тому же прогнозная программа развития в ближайшие годы существенным образом не изменит ситуацию. Радикальные меры по формированию промышленного высокотехнологического развития в повестке дня не значится.
Список литературы






