И умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Предисловие

Второе Послание к Фессалоникийцам апостол Павел пишет по следующей причине. В первом послании он писал им, что сильно желает видеть их, и так как желаемого не достиг, то, не вынося долее разлуки, послал к ним Тимофея, показывая этим, как сильно желал придти к ним. Но так как и после не имел возможности отправиться к ним и исправить недостатки их веры, то по этой причине прибавляет к первому второе послание, желая посланиями заменить свое личное присутствие. А что он не ходил к ним, – это ясно из следующего: в первом послании он не стал писать о том, когда будет пришествие Господа, о чем им и не нужно было знать; теперь же он пишет и об этом. Действительно, если бы он сам был у них, то не стал бы писать теперь. Пишет же об этом вопросе по нужде. Некоторые соблазнители говорили, что пришествие Господа приблизилось и, что опаснее всего, выдумывали какие-то слова, будто бы сказанные Павлом, и послания, будто бы им написанные. Но это замыслил диавол, чтобы поколебать верующих. А так как верующие великим утешением считали надежду на воскресение, потому что ожидали, что они получат награду за добродетель, а гонителей своих увидят достойно наказанными, то диавол подпустил своих слуг учить, что настает уже пришествие Христово и суд, чтобы показать, что в будущем нет ни воздаяния, ни суда, ни наказания, чтобы таким образом уничтожить надежды святых и сделать более дерзкими врагов Евангелия; даже обвиняли во лжи и Самого Христа, сказавшего, что имеют быть некоторые признаки Его пришествия: если же этих признаков не было, а воскресение, как они лгали, было, то явно Христос оказывался лжецом. Поэтому-то Павел пишет это послание и говорит о пришествии Господа, не открывая самого времени, но указывая на признак этого времени – на антихриста; утешает сильно угнетенных бедствиями и в заключение указывает им особый знак, по которому они должны узнавать подлинные его послания.

Глава 1

Фес.1:1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе.

Фес.1:2. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

Фес.1:3. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия,

Потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,

Фес.1:4. так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих,

Терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами

Фес.1:5. в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

Фес.1:6. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью,

Фес.1:7. а вам, оскорбляемым, отрадою

вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы (δυνάμεως) Его,

2Фес.1:8. в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,1

Фес.1:9. которые подвергнутся наказанию, вечной погибели,

От лица Господа и от славы могущества Его,

Фес.1:10. когда Он приидет прославиться во святых Своих

И явиться дивным в день оный во всех веровавших,

так как вы поверили нашему свидетельству.2

Фес.1:11. Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания

И совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,

Фес.1:12. Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем,

По благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Фес.1:1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе.

И в первом предании такое же начало. Поэтому все, что сказано нами там, приложи сюда.

Фес.1:2. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

Когда кого Бог облагодетельствует, тогда для того ничего не бывает невыносимого, а все легко переносится и проходит. Почему апостол Павел, зная, сколь великое благо в жизни есть благодать, ее желает фессалоникийцам молитвенно. Ибо, если она будет с ними, то они не только не будут чувствовать тяготы искушений, но еще и, наслаждаясь "миром" Божиим, пребудут несмущенны и покойны. Напоминает он им о благодати Божией еще и для того, чтобы, если и привнидут к ним искушения, они, вспомнив о благодати, которой спасены, утешились, и, подкрепившись в духе прежде полученными многоценными благами, не отчаивались при встрече искушений и лишений малозначительных.

Фес.1:3. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия,

Трем вещам научает здесь апостол: если что окажется в нас исправное, то мы не себя за то должны хвалить, но Бога благодарить, и, Ему все приписывая, не возноситься тем; если кто страждет, то это не плача и слез достойно, а благодарения к Богу, – и страждущим надо радоваться, а не падать духом; не должно завидовать тем, кои являются преуспевшими, а радоваться о том и благодарить Бога за своих братии, – так что уязвляющиеся добром, которое видят в других, Самого Бога бесчестят. Выражение «по справедливости» апостол употребил для того, чтобы мы не возносились и самой благодарностью, как бы делая этим нечто особенное; ибо тут мы делаем то, что должно делать. Почему назвал благодарность «справедливостью». Или говорит так для того, чтобы внушить, что благодарить должно и словом, и делом; ибо такая благодарность есть настоящая благодарность.

Потому что возрастает вера ваша

Если нахлынувший поток искушений за веру не потопил вас, то это служит признаком не чего-либо другого, как того, что вера ваша возросла и сделалась более возвышенной. Подобно это тому, как и в древнем потопе возвышенные места не скоро были затоплены. Посему и сказал: «возрастает», чтобы указать на значительную высоту веры.

и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,

Обрати внимание на любовь фессалоникийцев. Они не так поступали, чтобы одного любить, а другого нет, напротив, их любовь во всем была равна ко всем. На это указывает апостол, когда говорит: "каждого" и: «друг ко другу». Ибо, если мы любим только некоторых, то это не любовь, а расторжение любви. Если ты любишь для Бога, то люби всех; если же любишь только некоторых, то это дружба человеческая. Заметь, что тесное общение и взаимное поддерживание много помогают в скорбях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: