Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций – 20 минут

Учебный вопрос отрабатывается методом заслушивания сообщения по данному вопросу, подготовленного одним из обучаемых в учебной группе. Исполнитель, тема сообщения, его структура, время, отводимое для этого, а также литература для подготовки определяются заблаговременно. После заслушивания сообщения в учебной группе проводится его обсуждение, затем преподаватель оценивает его полноту, качество и подводит итог, руководствуясь нижеследующим:

 

к сведению преподавателя:

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации -это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения и включающая в себя:

- величину и характер возникших санитарных потерь;

- нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи;

- условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

  - санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС;

- выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом;

- нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах.

Под медицинскими последствиями  понимается обстановка при которой в результате ЧС происходит:

1) массовое количество пораженных;

2) резкое несоответствие между острой потребностью в оказании экстренной медицинской помощи массовому количеству пострадавших и возможностями имеющихся сил и средств местных органов здравоохранения;

3) дезорганизация системы управления;

4) появление большого количества пораженных с нарушениями психики;

5) необходимость в привлечении дополнительных сил и средств ВСМК для ликвидации медицинских последствий катастроф;

6) санитарно-гигиенические условия и эпидемическая обстановка в очаге катастрофы обычно резко нарушены, что создает условия для возникновения массовых инфекционных заболеваний (эпидемий).

В процессе ликвидации медико-санитарных последствий катастроф выделяются несколько фаз:

фаза изоляции, длящаяся с момента возникновения катастрофы до начала организованного проведения аварийно-спасательных работ;

фаза спасения, продолжающаяся от начала аварийно-спасательных работ до завершения эвакуации пораженных (больных) за пределы очага поражения. Этот период может продолжаться от нескольких часов до 5-6 суток.

По прибытию спасательных бригад производится разведка и определяются основные направления сосредоточения усилий по организации первой, доврачебной, первой врачебной помощи, а при необходимости и квалифицированной медицинской помощи в очаге ЧС.

фаза восстановительного лечения (лечения и реабилитации). Этот период включает в себя осуществление квалифицированной и специализированной медицинской помощи в профильных и многопрофильных лечебных учреждениях до окончательного исхода (выздоровления).

Пораженный в чрезвычайной ситуации (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на безвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести. Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных) по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений ( видам заболеваний).

Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многочисленных факторов, и, прежде всего, от характера, масштаба и интенсивности ЧС, численности населения, оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения, своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты, готовности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки к ликвидации последствий ЧС и др.

Величина потерь населения в ЧС часто значительно увеличивается в результате неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться, падение с высоты и др.). Так, при землетрясении до 55% поражений возникает от неправильных действий людей и паники. При смерче в Ивановской области (1984) 48% травм было получено от летящих и падающих предметов.

Особенностью большинства ЧС с массовым поражением людей, о чем необходимо помнить, является появление большого числа пораженных с психоневрологическим стрессом, шоком, оглушённостью и т.д.

Последствия ЧС мирного времени приобретают трагический характер в связи с выходом из строя лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) стационарного и амбулаторно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия оказания медицинской помощи и лечение пораженных. Так, в результате землетрясения в Армении (1988 г.) лечебно-профилактические учреждения в зоне ЧС были практически полностью уничтожены. В г. Спитак погибли 60% медиков, в г. Ленинакан – 70%.

В зонах (районах) ЧС обычно значительно ухудшается санитарно-эпидемическое состояние, возникает реальная угроза возникновения и роста инфекционной патологии.

 

С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу организации и действия сил и средств ликвидации ЧС, обоснования и принятие мер защиты, осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся при ЧС.

Под выявлением медицинской обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту района или план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Под оценкой медицинской обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу организаций, жизнедеятельность населения и действия сил при ликвидации ЧС.

Оценка обстановки включает:

- решение основных задач по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

- организацию и порядок использования сил и средств для ликвидации ЧС;

- максимальное обеспечение мер по уменьшению людских и материальных потерь.

Оценка медико-тактической обстановки в очаге АОХВ – это учет тех факторов, которые влияют на организацию медицинского обеспечения населения.

К таким факторам относятся:

1) класс токсичности АОХВ;

2) группа, к которой относится химическое соединение по клиническим проявлениям;

3) тип очага;

4) характер формирования санитарных потерь;

5) мероприятия по профилактике поражений и организации медицинской помощи пораженным лицам в ЧС.

Оценка медико-тактической обстановки при авариях на АЭС обусловлена:

1) масштабом аварии;

2) характером радиационного воздействия;

3) фазой аварии;

4) зоной радиационного загрязнения;

5) ожидаемыми биологическими эффектами радиационного воздействия;

6) необходимыми мерами по профилактике радиационных поражений;

7) организацией медицинской помощи пораженным лицам.

Таким образом, для принятия решений в случае чрезвычайных ситуаций будущему врачу необходимо знать сущность чрезвычайных ситуаций, их классификацию. Вместе с тем, необходимо знать медицинские и медико-санитарные последствия ЧС, фазы развития и поражающие факторы, методы прогнозирования и оценку медицинской обстановки, складывающейся в результате ЧС.

Реальная оценка чрезвычайной ситуации поможет правильно сориентироваться в данной ситуации и применить действия, наиболее эффективные для спасения пострадавших.

Контроль конечных знаний (тестовый контроль) – 5 мин.

Проводится с использованием подготовленного теста по теме данного семинара. Результаты тестового контроля объявляются преподавателем в конце занятия.

Заключительная часть – 5 мин.

В заключительной части преподаватель напоминает обучаемым важность и значением данной темы для их будущей практической деятельности, отмечает степень достижения учебных целей, объявляет полученные оценки и ставит задачу на подготовку к следующему занятию.

Студентам, пропустившим занятие и получившим неудовлетворитель-ные оценки, назначается время для отработки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: