Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
«Подснежники»
ЦЕЛЬ: Вызвать у детей эмоциональные впечатления от первых весенних цветов - подснежников, желание выразить свои впечатления в рисунке
Образовательные задачи:
1. Способствовать восприятию художественного образа первого весеннего цветка – подснежника с помощью средств музыки, поэтического слова, живописи
2. Продолжать учить рисовать подснежники во всем их многообразии
3. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой
Развивающие задачи:
1. Развивать единство восприятия содержания и языка пейзажной живописи
2. Развивать умение видеть главное, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при написании весеннего пейзажа
3. Развивать воображение, творчество, фантазию, используя приемы эмпатии, «вхождения в картину»
Воспитательные задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие
2. Воспитывать любовь к природе
3. Воспитывать умение оценивать свою работу и работы товарищей
|
|
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка: репродукция картины А.М. Грицая «Подснежники», видиопрезентация «Подснежники»; Аудиозаписи: П.И. Чайковский «Апрель», «Подснежник»; И. Крутой «Мелодия»; «Голоса леса». Акварельные краски, кисти, тонированные листы бумаги, вода, салфетки по количеству детей. Фишки – «солнышки» для оценки рисунков по количеству детей.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулках за весенними изменениями в природе; рассматривание и беседы по картинам: Левитан И.И «Весна», Саврасов А.К. «Грачи прилетели»; рассматривание иллюстраций; разучивание стихов и загадок о весне и первых цветах; чтение природоведческой литературы, произведений В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого; использование дидактических игр: «Времена года», «Что лишнее?».
Дети свободно располагаются в группе.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, догадайтесь, пожалуйста, о ком я говорю:
К нам она шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под ее ногами (Весна)
- Конечно же, это Весна. Мы долго ждали ее, наблюдали с вами за изменениями, которые она приносит на землю. Ребята, скажите, кто-то заметил, какие краски приносит весна? В чем они живут? Вот, например, желтая. Где ее можно найти? Еще где? Красная краска, в чем живет? Зеленая? А где можно встретить голубую краску? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я хочу пригласить вас в весенний лес, который изображен вот на этой картине.
|
|
(дети и воспитатель подходят к экрану)
Воспитатель: Подойдите поближе (дети стоят у картины). Давайте встанет вот сюда в уголок. (показываю на экране уголок картины). Что же вы видите вокруг? (голые стволы деревьев, только елки зеленые, да мох на стволах, снег еще лежит, но есть и вода, лужицы, оттаявшая от снега земля-проталины, пень, травы, зелени нет, только мох зеленый на стволах, голубые подснежники, такие нежные, хрупкие, долгожданные после долгой зимы). А теперь прислушайтесь! Кто-то слышит звуки? Какие? (птицы перекликаются высоко в ветках, готовятся вить гнезда, дятел стучит, проверяет, может, ожили первые жучки). Вот мы с вами и побывали в картине, на которой художник изобразил весенний лес, в котором легко дышится и даже слышны голоса птиц, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, чувство радости от ожидания тепла.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называется эта картина? Что здесь есть такое, что только-только появилось, что бывает только весной? Конечно, подснежники. Эта картина так и называется. Художник увидел эти нежные, хрупкие цветы, обрадовался и решил показать их всем нам. А вас они радуют? Хотите поговорить о них? Располагайтесь поудобней! (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Вы знаете, почему подснежники так называют? (ответы детей) Правильно, подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми лучами солнца, когда чуть подтает снег.
Воспитатель: Какого же цвета бывают подснежники? (ответы детей). А вы хотите увидеть их во всей красе? Тогда смотрите на экран!
Видиопрезентация «Подснежники». Музыка «Голоса леса». Комментировать увиденное. Во время показа прочитать стихотворение:
Не успело солнце появиться,
В земле его бутону не сидится.
Голубые, желтые, лиловые колокольчики он раскрывает,
Листья свои к свету не пускает.
Людям радость предвещает
Появляется в холодную погоду,
Не боится мороза и украшает природу.
Воспитатель: Какая красота! Скажите, вам понравилось? (ответы детей)
Может быть, кто-то хочет рассказать стихи о подснежниках?
Камилла Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал.
Даша Запахло, повеяло прелью,
Чуть слышно подснежник твердил:
- Спасибо, спасибо апрелю
За то, что меня разбудил!
Андрей Выглянул подснежник в темноте лесной.
Маленький разведчик, посланный весной.
Полина Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед.
Раз пришел разведчик, и весна придет.
Герман На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький подснежник.
Воспитатель: Спасибо, молодцы! Хотите прямо сейчас превратиться в маленькие бутончики этого первого весеннего цветка? (Мелодия И. Крутого. Эмпатийный этюд) Встаньте на середину ковра, закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял первый снег, и появился первый цветок. На нем – прекрасный бутончик, этот бутончик – каждый из вас. Он еще закрыт. Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он раскрылся и стал прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок раскачивает его. Подснежник все время следит за солнышком, куда оно идет, туда и цветок поворачивается. Но вот раздались, чьи то шаги. Это идет человек. он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет. Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошел дальше. И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком… Вот такая история произошла с маленьким подснежником. А теперь откроем глаза и превратимся в ребят: «Раз, два, три». Вот и дети снова вы. Присаживайтесь на стульчики.
|
|
Воспитатель: Дети, вы хотите нарисовать свой подснежник? Посмотрите, из каких частей состоит цветок подснежника: из стебля, я нарисовала его зеленым цветом очень тоненько, кончиком кисточки, из чашелистика и листьев – они у меня тоже зеленые, а лепестки нарисовала нежно голубым. Скажите, пожалуйста, а кто знает, как я получила голубой цвет? (ответы детей).
Воспитатель: Я нарисовала свой цветок, а вы будете рисовать свой, у меня получилось три лепестка, а у вас их может быть четыре или пять, может быть, он у вас будет тянуться к солнышку или наоборот склонится к земле или развернется в другую сторону. Подумайте, какими бы вы хотели изобразить первые весенние цветы. Берите свои стульчики и присаживайтесь за столы. Вы видите, ваша полянка покрыта снегом (влажная салфетка), освободите полянку от снега и приступайте, а музыка П.И.Чайковского, которую он назвал «Подснежник», поможет вам. (Дети снимают влажные салфетки и приступают к работе).
Включить музыку. Во время работы давать советы детям при необходимости. Первым, кто закончил работу, предложить показать свои рисунки гостям.
Итог деятельности:
Воспитатель: Вот сколько разных подснежников появилось на наших полянках! Голубые, синие, нежные, хрупкие, сильные, маленькие и большие! Я предлагаю вам подарить свое солнышко тому подснежнику, который вам больше всего понравился (дети раскладывают фишки). Чем тебе понравился этот подснежник? А тебе? (Воспитатель дает свою оценку рисункам, не получившим фишек, находя в них положительные моменты, отмечает рисунок, получивший больше всего фишек).
|
|