Конспект НОД с детьми старшей группы «Деньги. Идем за покупками»
Конспект НОД с детьми старшей группы «Деньги. Идем за покупками»
Тема «Деньги. Идем за покупками»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Цель
Познакомить детей с изображением и назначением денег, дать понятие о семейном бюджете (доходы и расходы семьи, о различных магазинах и видах товаров, о том, что можно, а что нельзя купить за деньги.
Задачи
Углубить знания о деньгах, видах товаров, местах продажи, денежных отношениях в системе покупатель – продавец. Продолжать знакомить с поступлением денег в семью и тратами семьи, т. е., с бюджетом семьи; дать понятие о том, что не всё можно приобрести за деньги; познакомить с понятием «меценат». Учить отвечать полными предложениями.
Развивать представления о социальных отношениях в обществе. Развивать эмоциональное отношение детей к нравственным качествам личности, к своим действиям в ходе занятия и к поступкам своих товарищей и персонажей.
Воспитывать уважение к членам семьи, отзывчивость, чуткость, щедрость, чувство справедливости.
Демонстрационный материал
Монеты, купюры России и других стран; иллюстрации к сказкам «Петушок и бобовое зернышко», «Золотой ключик»; диск с песнями «Деньги», «Автобус»; DVD диск «Херсонес»; предметные картинки и муляжи – товары; изображения витрин магазинов, супермаркета, рынка; таблицы – лабиринты; 2 указки; иллюстрация «Найди пару»; атрибуты к диалогу «Веселый магазин», мяч.
Раздаточный материал
Карточки с изображением монет, карточки с точечным изображением товаров, карточки с изображением групп товаров для счета, кассы цифр, карандаши, воздушные шарики – сердечки, игрушечные деньги, подарки гостям – оригами.
Ход
Деньги
Рассмотреть деньги: монеты, купюры
- Как называются металлические деньги? (монеты)
- Как называются бумажные деньги? (купюры)
- Как называются русские монеты и купюры? (копейки и рубли)
- Покажи и назови русские денежные купюры.
Рассмотреть иностранные деньги, изображения древнегреческих денег из Херсонесского музея.
Дидактическое упражнение «Заштриховать цифру на монете».
(вертикальными линиями)
- Какие деньги появились раньше: монеты или бумажные купюры (монеты)
- Монеты отливали из металла в специальных формах.
Как называется место, где изготавливали монеты (монетный двор)
Рассмотреть картинку – Херсонесский монетный двор.
Просмотр отрывка из DVD диска «Херсонес»: монеты, монетный двор.
- А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было?
Значит, были заменители – то, чем люди расплачивались за покупки.
В древние времена расплачивались тем, что представляло в данной местности большую ценность:
- солью,
- мехами,
- шкурами,
- каменными и металлическими изделиями.
Этими вещами люди обменивались друг с другом – как в сказке «Петушок и бобовое зернышко».
С помощью иллюстраций пересказать, как обмен предметами помог вылечить Петушка.
Пальчиковая гимнастика
С помощью пальчиков изобразить персонажей сказки – петушка, курочку, коровушку.
Дыхательные упражнения: имитация голосов этих персонажей.
Длинный вдох – длинный выдох: Ку-ка-ре-кууууу!
Длинный вдох – прерывистый выдох: Ко-ко-ко – пауза, ко-ко-ко – пауза, ко-ко-ко – пауза.
Короткий вдох – длинный выдох: Мууууууу…
- Монеты или купюры закопал Буратино на Поле Чудес в Стране Дураков (иллюстрации)
Зачем Буратино это сделал?
Можно ли таким способом разбогатеть?
Физминутка
Под песню Земфиры «Деньги»
Всем нужны деньги,
А что такое деньги?
…
(руки в стороны – вверх,
повороты вправо – влево,
руки вперед – вверх,
наклоны вправо – влево)
- Как же появилось слово «деньги»?
Слово «деньги» произошло от тюркского «теньге» - была такая мелкая серебряная монета в странах Древнего Востока. Сейчас «тенге» - денежная единица Казахстана. Вы уже знаете, что денежная единица России – рубль, Украины – гривна, Беларуси – белорусский рубль, Молдовы – лей.
- Для того, чтобы семья могла жить, совершать покупки, оплачивать расходы – нужны деньги.
- Откуда взрослые берут деньги?
- взрослые… работают и получают зарплату,
- пожилые люди… получают пенсию,
- студенты… которые хорошо учатся, получают стипендию,
- многодетные семьи… получают пособие
- всё это составляет доходы семьи.
- Как семья расходует свои средства?
- Деньги тратят на покупку продуктов.
- Деньги тратят на покупку одежды и обуви.
- Деньги тратят на покупку игрушек и книг.
- Деньги тратят на оплату жилья.
- Деньги тратят на поездки в транспорте.
- Деньги откладывают на отдых и на большие покупки.
Дидактическое упражнение «Что покупают часто? Что покупают редко?»(с мячом).
- За любые покупки – и дорогие, и дешевые – надо платить деньги.
Дидактическая игра «Закончи предложение» - пословицы и поговорки о деньгах
1. Трудовая денежка… всегда крепка.
2. Без копейки… рубля нет.
3. Береги денежку… про черный день.
4. Был бы ум, будет и рубль, не будет ума… не будет и рубля.
5. Денег ни гроша, да слава… хороша.
6. Деньги могут много, а правда… – всё.
7. Деньги счетом… крепки.
8. Не горюй о деньгах: не они нас наживают… а мы их.
9. Нелегко деньги нажить, а… легко прожить.
Физминутка с пальчиковой гимнастикой
«Находка» С. Михалков
Выполнять действия в соответствии с текстом.
Идем за покупками
Дидактическая игра «Идем за покупками» - демонстрационные картинки.
- Что продают в этом магазине? Как называется такой магазин? (книжный, хлебный, обувной, мебельный и т. д.)
Дидактическая игра «Найди дорогу к магазину»
(2 демонстрационных плаката с лабиринтами, 2 указки – кто быстрее найдет дорогу к магазину)
Дидактическое/упражнение «Соедини точки»
(раздаточные карточки с точечным изображением товара)
Дидактическое/упражнение «Посчитай товары и найди цифру»
(раздаточные карточки с группами товаров, кассы цифр)
Дидактическая/игра «Найди пару товару»
(демонстрационные таблицы с изображением предметов посуды, одежды; указка)
- Прежде, чем что-то купить, надо узнать, сколько стоит этот товар.
Диалог «Веселый магазин»
Участники: ведущий, продавец, крокодил, 2 енота.
Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, витрина, монеты, фартук для продавца, ободки на голову с изображением крокодила и енотов для покупателей.
Ведущий: Открываем магазин, продаем продукты,
Покупает крокодил овощи и фрукты.
Крокодил: Сколько стоит кабачок?
Продавец: Кабачок? Пятачок!
Крокодил: Дайте два кабачка!
Продавец: Дайте два пятачка!
Ведущий: В магазин пришли с работы покупатели еноты
Покупать у продавца два соленых огурца.
Говорит продавец:
Продавец: Две копейки огурец!
Еноты: Дайте нам по огурцу!
Продавец: Заплатите продавцу!
- Кроме таких магазинов для отдельных видов товаров, построены огромные супермаркеты, в которых можно купить почти всё, переходя от полки к полке, из одного отдела в другой. (иллюстрации)
- А где еще можно купить продукты, особенно фрукты и овощи?
(на рынке, на базаре – иллюстрации)