Кора больших полушарий испытывает воздействие разных сигналов. Большой вклад в понимании того, как связана работа мозга с психологическими явлениями и поведением внес И.М. Сеченов. Его идею продолжил и экспериментально доказал И.П. Павлов. Основная форма взаимодействия организма с окружающей средой – рефлекс.
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение. Рефлекторные взаимодействия могут возникать под влиянием внешних (звук, свет, вкус, запах, температура и т.д.) и внутренних раздражителей (изменения в деятельности внутренних органов).
В рефлекторном механизме различают три части: чувствующую, центральную и двигательную. Раздражитель вызывает процесс возбуждения рецепторов чувствующего нерва. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой.
Рефлексы по происхождению бывают врожденными и приобретенными. И.П.Павлов классифицирует их как условные и безусловные.
Безусловные рефлексы – это функция низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой головного мозга.
Условные рефлексы – это функция коры больших полушарий. Условные рефлексы требуют определенных условий для их выполнения.
Оба вида рефлексов выполняют функцию связи организма с окружающей средой.
Работа коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух противоположенных нервных процессов – возбуждения и торможения. Возбуждение приводит кору больших полушарий к активной деятельности, к установлению новых условных связей. Торможение приводит к прекращению возбуждения, к блокировке временных связей. Но это не прекращение деятельности. Это тоже активный процесс.
Кора больших полушарий получает разнообразные сигналы, которые идут как извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал в своем «Учении о двух сигнальных системах» два принципиально отличных типа сигналов.
Сигналы это предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные раздражители И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.
Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Причем слово выступает в трех видах – слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Вторая сигнальная система – общественной жизни человека и присуща только ему. У животных второй сигнальной системы нет.
Условные рефлексы формируются в условные временные связи. Эти связи объединяются в целые системы. Систему условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обуславливает относительную устойчивость поведения в данных условиях, И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом.
Динамический стереотип – результат приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды. Чем старше и прочнее стереотип, тем он длительнее сохраняется, тем труднее его переделать.
Вскоре после открытия условно-рефлекторного учения были открыты и описаны другие пути приобретения живыми существами жизненного опыта.
Импринтинг – вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями.
Викарное научение – приобретение человеком знаний, умений и навыков через наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.
Сегодня идеи И.П. Павлова послужили основанием для создания более современных прихофизиологических теорий, объясняющих поведение человека. Рефлекторная теория получила свое дальнейшее развитие в работах за П.К. Анохина,М.В.Бехтерева, А.А.Ухтомского, Н.А. Бернштейн, Е.Н. Соколова, Ч. А. Измайлова.
Мозг и психика.
Психические явления тесно связаны с работой головного мозга, поэтому различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами. И наоборот, поражение одних и тех же участков мозга часто приводит к выполнению различных функций.
А.Р. Лурия в своей работе «Потерянный и возвращенный мир» описывает такой случай. В годы Великой Отечественной войны у раненого солдата был поражен слуховой «центр Вернике», поэтому он слышал речь, но не понимал ее. Ему казалось, что он попал в плен, и все окружающие разговаривают на немецком языке. Естественнонаучные основы психологии дают четкие представления о взаимосвязи психики и мозга. Каждый психический процесс, свойство, состояние связаны с работой всей центральной нервной системы.
Таким образом, естественнонаучные основы психологии дают четкие представления о взаимосвязи психики и мозга. Каждый психический процесс, свойство, состояние связаны с работой всей центральной нервной системы. Психика есть функция мозга.
Вопросы и задания.
1. Каково строения коры больших полушарий мозга?
2. Как образуются условные рефлексы и в чем их значение?
3. Как соотносятся процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий?
4. Охарактеризуйте деятельность первой и второй сигнальной систем.
5. Что такое динамический стереотип и в чем его значение?
Задание на размышление
Сознание человека. Сознательное и бессознательное.






