Вопросы для повторения

Культурология

 

 

 

Омск 2012

УДК 008(075)

Ббк 71.0я73

К 90

 

 

Рецензенты:

 

И. Б. Гладкова, канд. филол. наук, ученый секретарь Регионального инновационного центра;

О. В. Хлебникова, канд. филос. наук, доцент кафедры истории, философии и культурологии ОмГУПС.

 

К 90 Культурология / Головнёва Е. В., Горюцкая Н. В., Деменкова Н. П., Рыбакова Н. В. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – 84 с.

 

 

Настоящее пособие является первой частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология, русский язык, культура речи». Пособие призвано ознакомить студентов всех специальностей дистанционной формы обучения с сущностью и своеобразием феномена культуры, а также со спецификой историко-культурного развития Западной Европы и России. Особое внимание уделяется различным подходам к изучению культуры.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

                                                             УДК 008(075)

                                                             ББК 71.0я73

                                                         © Головнева Е. В., Рыбакова Н. В., 2012

                                                         © Омский государственный

                                                                      технический университет, 2012

 

Введение

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о культуре как целостном феномене. Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования. В отличие от других наук, также претендующих на изучение культуры, культурология стремится дать систематизированное знание о культуре. К сфере изучения культурологии относятся, к примеру, следующие вопросы: что такое культура как явление? каково происхождение культуры? какие типы культур существуют? какова взаимосвязь культуры и цивилизации? можно ли выявить нечто общее во всем многообразии культурных проявлений? каковы закономерности культурного развития? и т. д. Попытки осмысления этих вопросов исторически привели к формированию культурологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины в ряду других гуманитарных дисциплин.

Поскольку культурология – это наука о культуре, то ее становление и существование связано с попытками научного истолкования понятия «культура». Однако культура ­– это не только понятие, требующее творческого истолкования, но и реальная, практическая проблема развития общества. В настоящее время для многих государств проблемы культурного развития являются приоритетными. По-прежнему актуальна задача формирования толерантности (терпимости) в обществе по отношению к иным народам и культурам. Это еще больше увеличивает значение культурологии как особой науки.

Изучение культуры имеет важное значение в обучении. Знакомство с основными достижениями культуры человечества, специальное изучение особенностей культурного развития различных обществ, понимание значения культуры в истории человечества способствует формированию общей культуры человека. Знание основ культурологии необходимо в эффективном обсуждении общественных проблем. Поэтому в подготовке специалистов любого профиля культурология имеет не только научное, теоретическое, но и реальное, практическое значение.

Предлагаемое учебное пособие по культурологии призвано ознакомить студентов с различными подходами к пониманию культуры, особенностями исторического развития культуры человечества. Пособие содержит разделы по теории культуры и по истории культуры Западной Европы и России. В конце каждого раздела приводятся вопросы для самоконтроля, темы рефератов и список литературы.

 

Раздел I. Теория культуры

 

 

1. 1. Культурология как научная дисциплина. Методы культурологии

 

Культурология (греч. «логос» – слово, учение; буквально – «учение о культуре») – это гуманитарная наука, которая изучает культуру в ее целостности и полноте конкретных форм ее существования, исследует строение, функционирование и развитие культуры.

К сфере культурологии относятся следующие вопросы: что такое культура как явление; каково ее строение; какие существуют виды культур; как культура соотносится с природой, обществом; можно ли выстроить иерархию культур; каковы связи между культурой и цивилизацией; возможна ли общепланетарная культура, можно ли выявить нечто общее во всем многообразии культурных проявлений? и т. д.

Термин «culturology» вошел в научный оборот во второй половине 40-х гг. XX в. после публикаций трудов американского антрополога Лесли Уайта (1900–1975), который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса и предложил выделить в цикле социально-гуманитарных дисциплин культурологию – науку о культуре. Однако попытки целостного осмысления культуры предпринимались гораздо раньше.

Осознание проблемы культуры как одной из важнейших теоретических проблем произошло уже во второй половине XVIII века, когда в культуре стали усматривать некую целостность, включающую в себя различные элементы. Первым, кто стал рассуждать о культуре в таком плане, был И. Г. Гердер. В своей работе «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) он не только дал определение культуры, но и сформулировал ряд идей о генезисе (происхождении) культуры, о механизмах ее движения и развития, о взаимосвязи различных культурных форм, о роли языка и религии в системе культуры. Свой вклад в развитие теоретических представлений о культуре на этом этапе внесли также философы С. Пуфендорф, Дж. Вико, И. Кант, И. Г. Ф. Гегель.

На следующем этапе развития культурологического знания, в XIX веке, исследователи признали, что наряду с пластом философского знания о культуре существует пласт научного знания, включающий в себя сведения о природе, функциях, законах функционирования культуры, об особенностях различных культурных форм и т. д., который получен не с помощью философской рефлексии, а с помощью научных методов познания, широко используемых естествоиспытателями и обществоведами. Начиная с XIX в., культурологическое знание становится все более узким, уходя из сферы философии в области конкретных наук, срастаясь с этнографией, с археологией, с искусствознанием, с науковедением и пр. На этом этапе развития культурологической мысли культура стала рассматриваться не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных и автономных своих проявлениях. Работа культурологов сводилась либо к изучению того или иного исторического типа культуры – первобытной, античной, средневековой, ренессансной (Э. Тайлор, К. Леви-Брюлль, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский и др.), либо к характеристике нескольких различных исторических и этнических типов культуры (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби).

 Таким образом, формирование знания о культуре первоначально происходило в сфере философии, затем – в рамках конкретных дисциплин (этнологии, социологии, психологии и др.), и только в XX в. культурология оформляется в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Заметим, что в СССР культурологии, обладающей собственным научным статусом, своим предметом исследования, своей историей не существовало. О ней в полной мере стали говорить только в начале 1990-х гг. По существу это молодая, хотя и активно развивающаяся отрасль знания.

В Европе и Америке аналогом отечественной культурологии являются социальная и культурная антропология (сложный синтез этнографии с отдельными направлениями социологии и психологии), собственно социология, структурная антропология (в России это назвали бы этнопсихолингвистикой).

Культурология – это не единственная дисциплина, занимающаяся изучением культуры. Помимо культурологии, на изучение культуры в настоящее время претендуют различные дисциплины – история, археология, этнография, антропология, социология, психология, философия и т. д. Но каждая из этих наук имеет свой подход к изучению культуры и, в конечном итоге, изучает лишь отдельные аспекты феномена культуры, используя свои методы исследования культуры.

Так, для археолога культура – это совокупность материальных предметов, которые извлекаются из земли и характеризуют образ жизни народа в определенную эпоху. Для этнографа, который может наблюдать образ жизни определенного народа, культура вырисовывается не столько в предметном, сколько в процессуальном плане, как живые формы деятельности людей. Социолог изучает процесс функционирования культуры в обществе, современные тенденции культурного развития общества, уровень культуры социальных групп (молодежи, пожилых людей и т. п.), а также занимается прогнозированием культурных процессов. История мировой культуры рассматривает развитие культуры от возникновения человеческого общества до современности, она изучает все богатство и разнообразие несхожих культур разных эпох, народов и т. п.

 В отличие от других гуманитарных наук, изучающих культуру, культурология стремится изучить культуру как целостность, дать систематизированное знание о культуре как уникальном и специфическом феномене. Культурологи стремятся воссоздать образ культурных эпох и главенствующий в них тип человека, понять, как он думал, что переживал, чему отдавал предпочтение. Для этого недостаточно только перечисления фактов культуры и их описания в хронологической последовательности.

Для того, чтобы понять культуру как целое, необходимо привлечь весь комплекс гуманитарного знания (философию, социологию, психологию и пр.), который является питательной средой и необходимым фундаментом культурологии. Культурологи при изучении культуры часто обращаются к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики (науке о знаках и знаковых системах), историческим методам. Однако культурология – это не простая совокупность данных, взятых из каждой науки о человеке, о культуре, а интегральное выражение гуманитарного знания. В этом смысле культурология не сводима к философии культуры, к искусствоведению, к этнографии и др.; это – самостоятельная дисциплина, изучающая культуру.

Задача культурологии не исчерпывается анализом различных культурных эпох, она пытается осмыслить закономерности культурного процесса. Для того, чтобы понять культуру как целостность, нужно рассматривать ее в развитии, в ее диалектике – единстве и противоречивости различных процессов и тенденций в ней.

В исследовании культурных процессов используются различные (традиционные и новейшие) методы: хронологический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системный и т. д.

Хронологический метод (греч. «хроно» – время) – это изложение фактов истории культуры в хронологическом порядке. Но одного этого метода в силу его «линейности» недостаточно, необходимы обобщения, анализ, изучение связей одной культуры с другой. Поэтому в культурологических исследованиях хронологический метод дополняется другими методами.

Проблемно-хронологический – изучение отдельной проблемы во временной последовательности (например, проблема самосознания человека в античности, Средневековье, эпохе Возрождения и т. п.).

Более широкие и универсальные возможности представляет сравнительно-исторический метод. При использовании такого метода берутся явления, находящиеся на одной стадии, и исследуются параллельно. Например, для анализа берется одна эпоха в разных культурах – Возрождение в Италии, Испании, Франции, Англии, Германии, Голландии. При таком методе то, что казалось исключительным, проявляется как типическое, и в то же время оттеняются своеобразие, неповторимость явления (т. е. выявляется общее и особенное).

Структурно-функциональный метод – это разложение изучаемо­го объекта на составные части, выявление их соотношения, правил сочетания и объединение в группы. Этот метод традиционно применяется при анализе сущности, структуры, функций культуры.

Если структурно-функциональный анализ как бы делит объект на составные части, то системный анализ, наоборот, рассматривает объект как целостность (как сочетание взаимосвязанных элементов).

Кроме вышеперечисленных методов, в истории мировой культуры используются количественные методы: математическая и статистическая обработка, машинный анализ.

Сравнительно «молодой» метод – семиотический (семиотика – наука о знаковых системах). Язык танца, жеста, цветов, театра, обыденная речь и другие «знаки» порой говорят о культуре больше, чем обширные описания, в них сохраняется дух культуры и эпохи.

Широко используются в культурологии и методы других специальных наук: демографии, психологии, антропологии, биологии. Используются также дендрологические, радиоактивные, химические, технические методы, например, для определения возраста «следов» культуры (наскальных изображений, орудий труда и т. п.).    С помощью рентгена определяются подлинность произведения искусства, их датировка, восстанавливается первоначальная «запись» полотен.

Следует отметить и применение методов исследования, которые характерны для филологического и искусствоведческого знания. Это, прежде всего, контекстуальные, текстологические, феноменологические и прочие методы.

 

Вопросы для повторения

 

1. С какими дисциплинами связана культурология? В чем состоит особенность культурологии по сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими культуру?

2. Какие этапы можно выделить в становлении культурологического знания?

3. Как бы Вы сформулировали: что является задачей культурологии?

4. Почему культурология немыслима без глубокого изучения искусства разных эпох и народов?

5. Какие из методов, используемых в культурологии, применяются также в других науках?

6. О каком методе идет речь в следующем суждении: «Культуролог реконструирует культуру эпохи или общества, располагая набором символов-знаков»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: