Наблюдение костной проводимости звука

Цель:

· проверить наличие костной проводимости звука.

Оборудование и материалы: камертон, вата, деревянная или пластиковая палочка.

Ход работы:

1. Привести в рабочее состояние камертон путем удара о него деревянной или пластиковой палочкой;

2. Приложить ножку звучащего камертона к различным частям черепа: сосцевидному отростку, темени, затылку, лбу;

3.  Записать наблюдаемые явления;

4. Закрыть наружные слуховые проходы ватой и повторить пункты работы 1 - 3;

Вывод:

· объяснить причину, по которой звук слышен после того, как наружные слуховые проходы закрыли ватой.

 

Лабораторная работа № 60

Сравнение воздушной и костной проводимости звука

Цель:

· выявить преимущества воздушной проводимости звука.

Оборудование и материалы: набор камертонов, вата, часы с секундной стрелкой, деревянная или пластиковая палочка.

Ход работы:

1. Закрыть левый наружный слуховой проход ватой;

2. Привести в рабочее состояние камертон с частотой колебаний 128 Гц/с как описано в работе № 59;

3. Ножку звучащего камертона приложить к левому сосцевидному отростку. Слышен звук, который постепенно ослабевает и, наконец, исчезает совсем. Это указывает на окончание костной проводимости;

4. Определить и записать время проведения звука через кость;

5. Сразу же после того как исчезнет звук вынуть вату из наружного слухового прохода и поднести вилку камертона к наружному слуховому проходу. Звук еще слышен;

6. Определить и записать время проведения звука через воздух;

7. Повторить пункты работы 1 - 6 для камертонов с частотой колебаний 512 Гц/с, 1024 Гц/с, 2048 Гц/с;

8. Рассчитать отношение времени звучания камертона для воздушной проводимости к костной;

Вывод:

· проанализировать полученные результаты;

· ответить на вопросы: «Какая проводимость звука выше?» и «В каких случаях костная проводимость выше воздушной?»

Примечание: При поражении звукопроводящего аппарата наблюдается обратное явление: звучащий камертон не слышен у наружного слухового прохода и слышен при переносе на кость черепа. В норме отношение времени звучания камертона для воздушной и костной проводимости 2:1.

 

Лабораторная работа № 61

Бинауральный слух

Цель:

· установить значение бинаурального слуха.

Оборудование и материалы: фонендоскоп с разной длиной резиновых трубок.

Ход работы:

1. Экспериментатор становится позади испытуемого и дает ему вставить в наружные слуховые проходы концы трубок, идущие от фонендоскопа;

2. Держать мембрану фонендоскопа на равном удалении от обоих ушей и слегка потирать ее пальцем;

3. Спросить у испытуемого: «С какой стороны находится источник звука?»

4. Записать наблюдаемые явления;

Вывод:

· объяснить полученные результаты.

 

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 26

ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ

Основные понятия:

ТЕОРЕТИЧЕСКИ РАЗДЕЛ

1. Отделы вестибулярного анализатора.

2. Последствия разрушения лабиринтов. Эффекты раздражения вестибулярного анализатора.

3. Обонятельная рецепция.

4. Вкусовая рецепция.

5. Соматосенсорная система.

6. Тактильная и температурная рецепция.

7. Двигательный анализатор (проприорецепция).

8. Висцерорецепция.

9. Отделы болевого анализатора.

10. Адаптация болевых рецепторов. Болевые рефлексы. Отражение боли.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Выполнить задания к занятию:

 

Лабораторная работа № 62

Обнаружение температурной адаптации кожных рецепторов

Цель:

· познакомиться с методикой обнаружения температурной адаптации кожных рецепторов;

· обнаружить температурную адаптацию кожных рецепторов правой руки и левой.

Оборудование и материалы: три сосуда с водой (температура воды в сосуде №1 - 10-15 С, в сосуде №2 - 25-30 С, в сосуде №3 - 40-45 С).

Ход работы:

1. Опустить правую руку в сосуд №1, а левую - в сосуд №3. Через 1-2 минуты перенести обе руки в сосуд №2.

2. Отметить разницу в восприятии этой температуры правой и левой руками.

3. Вывод:

 а) объяснить полученные результаты

Лабораторная работа № 63 другую!

Изменения вегетативных реакций при раздражении вестибулярного анализатора

Цель:

· выявить реакции сердечно-сосудистой системы на раздражение вестибулярного анализатора.

· Оборудование: кресло Барани, секундомер, тонометр, фонендоскоп.

Ход работы:

1. Определить у испытуемого, сидящего в кресле Барани, величину максимального и минимального артериального давления и частоту пульса.

2. Провести вращение кресла со скоростью одно вращение в 2 с. Произвести вращение первый раз в течение 10 с, а в дальнейшее время вращения увеличивайте, прибавляя каждый раз по 10 с, до появления у испытуемого неприятных ощущений. Интервал между вращениями должен составлять 5 мин. После каждого вращения определите у испытуемого частоту пульса и артериальное давление.

 

 

 Результаты внесите в таблицу 4.

Последовательность вращений частота пульса артериальное давление
1 вращение    
2 вращение    
3 вращение    
4 вращение    
5 вращение    
6 вращение    

Определить длительность вращения, при которой впервые появились изменения величин артериального давления и частоты пульса по сравнению с их значениями в состоянии покоя.

3. Вывод:

а) отметить разницу в интенсивности изменений величин артериального давления и частоты пульса при разной длительности вращения

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: