Идея философии права, ее становление

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Волгоградский институт управления

Юридический факультет

Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

Кафедра теории и истории права и государства

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Философия права»

на тему:

«Возникновение и становление философии права как науки»

Выполнил:

студент группы МЮЗ-102

заочной формы обучения

Тлегенова Галима Есеновна

подпись _________________________

Проверил:

к.ф.н., доцент

Копелян Мария Марковна

Оценка ___________________________

Подпись __________________________

«____» _______________ 2020 г.

Волгоград 2020 г

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Идея философии права, ее становление ……………………………………...4

Место философии права в системе наук………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………….13

Введение

 

Философия права ставит перед собой важную задачу - философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в.: публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах философии и права.

Право как сфера человеческой деятельности тесно связано с философией. Фундаментальные проблемы права, такие, как справедливость, свобода и равенство, вина и ответственность и др., являются одновременно и важнейшими философскими проблемами, а их решение уходит своими корнями в решение основных философских вопросов о сущности человека и смысле его жизни, об онтологической структуре мира и способах его познания.

Право, таким образом, по самому своему духу «философично», оно представляет собой «философию на практике», что, соответственно, предполагает и «философию в теории», роль которой и выполняет философия права.

 

Идея философии права, ее становление

 

Как особая наука философия права выделилась в конце XVIII в., хотя философское осмысление государственно-правовой действительности присутствует уже в работах древних греков и римлян. Возникнув одновременно с религией, философия носила универсальный всеобъемлющий характер знаний о мире и до конца XVIII – XIX в. не нуждалась в специализации. К этому времени был накоплен колоссальный объем знаний, приведший к дифференциации наук, что вызвало специализацию и в философии. Такой процесс дифференциации не обошел и юриспруденцию. Начиная с XII в. В юриспруденции – изначально едином массиве юридических знаний – постоянно происходит процесс разделения на отрасли, а чтобы представители различных отраслей понимали друг друга, требовалась научная дисциплина, разрабатывающая общие понятия и принципы юриспруденции. В XVIII в. ответом на эту потребность стала энциклопедия права. В 1804 г. представитель немецкой исторической школы права Г. Гуго опубликовал работу «Учебник естественного права как философия положительного права». Автор в традиции XVII–XVIII вв. рассматривал философско-правовые вопросы с позиций естественного права. Однако после появления работы Г.В.Ф. Гегеля «Философия права» (1820) философию права перестали рассматривать в качестве юридической дисциплины, обобщающей данные отраслевых наук, таковой стала теория права. Специализация привела к выделению в XIX в. из всеобщей философии особой дисциплины «Философия права», объединяющей практику философского осмысления юридической действительности. За гегелевской «Философией права» (первоначальное название «Теория естественного права и наука о государстве в очерках. Основы философии права») последовали и издаются до настоящего времени книги с тем же названием, которые пишут как философы, так и юристы. С середины XIX в. в европейских, а следом и в российских университетах философия права была введена как учебная дисциплина. В советский период развития российского государства понятие «философия права» было исключено из научного и учебного оборота как термин, затуманивавший ясное социалистическое учение о государстве и праве. Возвращена была философия права в научный и учебный процесс в конце XX в. В настоящее время она активно культивируется (изучается и преподается) философами и юристами. Среди тем, рассматриваемых в курсе философии права, выделяются три основополагающие: – общечеловеческие нравственные ценности в их соотношении с правом; – понимание права с позиций различных теорий; – правовые аспекты вечной философско-социологической проблемы соотношения личности и общества.

Время XVIII – XX века внесло свой вклад в процесс обособления права от философии. Наработанный опыт совместных усилий философов и юристов был перечеркнут в условиях, когда право определялось как «воля господствующего класса, возведенная в закон». Подобно тому, как математики, далекие от философии, порой числят лишь по своему ведомству Пифагора, Декарта, Лейбница, так и среди ортодоксальных юристов распространено мнение о необходимости проводить линию демаркации между наукой о праве и философией с ее метафизическими размышлениями, которые ассоциируются с нестрогостью мысли, с отвлеченностью от социальной практики.

Юридическое образование в прошлом было неотрывным от философского образования. Юрист обязан был овладеть философской культурой и языком философии, должен был адаптировать нравственные принципы жизни своего народа. Юридические отношения становились подлинными лишь тогда, когда они вырастали из обычая, традиций, уклада жизни. Их можно холить и лелеять, но нельзя создавать ни усилиями низов, ни желанием верхов. Эта истина была предана забвению в условиях «формальной рациональности», как визитной карточки капиталистического способа производства и буржуазных общественных отношений, которые складывались в условиях тройной фетишизации «товара – денег и капитала» под знаком тотального отчуждения человека от всего, всех, и от самого себя. Отчуждение включает механизм персонификации общественных отношений и деперсонификации человека. Он превращается в одномерное существо, в разновидность общественной функции.

В этих условиях складывается формальное, рассудочное отношение к праву. Обслуживая силу экономически господствующего класса, право может быть только силой запрета «что не запрещено, только это и разрешено». В этих условиях для юриста в качестве авторитета выступает закон, заверенный подписью и скрепленный печатью. У юриста остается только одна проблема – освоить правоприменение этого закона, не вникая в его смысл и не постигая меру его справедливости.

Еще в XI веке митрополит Киевский Иларион в «Слове о законе и благодати» с величайшей точностью указал на пропасть между формальным законом (тенью) и благодатью (истиной).

Время становления и развития буржуазных общественных отношений отредактировало модель новоевропейской цивилицации. Формальное право породило свой правовой нигилизм и экстремизм, деформировало как коллективное, так и индивидуальное сознание.

В условиях формального права, вопросы о предельных основаниях права, об отношении права к вечным ценностям бытия человека – к истине и справедливости были обречены на забвение. Позитивизм, как одно из направлений постклассической философии, стал моделью формирования юридического позитивизма.

ХХ век существенно отредактировал ситуацию, которая постоянно деформировала право. Была «реанимирована» идея целесообразности необходимости философии права, которая сложилась усилиями представителей российской школы правоведов. Свой вклад внесла феноменологическая школа права (М. Шелер, Ю. Хабермас); аналитическая философия (А. Хагерстрем) и др. Их усилиями философия права была интегрирована в систему правоведческих дисциплин. В результате идеи философии права были востребованы как в юридическом образовании, так и для формирования правового сознания.

Философия права уверено заявила о своих претензиях на статус всеобщего основания теории права, не подменяя ее. Теория права занимается анализом, систематизацией и обобщением эмпирического материала правовой практики, где переплетается случайное с необходимым.

Философия права имеет свой предмет. Она ориентирована на вскрытие и изучение предельных оснований права изучая сущность власти и антропологических измерений права через их укорененность во всеобщей сущности мироздания.

Философия права показывает почему и как сущность мироздания включает возможность и необходимость бытия государства и личности, права и справедливости. Это позволяет отделить истинное право от мертворожденных норм формального права, демонстрирующих только видимость права.

Поскольку в сфере права особое значение отводится формальной стороне дела, то имитация права подменяет подлинное право. И только суд истории, да философия права расставляют все на свое место.

Поэтому смысл права и мера справедливости в праве составляют исследовательское поле философии права. Она изучает противоречие между сущим и должным, противоречие между идеей права и ее осуществлением.

Практика осуществления права имеет свою историю. «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля – произведения, не зная которые, нельзя считать себя образованным юристом. Работы Платона и Аристотеля – это не свод мнений мудрецов, а демонстрация философского осмысления сущности бытия мира, в том числе и бытия права.

Философия Средневековья к проблеме бытия мира добавляет проблему бытия человека. Жизнь человека только тогда является бытием, когда ее суть представлена свободой. Стало быть, право человека и есть его свобода, укорененная в бытии Абсолютного Добра и освященная Божественной Благодатью.

Фома Аквинский дедуцирует право из установленного Богом порядка бытия мира, в котором представлены закон вечный и закон естественный. Закон естественный трактуется как форма включения человека в пределы вечного закона. Естественный закон, разводя добро и зло, выступает основанием человеческого права с ориентиром на принцип всеобщности. Позже, в Новое время смысл естественного права (закона) подменяется концепцией «Общественного договора».

Немецкая классическая философия восстанавливает античный взгляд на бытие права, выводит его из сущности мироздания. Но панрационализм в теории обернулся иррационализмом на практике, ибо «бытие мира не делится на разум без остатка». Время формальной рациональности породило юридический позитивизм, для которого смысл права - надуманная метафизика, а сущность права редуцирована до уровня средства регламентации общежития людей. Право больше не рассматривается как правомочие осуществления. На первый план выдвигаются обязанность и долг.

Во второй половине XIX века и ХХ веке сложилась странная традиция. Юристы занимались кодификацией права и толкованием его норм, а философы пытались исследовать смысл права, раскрыть его сущность. Но логическая модель мертва вне живого содержания права, хотя и без логической модели реальное право демонстрирует механическую совокупность норм, где скрыты определенность причинно-следственных связей, истинная обусловленность правовых ситуаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: