Средневековые цивилизации

 

Хронологически средневековье начинается с момента падения Западной Римской империи и образования на её территории варварских королевств. Но для Востока термин «Средние века» достаточно условный. Хронологически его тоже можно датировать V веком, но в сущности это было продолжение прежней истории существования азиатского способа производства.

Средневековая политическая структура Индии не знала крупных империй вплоть до её исламизации. В этническом плане Индия делилась на северную и южную части, для которых была характерна постоянная неустойчивость политической власти. Эта неустойчивость находила своё отражение в кратковременности и откровенной слабости династий и государств, в сосуществовании и постоянной междоусобной борьбе нескольких одинаково слабых политических образований. В XIII веке Индию завоевали мусульманские захватчики. Был образован Делийский султанат, просуществовавший до XVI века.

Средневековый Китай ассоциируется с расцветом конфуцианской империи Тан и значительным упадком в период правления династии Сун. Хотя X – XIII века тоже считаются периодом расцвета, но только в сфере культуры. Видимо этнос средневековых китайцев к этому времени приходит в фазу обскурации, что облегчило монгольское завоевание. Но уже в XIV веке начинается борьба против монголов, завершившаяся освобождением Китая и новым политическим взлётом империи Мин. В XV веке начинается затяжной политический кризис, приведший к падению династии.

В Европе Западная Римская империя рушится под ударами варваров, хотя, в сущности, она уже была нежизнеспособной, вступив в последнюю фазу этногенеза, а Восточная Римская империя сохранилась, получив пассионарную энергию этноса, который в последствии был назван «христианский». Во II веке он был исторически зафиксирован, а к IV веку окончательно оформился как византийский. В Византии пассионарный перегрев не сопровождался территориальным распадом. Там было идеологическое соперничество между различными толкователями христианского вероучения. В конечном итоге всё это соперничество вылилось в борьбе с иконоборчеством императоров из Малой Азии. Это уже был этнический надлом, стоивший Византии больших потерь. В конце концов, иконоборчество было отменено, споры погасли, и началась инерционная фаза. Удалось восстановить прежние границы, крестить враждебных соседей, поднять экономику и культуру Константинополя. Византийская культура оказала существенное влияние на культуру региона Балканского полуострова, Ближнего Востока и, конечно же, древней Руси. Это проявилось в распространении христианского вероучения в его «греческом» варианте, особого архитектурного стиля, византийской школы иконописи и церковной литературы. Византийский этнос прожил свою полную историю и погиб во время завоевания Константинополя турками.

В VII веке в Аравии возникает арабский этнос, который ещё можно назвать «мусульманский». Аравия, считавшаяся раньше задворками цивилизации, выставила небольшое, но крепко спаянное войско, сумевшее в короткий срок завоевать весь Ближний Восток, Центральную Азию, Северную Африку и Испанию. Религия ислама, составлявшая идеологическую основу этноса, быстро распространилась по всей завоёванной территории. Арабская культура, включавшая значительные достижения в различных областях науки, философии, архитектуре и поэзии, оказала влияние не только на завоёванные страны. Достижения арабской цивилизации были восприняты, в том числе, и европейской цивилизацией. Достижения арабской культуры пережили арабский этнос как целостность. Разные стереотипы поведения среди завоёванного населения породили многочисленные конфликты. Огромные пространства единого Арабского халифата развалились на ряд независимых друг от друга государств. Некоторые из них были завоёваны соседями, а некоторые сохранились в виде мелких мусульманских деспотий.

Европейская цивилизация возникает на развалинах Западной Римской империи. Её история связана с этносами французов, немцев, шведов, испанцев и других европейских народов, берущих своё начало в VIII веке. Из этих этносов в последствии возник суперэтнос – европейцы. Но для этого нужно было пройти через все этапы этногенеза. Первый из них – подъём совпал по времени с образованием и развалом франкской империи Карла Великого. В это время в центре Европы наметился центр сопротивления арабским и норманнским завоевателям. Будущие герцоги, графы и бароны, опираясь на гармоничных и субпассионарных людей, отстояли национальную независимость и стали различать людей своей нации – очень часто веры – и других, не обладавших их культурой. По способу производства это было феодальное общество. Идеологически там господствовала христианская церковь, установившая свой контроль над философией, наукой, искусством, моралью и даже часто – над светской властью.

Ещё раньше, в I – II веках этнический подъём испытывают славяне, расселившиеся к началу средних веков по территории Восточной Европы. Из восточнославянских племён и ираноязычных русов сформировался этнос русичей, составивший этническую основу Киевской Руси. В XI – XII веках Киевская Русь уже находилась в инерционной фазе, накопив богатую материальную и духовную культуру, воспринятую от Византии. В XII веке начинается государственная раздробленность на территории Руси и междоусобные войны. А это характеризует фазу обскурации, где эгоистические интересы субпассионариев разделили некогда единую великую державу, ставшую впоследствии добычей агрессивных соседей.

В это время в Великой степи происходил этнический подъём тюркского народа монголов. Они сумели объединить Великую степь и завоевать не только близлежащий Китай, но и Среднюю Азию, Закавказье, половецкие степи и Киевскую Русь, распавшуюся к тому времени на многочисленные княжества. В XIII веке этнический подъём монголов сменяется акматической фазой, то есть соперничеством ханов за первенство, и Монгольская империя разваливается на самостоятельные части, одна из которых получила название Золотая Орда. Северо-Восточная Русь входит в политическую систему Золотой Орды как вассальный союзник, противостоя западной агрессии.

На Западе тем временем начинается акматическая фаза. Избыток пассионарности вёл к феодальной анархии. В этих условиях умные правители предложили направить энергию из своей системы. Так начались крестовые походы. Они окончились неудачей вследствие пассионарного перегрева этносоциальной системы, при котором неосуществима целенаправленная координация сил. В рамках той же акматической фазы в Европе начинается Столетняя война, сопровождающаяся соперничеством феодалов друг с другом. К XV веку Франция всё-таки была объединена, в Испании заканчивалась Реконкиста против арабов, Англия пережила феодальную войну Алой и Белой розы. Акматическая фаза заканчивалась.

В Северо-Восточной Руси в XIII веке начался процесс этногенеза. Уже к XIV веку вокруг Москвы собралось пассионарное население, объединённое общим жизненным стереотипом. Между Русью и Ордой в то время существовал военно-политический союз при главенстве Орды, на основе этнического симбиоза. Но когда в Орде был принят ислам взамен язычества, и когда ордынские мусульмане стали вмешиваться не только в государственные, но и в духовные дела, то это вызвало всеобщий протест. Когда народу стала ясна цель – защита принципа, на котором надо было строить быт и этику, мировоззрение и эстетику, всё, что называется оригинальным культурным типом, то все, кому это было доступно, взяли оружие и вышли на Куликово поле. Именно с этого события мы можем вести отсчёт осознания русскими себя как целостности. А потом Московская Русь просто «втянула» в себя обессиленную Золотую Орду, выйдя затем через Сибирь к Тихому океану. В данном случае Россия выступила преемницей Золотой Орды по политической системе и некоторым очень важным с культурной точки зрения элементам быта, отношения к миру, обществу и личности. Россия надолго вошла в систему восточной цивилизации, сохранив свой индивидуальный культурный тип.

Наряду с Россией переживали пассионарный подъём этносы литовцев, украинцев и турков-османов. Литва пыталась перехватить инициативу объединения земель Восточной Европы у Москвы. В подданстве у литовского князя было больше русских людей, чем литовцев. Но всё-таки победила Москва в продолжительной и кровопролитной борьбе. Литва пыталась спастись унией с Польшей, что несколько продолжило жизнь новому католическому образованию – Речи Посполитой. Турки-османы на юге начали священную войну за мусульманскую веру и пригласили всех желающих принять в ней участие. Со всего мусульманского Востока стекались пассионарии готовые сражаться за веру ислама. Они захватили Малую Азию, Константинополь и весь Балканский полуостров. Турки к концу средних веков стали военной грозой Европы и постоянным внешнеполитическим фактором, от которого зависело даже внутреннее спокойствие европейских стран.

В эпоху Средневековья разложение рабовладельческих производственных отношений привело к распространению феодализма. Переход к феодализму был связан с подчинением крестьян землевладельцам (феодалам). Основой феодального способа производства являлось наличие в руках феодалов земельной собственности и наделение землёй непосредственных производителей – зависимых крестьян, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и отдавали феодалам свой прибавочный продукт. При этом феодалы использовало внеэкономическое принуждение, потому что иначе не могли заставить работать на себя человека, наделённого землёй и ведущего своё хозяйство. Крестьяне были заинтересованы в росте производительности своего труда, так как некоторая доля прибавочного продукта использовалась для расширения крестьянского хозяйства. Хотя, преимущественно, хозяйство, в основном, оставалось натуральным. Для феодализма характерно абсолютное господство рентных отношений и феодальная раздробленность государств. Но кроме этого существовали нормы демократического самоуправления в средневековых городах с развитой частной собственностью, правами и привилегиями. Феодальная рента существовала в трёх формах: отработочная (барщина), продуктовая (натуральный оброк) и денежная. В раннее средневековье преобладала отработочная рента, позже – натуральный оброк, а с развитием товарно-денежных отношений, преобладающее значение приобрела денежная рента. Деньги нужно было зарабатывать в городах, поэтому феодалы отпускали крестьян на заработки. Постепенно это приводило к ослаблению крепостной зависимости. Происходил расцвет мелкого товарного производства в городах. Здесь зародилась мануфактура, и начали складываться новые классы буржуазного общества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: