Тема 3. Стилистика русского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку при подготовке к ГИА» предназначен для обучающихся 9 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. 

Задачи изучения элективного курса:

· обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе; 

· применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

· углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку. 

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования лингворечевой компетенции: 

· использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

· извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

· анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

· анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

· анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

· тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

· создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

· редактирование собственного текста;  

· применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

· соблюдение в практике письма основных норм языка;

· использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе. 

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. 

В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

· основные правила работы с текстом. 

Обучающиеся должны уметь:

· точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

· адекватно воспринимать авторский замысел;

· вычленять главное в информации;

· сокращать текст различными способами;

· правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

· находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. 

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. 

Обучающиеся должны знать:

· основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

· различать средства выразительности;

· находить в тексте средства выразительности;

· анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения. 

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. 

Обучающиеся должны знать:

· основные сведения по стилистике русского языка. 

Обучающиеся должны уметь:

· определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

· работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения. 

 

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

· орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

· использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: