В старшем дошкольном возрасте

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

«Подснежники»

ЦЕЛЬ: Вызвать у детей эмоциональные впечатления от первых весенних цветов - подснежников, желание выразить свои впечатления в рисунке

         Образовательные задачи:

1. Способствовать восприятию художественного образа первого весеннего цветка – подснежника с помощью средств музыки, поэтического слова, живописи

2. Продолжать учить рисовать подснежники во всем их многообразии

3. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой

               Развивающие задачи: 

1.  Развивать единство восприятия содержания и языка пейзажной живописи

2. Развивать умение видеть главное, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при написании весеннего пейзажа

3. Развивать воображение, творчество, фантазию, используя приемы эмпатии, «вхождения в картину»

            Воспитательные задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие

2. Воспитывать любовь к природе

3. Воспитывать умение оценивать свою работу и работы товарищей

 

    Материалы и оборудование:

    Мультимедийная установка: репродукция картины А.М. Грицая «Подснежники», видиопрезентация  «Подснежники»; Аудиозаписи: П.И. Чайковский «Апрель», «Подснежник»; И. Крутой «Мелодия»; «Голоса леса». Акварельные краски, кисти, тонированные листы бумаги, вода, салфетки по количеству детей. Фишки – «солнышки» для оценки рисунков по количеству детей.

 

   Предварительная работа:

   Наблюдение на прогулках за весенними изменениями в природе; рассматривание и беседы по картинам: Левитан И.И «Весна», Саврасов А.К. «Грачи прилетели»; рассматривание иллюстраций; разучивание стихов и загадок о весне и первых цветах; чтение природоведческой литературы, произведений В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого; использование дидактических игр: «Времена года», «Что лишнее?».

 

   Дети свободно располагаются в группе.

   Ход деятельности:

   Воспитатель: Ребята, догадайтесь, пожалуйста, о ком я говорю:

                                              К нам она шагает

Быстрыми шагами

                                              И сугробы тают

                                              Под ее ногами               (Весна)

  - Конечно же, это Весна. Мы долго ждали ее, наблюдали с вами за изменениями, которые она приносит на землю. Ребята, скажите, кто-то заметил, какие краски приносит весна? В чем они живут? Вот, например, желтая. Где ее можно найти? Еще где? Красная краска, в чем живет? Зеленая? А где можно встретить голубую краску? (ответы детей)

   Воспитатель: Сейчас я хочу пригласить вас в весенний лес, который изображен вот на этой картине.

(дети и воспитатель подходят к экрану)

   Воспитатель: Подойдите поближе (дети стоят у картины). Давайте встанет вот сюда в уголок. (показываю на экране уголок картины). Что же вы видите вокруг? (голые стволы деревьев, только елки зеленые, да мох на стволах, снег еще лежит, но есть и вода, лужицы, оттаявшая от снега земля-проталины, пень, травы, зелени нет, только мох зеленый на стволах, голубые подснежники, такие нежные, хрупкие, долгожданные после долгой зимы). А теперь прислушайтесь! Кто-то слышит звуки? Какие?   (птицы перекликаются высоко в ветках, готовятся вить гнезда, дятел стучит, проверяет, может, ожили первые жучки). Вот мы с вами и побывали в картине, на которой художник изобразил весенний лес, в котором легко дышится и даже слышны голоса птиц, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, чувство радости от ожидания тепла.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называется эта картина? Что здесь есть такое, что только-только появилось, что бывает только весной? Конечно, подснежники. Эта картина так и называется. Художник увидел эти нежные, хрупкие цветы, обрадовался и решил показать их всем нам. А вас они радуют? Хотите поговорить о них? Располагайтесь поудобней! (дети садятся на стульчики).

  Воспитатель: Вы знаете, почему подснежники  так называют? (ответы детей) Правильно, подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми лучами солнца, когда чуть подтает снег.

   Воспитатель: Какого же цвета бывают подснежники? (ответы детей). А вы хотите увидеть их во всей красе? Тогда смотрите на экран!

Видиопрезентация «Подснежники». Музыка «Голоса леса». Комментировать увиденное. Во время показа прочитать стихотворение:

Не успело солнце появиться,

В земле его бутону не сидится.

Голубые, желтые, лиловые колокольчики он раскрывает,

Листья свои к свету не пускает.

Людям радость предвещает

Появляется в холодную погоду,

Не боится мороза и украшает природу.

Воспитатель: Какая красота! Скажите, вам понравилось? (ответы детей)

Может быть, кто-то хочет рассказать стихи о подснежниках?

Камилла Веселый апрель улыбнулся,

               Запел, загалдел, заиграл,

               От шума подснежник проснулся

               И на проталинке встал.

Даша     Запахло, повеяло прелью,

              Чуть слышно подснежник твердил:

              - Спасибо, спасибо апрелю

               За то, что меня разбудил!

Андрей  Выглянул подснежник в темноте лесной.

               Маленький разведчик, посланный весной.

Полина  Пусть еще над лесом властвуют снега,

               Пусть лежат под снегом сонные луга,

               Пусть на спящей речке неподвижен лед.

               Раз пришел разведчик, и весна придет.

Герман  На лесной проталинке

               Вырос цветик маленький.

               Прячется в валежник

               Беленький подснежник.

   Воспитатель: Спасибо, молодцы! Хотите прямо сейчас превратиться в маленькие бутончики этого первого весеннего цветка? (Мелодия И. Крутого. Эмпатийный этюд) Встаньте на середину ковра, закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял первый снег, и появился первый цветок. На нем – прекрасный бутончик, этот бутончик – каждый из вас. Он еще закрыт. Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он раскрылся и стал прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок раскачивает его. Подснежник все время следит за солнышком, куда оно идет, туда и цветок поворачивается. Но вот раздались, чьи то шаги. Это идет человек. он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет. Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошел дальше. И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком… Вот такая история произошла с маленьким подснежником. А теперь откроем глаза и превратимся в ребят: «Раз, два, три». Вот и дети снова вы. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Дети, вы хотите нарисовать свой подснежник? Посмотрите, из каких частей состоит цветок подснежника: из стебля, я нарисовала его зеленым цветом очень тоненько, кончиком кисточки, из чашелистика и листьев – они у меня тоже зеленые, а лепестки нарисовала нежно голубым. Скажите, пожалуйста, а кто знает, как я получила голубой цвет? (ответы детей).

Воспитатель:  Я нарисовала свой цветок, а вы будете рисовать свой, у меня получилось три лепестка, а у вас их может быть четыре или пять, может быть, он у вас будет тянуться к солнышку или наоборот склонится к земле или развернется в другую сторону. Подумайте, какими бы вы хотели изобразить первые весенние цветы. Берите свои стульчики и присаживайтесь за столы. Вы видите, ваша полянка покрыта снегом (влажная салфетка), освободите полянку от снега и приступайте, а музыка П.И.Чайковского, которую он назвал «Подснежник», поможет вам. (Дети снимают влажные салфетки и приступают к работе).

  Включить музыку. Во время работы давать советы детям при необходимости. Первым, кто закончил работу, предложить показать свои рисунки гостям.

 Итог деятельности:

 Воспитатель: Вот сколько разных подснежников появилось на наших полянках! Голубые, синие, нежные, хрупкие, сильные, маленькие и большие! Я предлагаю вам подарить свое солнышко тому подснежнику, который вам больше всего понравился (дети раскладывают фишки). Чем тебе понравился этот подснежник? А тебе? (Воспитатель дает свою оценку рисункам, не получившим фишек, находя в них положительные моменты, отмечает рисунок, получивший больше всего фишек).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: