Лекции
По курсу: Анатомия центральной нервной системы
Составитель:
Цапов Е.Г.
Содержание
| Тема 1.1. История анатомических исследований | 3 |
| Тема 1.2. Строение нервной ткани | 7 |
| Тема 1.3. Развитие нервной системы | 12 |
| Тема 2.1. Строение спинного мозга | 14 |
| Тема 2.2. Строение ствола мозга | 15 |
| Тема 2.3. Строение мозжечка | 18 |
| Тема 2.4. Строение промежуточного мозга | 19 |
| Тема 2.5. Строение больших полушарий | 22 |
| Тема 2.6. Проводящие пути центральной нервной системы | 24 |
| Тема 2.7. Вегетативная нервная система | 26 |
| Тема 3.1. Строение зрительного анализатора | 27 |
| Тема 3.2. Строение слухового анализатора | 31 |
| Тема 3.3. Строение кожного анализатора | 35 |
Тема 1.1. История анатомических исследований
Предмет анатомии
Анатомией человека изучается наука, изучающая форму и строение человеческого организма, составляющих его органов и систем и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой. Сам же термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова anatemnein – расчленяю, рассекаю.
Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, стремится выяснить не только как устроен организм, но и почему он так устроен? Каковы закономерности строения и развития организма, его органов и систем?
Организм человека представляет собой целостную систему. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую систему, составляющих его частей, не зависящую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.
Организм человека не представляет собой нечто застывшее, отлитое в одну совершенно законченную форму, он постоянно изменяется от момента зарождения до его смерти. В результате анатомия изучает организм как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внешних и внутренних раздражителей на протяжении всего эволюционного процесса. Форма и функция находятся в единстве и влияют друг на друга. В организме нет структур, не выполняющих какую либо функцию, также как нет функций, не связанных с какой либо структурой.
В рамках изучаемого курса мы остановимся на изучении развития и строения нервной системы. Нервная система делится на центральную, куда относится спинной и головной мозг и периферическую, состоящую из нервов и узлов (ганглиев).
Нервная система
Центральная нервная система Периферическая нервная система
(спинной и головной мозг) (периферические нервы и ганглии)
Несмотря на то, что курс называется «Анатомия центральной нервной системы» изучать спинной и головной мозг в отрыве от периферической нервной системы просто невозможно, поэтому правильнее было бы назвать курс «Анатомия нервной системы».
Методы анатомических исследований
1.Как уже указывалось выше в основе названия предмета анатомия лежит первый и основной метод исследования строения человека – это метод рассечения трупа. С помощью данного метода стало возможным описание формы и топографии (месторасположения) органов, а также особенности внешнего и внутреннего строения. Сегодня этот метод применяется в сочетании с другими методами.
2. Метод препарирования позволяет послойно рассечь ткани, вскрывая взаимодействия органа с кровеносными и лимфатическими сосудами и нервами.
3. Метод инъекции представляет собой заполнение окрашенной массой, разведенной растворителями. Метод применяется для изучения полых органов, например бронхиального дерева, кишечника кровеносных и лимфатических сосудов. Данный метод в сочетании с методом коррозии прилегающих тканей позволяет представлять себе кровоснабжении е любого органа.
4. Микроскопический метод с использованием микроскопа стало возможным изучение строения органа, не выявляемое невооруженным глазом.
5. Методы рентгеноскопии и рентгенографии удается изучить прижизненную форму и функциональные особенности органов у живого человека.
6. Метод просвечивания отраженными лучами применяется на живом человеке и позволяет изучать кровеносные сосуды кожи, слизистых оболочек и сосудов сетчатки глаза.
7. Метод эндоскопических исследований позволяет с помощью специальных приборов (эндоскопов) изучать особенности строения слизистых оболочек.
8. Математический метод в анатомических исследованиях позволяет выявить достоверные количественные показатели.
9. Метод иллюстрирования применяется для точного или схематичного изображения изучаемых структур. Сегодня этот метод вытесняет микрофотография, сделанная с помощью фотоаппаратов, соединенных с микроскопом. Однако, чтобы лучше разобраться в особенностях сложного строения органов метод иллюстрирования остается основным при изучении анатомии.
10 Метод ультразвукового сканирования позволяет выявить форму и топографию органов при патологических состояниях.
11. Метод компьютерной томографии позволяет послойно с использованием математического анализа изучать органы, например головной мозг.
История анатомии






