Информационное обеспечение обучения

Контрольная работа предусматривает 20 вариантов. Вариант контрольной работы должен соответствовать номеру списка в журнале.

По всем вопросам, которые возникают в процессе изучения материала и выполнения контрольной работы, следует обратиться к преподавателю данной дисциплины за консультацией

Методические указания по подготовке к контрольной работе

1. Контрольная работа состоит из трех разделов: первый – посвящён проверке знаний понятийного аппарата учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»; второй – контролю знаний и умений по теме «Нормы русского литературного произношения»; третий - нахождению и исправлению лексических, морфологических, словообразовательных, синтаксических ошибок в предложениях.

2. Выполнение заданий следует начинать с внимательного ознакомления перечня вопросов задания.

3. Используя методические указания для самостоятельной работы, учебную литературу, интернет-ресурсы, рекомендованные для изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» найдите ответы на предлагаемые вопросы первого задания.

4. При выполнении второго задания в случае необходимости обратитесь к орфоэпическому словарю, в которых представлены орфоэпические нормы – это такие языковые правила, по которым определяется правильное произношение и ударение слов.

5. При выполнении третьего задания внимательно прочитайте конспекты, материалы методических указаний для повторения лексических, морфологических, словообразовательных, синтаксических норм.

6. При подготовке к контрольной работе необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературными источниками, справочными  документами, фактическим материалом. Содержание письменной работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно.

7. В случае затруднения обратитесь к преподавателю.

Варианты контрольной работы

По учебной дисциплине «Русский язык и культур речи»

Вариант 1.

1. Соотношение понятий «язык» и «речь». Основные единицы языка и речи.

2. Поставьте правильно ударение.

Айвовый, мельком, злоба, триптих, квашение, туфля, арахис, бензопровод, щавель, тошнота, надолго, украинский, каталог, безудержный, коклюш.

3. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. В городе появились сильные шахматисты на стоклеточной доске.

2. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках

3.Ветеран войны и труда, он остаётся закоренелым патриотом.

4. Настало время подвести резюме футбольному чемпионату страны..

5. Надо объединить всех, кто восстанавливает пострадавший от наводнения город.

Вариант 2.

1. Понятие о русском литературном языке. Основные аспекты культуры речи, качества хорошей речи.

2. Поставьте правильно ударение.

Альтовый, газопровод, назло, сосредоточение, искра, досуг, доцент, свекла, эксперт, гладильная, столяр, форзац, каталог, догмат, генезис.

3. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала.

2. Ожидается очень грандиозная акция.

3. Все дети страшно обрадовались новому мультфильму.

4. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой.

5. Единственный продуктовый магазин в нашем микрорайоне аннулировали, и теперь там расположилась какая-то фирма.

Вариант 3.

1.Понятие нормы русского литературного языка. Виды норм русского языка.

2. Поставьте правильно ударение.

Грушевый, ревень, щегольски, возвеличение, камбала, дефис, танцовщица, бармен, нефтепровод, дояр, углубить, маркетинг, делегировать, отнял, создана.

3. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. В XII веке общая культура народа Руси находилась на высокой степени развития.

2. На собрании присутствовали все пайщики паевого общества.

3. По-прежнему ненавидят облаченных властью.

4. Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.

5. Он знает очень много интересного и очень понятливо рассказывает.

Вариант 4.

1.Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпическая норма русского литературного языка. Особенности современного русского произношения и ударения.

2.Вместо точек вставьте:

а) нужную приставку: …пачканный, …бежавший (ис, из);

б) нужную гласную (о или а): р…ссыпь, р…ссыпать;

в) нужную гласную (ы или и): меж…нститутный, пред…нфарктный.

3. Исправьте речевые ошибки в предложениях, объясните их.

1.С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли впустую.

2. Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

3. Задание выполнено согласно распоряжения директора.

4. Во время войны женщины и дети трудились не покладая сил.

5. Это самое глубочайшее озеро.

Вариант 5.

1. Лексика. Слово, его лексическое значение. Лексическая сочетаемость. Лексические единицы русского языка (привести примеры). Многословие. Виды многословия.

2. Поставьте правильно ударение.

Домовая, бензопровод, захоронение, немота, коклюш, квартал, мышление, оптовый, цыган, премировать, клала, горьки, пиццерия, исчерпать, некролог, маляр.

3. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфорного дерева.

2. В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции.

3. Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.

4. Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей.

5. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта.

Вариант 6

1. Фразеология. Виды фразеологизмов. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

2. Поставьте правильно ударение.

Зубчатый, каталог, наискось, обеспечение, дремота, инсульт, жалюзи, роженица, корысть, пломбировать, создана, намерение, духовник, ходатайствовать, эксперт.

3. Исправьте ошибки в предложениях, объясните, в чем они заключаются.

1. Факты говорят за возможность использования резервов.

2. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши.

3. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке.

4. Алеша Пешков ходатайствовал, чтобы его отпустили домой па праздники.

5. Обои Ивановы - хорошие ученики.

Вариант 7.

1. Морфология. Морфологическая норма. Имя существительное: особенности употребление форм рода, числа, падежных форм.

2. Поставьте правильно ударение.

Кухонный, водопровод, исподволь, обеспечение, ломота, алкоголь, благовест, сегмент, ядрица, усугубить, толика, отнял, делегировать, облегчить, столяр, нарост.

3. Исправьте ошибки в предложениях, объясните, в чем они 'заключаются.

1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

2. У обоих моих сестер удивительно красивая внешность.

3. В то утро бабушка испекла в русской печи пышные, румяные хлеба.

4. Наш завод производит телевизор высокого качества.

5. Самая любимейшая героиня Толстого - Наташа Ростова.

Вариант 8.

1. Морфологическая норма. Особенности употребления форм следующих частей речи: имени прилагательного, имени числительного, местоимения.

2. Поставьте правильно ударение.

Сливовый, эпилог, искони, упрочение, немота, коклюш, отрочество, догмат, еретик, знамение, заговор, ходатайствовать, намерение, квартал, подбодрить.

3. Исправьте ошибки в предложениях, объясните, в чем они заключаются.

1. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.

2. С обеих концов села навстречу друг другу скакали верховые.

3. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу

4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

5. Об этом мы познакомим вас позже.

Вариант 9.

1. Морфологическая норма. Особенности употребления форм глагола, причастия, деепричастия.

2. Поставьте правильно ударение.

Суповой, щавель, теплопровод, наискось, квашение, зевота, триптих, досуг, невролог, пуловер, рефлексия, эксперт, толика, откупорить, на похоронах.

3. Исправьте ошибки в предложениях, объясните, в чем они заключаются.

1. Уверенность каждого за свой завтрашний день.

2. У обеих братьев были одинаковые костюмы.

3. Войдя в воду, я почувствовал, что все тело покрылось мурашками.

4. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

5. В связи с участившимися террактами всем надо держать уши наготове.

Вариант 10.

1. Синтаксическая норма. Порядок слов. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определения с определяемым словом.

2. Поставьте правильно ударение.

Августовский, дояр, цемент, исподволь, возвеличие, свекла, курага, алкоголь, приговор, ограничение, маркетинг, углубить, феномен, горьки, пломбировать.

3. Исправьте ошибки в предложениях, объясните, в чем они заключаются.

1. Марианская впадина - самое глубочайшее место в океане.

2. Чтобы не лезть далеко за примерами, возьми их из упражнения.

3. Вес некоторых грибов достигает полтора килограмм.

4. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.

5. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Вариант 11.

1. Что такое функциональный стиль. Особенности языка функциональных стилей. Роль межстилевой лексики и грамматических средств. Жанры функциональных стилей.

2. Поставьте правильно ударение.

Донага, мастерски, пасквиль, кремень, угольщик, созыв, туфля, кедровый, присовокупить, угольщик, аноним, вероисповедание, втридорога, газопровод, донельзя.

3. Исправьте ошибки в предложениях, объясните, в чем они заключаются.

1. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, я чувствую, как болят ноги.

2. Большая сила воли характерна для этого героя.

3. Деревня была расположена по обеим берегам реки.

4. Львиная часть работы была уже выполнена.

5. Героем повести Куприна является образ поручика Ромашова.

Вариант 12.

1. Основная тенденция развития научного стиля. Стилевые особенности языка науки. Лексика научной речи. Терминология. Морфологические и синтаксические особенности научной речи.

2. Поставьте правильно ударение.

Донельзя, искони, генезис, партер, слепень, ревень, пройма, губчатый, углубить, браковщик, блудница, взапуски, догмат, вечеря, нефтепровод, жалюзи.

3. Исправьте ошибки в предложениях, объясните, в чем они заключаются.

1. Приехав домой, я почувствовал себя значительно лучше.

2. Наташа Ростова была хорошей хозяйственницей.

3. Ваше дело гроша выеденного не стоит.

4. Беседка с обоих сторон была обвита плющом.

5. Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.

Вариант 13.

1. Образная речь. Особенности художественного стиля. Слово в художественном произведении.

2. Поставьте правильно ударение.

Бунтовщик, кремень, свекла, бармен, пиковый, присовокупить, карлица, ходатайствовать, пройма, диспансер, догмат, досыта, еретик, завидно, запломбировать.

3. Найдите ошибки, связанные с многословием, исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

2. В институте разработаны новые методики и разработки по той проблеме.

3. Фирма объявила о новой вакансии на место главного бухгалтера.

4. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения.

5. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

Вариант 14.

1. Разговорный стиль. Состав лексики разговорной речи. Семантические стяжения. Морфологические особенности, синтаксис и жанры разговорной речи.

2. Поставьте правильно ударение.

Козырной, сливовый, роженица, страховщик, углубить, столяр, договор, танцовщица, издревле, иконопись, инсульт, каталог, христианин, пуловер, начать.

3. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

1. Два (лучшие, лучших)друга уехали учиться в другой город.

2. За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты.

3. Поступили в продажу две (новые, новых) модели автомобиля.

4. (Целых, целые) два месяца мы готовились к экзамену.

5. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований.

Вариант 15.

1. Официально-деловая речь. Структура, жанры, сферы употребления официально-деловой речи. Особенности языка законов, языка дипломатии.

2. Поставьте правильно ударение.

Украинский, ревень, квартал, взапуски, корысть, наотмашь, назло, ободрить, принудить, ходатайство, щавель, толика, феномен, алкоголь, создана.

3. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1. По приблизительным подсчетам, сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей Латвии.

2. В течение трех последних лет руководство Центральною и районного рынков неоднократно (обращались, обращалось) с жалобами в вышестоящие организации.

3. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично.

4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов.

5. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименовано, переименованы).

Вариант 16.

1. Публицистическая речь. Главная особенность публицистики. Специфика лексики публицистики. Главные функции газетно-публицистического стиля.

2. Поставьте правильно ударение.

Духовник, христианин, завидно, пиццерия, гладильный, горьки, премировать, оптовый, издревле, баловница, браковщик, квартал, присовокупить, фортель, генезис.

3. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

Рояли, рельсы, босоножки, пожарища, погоны, бандероли, грозди, санатории, ботфорты, залы, шампуни, мозоли, плаксы, судьи.

Вариант 17.

1. Морфологические ошибки, связанные с употреблением форм рода, числа существительных.

2. Образуйте именительный падеж единственного числа приведенных имен существительных.

Пельмени, тапки, туфли, вафли, оладьи, ботфорты, георгины, плацкарты, жирафы.

3. Найдите ошибки в предложениях, объясните, в чем они заключаются.

1. Приехав домой, я почувствовал себя значительно лучше.

2. Беседка с обоих сторон была обвита плющом.

3. Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.

4. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

5. Прекрасная была обстановка для актрисы, в которой она росла.

Вариант 18.

1. Морфологические ошибки, связанные с употреблением форм имен прилагательных, местоимений, наречий.

2. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных.

Носки, очки, плечи, яблоки, туфли, килограммы, чулки, валенки, партизаны, дела.

3. Исправьте речевые ошибки в предложениях, объясните их.

1. Дисциплина у нас всегда стоит во главе угла.

2. Из доклада явствует, что положение нисколько не улучшилось.

3. Моя карьера болельщика началась давно.

4. Он долго не навещал свою мать.

5. В микрорайоне продолжает функционировать добровольная народная дружина.

Вариант 19.

1. Морфологические ошибки, связанные с употреблением форм имен числительных.

2. Поставьте ударения в данных формах слов.

Бороду, доску, щеку, звонят, красивее, благовест, вероисповедание, досыта, квашение, дремота, оптовый, ненависть, мизерный, знамение.

3. Устраните речевые ошибки в предложениях, исправьте их.

1. Пора забить во все колокола, а администрация района смотрит на это безобразие спустя рукава.

2. Большая часть населения находится за чертой уровня бедности.

3. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.

4. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

5. Не случайно это совпадение: Павел Власов – духовный отец Павла Корчагина!

Вариант 20.

1. Синтаксическая норма. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определения с определяемым словом

2. Определите род существительных.

Шампунь, кофе, такси, тушь, сирота, жюри, неженка, тюль, филе, мозоль.

3. Исправьте речевые ошибки в предложениях, объясните их.

1. Он сделал эту работу более лучше.

2. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

3. Я ее страстно люблю, а она ко мне индифферентна.

4. За прошлый год был всего один случай, когда работник предприятия явился на работу под хмельком.

5. По окончанию школы я могу идти на второй курс института.

Информационное обеспечение обучения

Интернет- ресурсы

1. www.gramota.ru

2. http://znanium.com
3. http://e.lanbook.com

 Лекции, предложенные преподавателем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: