Цель:
· проверить наличие костной проводимости звука.
Оборудование и материалы: камертон, вата, деревянная или пластиковая палочка.
Ход работы:
1. Привести в рабочее состояние камертон путем удара о него деревянной или пластиковой палочкой;
2. Приложить ножку звучащего камертона к различным частям черепа: сосцевидному отростку, темени, затылку, лбу;
3. Записать наблюдаемые явления;
4. Закрыть наружные слуховые проходы ватой и повторить пункты работы 1 - 3;
Вывод:
· объяснить причину, по которой звук слышен после того, как наружные слуховые проходы закрыли ватой.
Лабораторная работа № 60
Сравнение воздушной и костной проводимости звука
Цель:
· выявить преимущества воздушной проводимости звука.
Оборудование и материалы: набор камертонов, вата, часы с секундной стрелкой, деревянная или пластиковая палочка.
Ход работы:
1. Закрыть левый наружный слуховой проход ватой;
2. Привести в рабочее состояние камертон с частотой колебаний 128 Гц/с как описано в работе № 59;
|
|
3. Ножку звучащего камертона приложить к левому сосцевидному отростку. Слышен звук, который постепенно ослабевает и, наконец, исчезает совсем. Это указывает на окончание костной проводимости;
4. Определить и записать время проведения звука через кость;
5. Сразу же после того как исчезнет звук вынуть вату из наружного слухового прохода и поднести вилку камертона к наружному слуховому проходу. Звук еще слышен;
6. Определить и записать время проведения звука через воздух;
7. Повторить пункты работы 1 - 6 для камертонов с частотой колебаний 512 Гц/с, 1024 Гц/с, 2048 Гц/с;
8. Рассчитать отношение времени звучания камертона для воздушной проводимости к костной;
Вывод:
· проанализировать полученные результаты;
· ответить на вопросы: «Какая проводимость звука выше?» и «В каких случаях костная проводимость выше воздушной?»
Примечание: При поражении звукопроводящего аппарата наблюдается обратное явление: звучащий камертон не слышен у наружного слухового прохода и слышен при переносе на кость черепа. В норме отношение времени звучания камертона для воздушной и костной проводимости 2:1.
Лабораторная работа № 61
Бинауральный слух
Цель:
· установить значение бинаурального слуха.
Оборудование и материалы: фонендоскоп с разной длиной резиновых трубок.
Ход работы:
1. Экспериментатор становится позади испытуемого и дает ему вставить в наружные слуховые проходы концы трубок, идущие от фонендоскопа;
2. Держать мембрану фонендоскопа на равном удалении от обоих ушей и слегка потирать ее пальцем;
3. Спросить у испытуемого: «С какой стороны находится источник звука?»
|
|
4. Записать наблюдаемые явления;
Вывод:
· объяснить полученные результаты.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 26
ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ
Основные понятия:
ТЕОРЕТИЧЕСКИ РАЗДЕЛ
1. Отделы вестибулярного анализатора.
2. Последствия разрушения лабиринтов. Эффекты раздражения вестибулярного анализатора.
3. Обонятельная рецепция.
4. Вкусовая рецепция.
5. Соматосенсорная система.
6. Тактильная и температурная рецепция.
7. Двигательный анализатор (проприорецепция).
8. Висцерорецепция.
9. Отделы болевого анализатора.
10. Адаптация болевых рецепторов. Болевые рефлексы. Отражение боли.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Выполнить задания к занятию:
Лабораторная работа № 62
Обнаружение температурной адаптации кожных рецепторов
Цель:
· познакомиться с методикой обнаружения температурной адаптации кожных рецепторов;
· обнаружить температурную адаптацию кожных рецепторов правой руки и левой.
Оборудование и материалы: три сосуда с водой (температура воды в сосуде №1 - 10-15 С, в сосуде №2 - 25-30 С, в сосуде №3 - 40-45 С).
Ход работы:
1. Опустить правую руку в сосуд №1, а левую - в сосуд №3. Через 1-2 минуты перенести обе руки в сосуд №2.
2. Отметить разницу в восприятии этой температуры правой и левой руками.
3. Вывод:
а) объяснить полученные результаты
Лабораторная работа № 63 другую!
Изменения вегетативных реакций при раздражении вестибулярного анализатора
Цель:
· выявить реакции сердечно-сосудистой системы на раздражение вестибулярного анализатора.
· Оборудование: кресло Барани, секундомер, тонометр, фонендоскоп.
Ход работы:
1. Определить у испытуемого, сидящего в кресле Барани, величину максимального и минимального артериального давления и частоту пульса.
2. Провести вращение кресла со скоростью одно вращение в 2 с. Произвести вращение первый раз в течение 10 с, а в дальнейшее время вращения увеличивайте, прибавляя каждый раз по 10 с, до появления у испытуемого неприятных ощущений. Интервал между вращениями должен составлять 5 мин. После каждого вращения определите у испытуемого частоту пульса и артериальное давление.
Результаты внесите в таблицу 4.
Последовательность вращений | частота пульса | артериальное давление |
1 вращение | ||
2 вращение | ||
3 вращение | ||
4 вращение | ||
5 вращение | ||
6 вращение |
Определить длительность вращения, при которой впервые появились изменения величин артериального давления и частоты пульса по сравнению с их значениями в состоянии покоя.
3. Вывод:
а) отметить разницу в интенсивности изменений величин артериального давления и частоты пульса при разной длительности вращения