Как влияет хронический тон на проявления острого тона

       Эмоциональное состояние человека в настоящий момент – острый тон, часто и резко меняется под влиянием внешних обстоятельств или из-за рестимуляции.

Но если человек имеет высокий хронический тон, то он быстро вернется к своему социальному, когда неприятность или рестимуляция заканчиваются. Он может мгновенно упасть на дно шкалы в определенных неблагоприятных ситуациях, но и очень быстро подняться вверх.

Чем выше собственный хронический тон, тем короче время и меньшая глубина падения мгновенного – острого тона в случае внешних неприятностей или при рестимуляции.

Высокотоновый человек не оседает на шкале. Хотя он может упасть на дно ШТ в низкотоновой среде, он гибок и быстро восстанавливается, как только оказывается свободным от такого воздействия.

       Человек с высоким хроническим тоном падает по тону в горе всего на несколько минут, а затем «выныривает» и начинает активно действовать.

Человек с низким тоном в случае непрятности или рестимулирования падает в апатию на несколько дней.

       У детей достаточно высокий и хронический и социальный тон в детстве. Они еще не испорчены воспитанием и окружением, но потом их подавляют окружающие, накапливаются риджи и локи, и человек оседает вниз по шкале.

       Взрослых высокотоновых людей мало. Важное отличие высокотоновых людей в том, что они не остаются на шкале в узком ее диапазоне. Высокотоновые люди эмоционально подвижны, и легко перемещаются по шкале как вверх, так и вниз.

Высокотоновый человек проявляет мгновенную эмоцию – острый, мгновенный тон, соответственно обстоятельствам. Он испытывает нужную эмоцию в нужное время, он колеблется по всей шкале, он изменчивый. И чем лучше его состояние, тем более он движется по шкале вверх, и те быстрее восстанавливается после падения по тону. Кажется, что высокотоновый человек властвует над своими эмоциями, потому что не застревает в них, когда ситуация уже изменилась (он непосредственен как ребенок).

       Но низкотоновый человек всегда утверждают: «Эмоции тогда настоящие, когда они стихийные. Контролировать эмоции просто нечестно!» Наоборот, именно низкотоновый человек и фальшивит – он не испытывает нужную эмоцию по обстоятельству. Это человек, который, скорее всего, будет плакать на свадьбе или дико смеяться, когда кто-нибудь упадет и получит перелом. Это честная эмоция?

       Когда мы называем человека низкотоновым, мы не имеем в виду начальника, который рассердился (острый тон), когда увидел в мусорной корзине невыполненный заказ. Это не делает его человеком в тоне 1,5 (Гнев). Человек в 1,5 – это человек, который гневается постоянно.

       Когда мы упоминаем Страх, мы не имеем в виду охотника, который убегает от набросившегося на него медведя, когда ружье заклинило.

       Все, что не так с низкотоновым человеком – это его негибкость. Высокотоновые люди возвращаются на верх Шкалы тонов, низкотоновые же остаются зафиксированными внизу. Хотя они и могут чуть-чуть сдвинуться вверх или вниз, они никогда не выходят из узкого нижнего диапазона Шкалы тонов надолго.

       В нашей повседневной деятельности нас больше интересует состояние социального и хронического тона.

Мгновенный, острый тон обычно явно виден, если кто-то бьет молотком по капоту автомобиля, когда тот не заводится, то он в гневе. Если кто-то прячется в шкаф, когда сверкают молнии и гремит гром, то он в страхе.

       Немного попрактиковавшись, вы сможете быстро определять хронический тон, несмотря на защитное покрытие социальным тоном. Всю Шкалу Тонов можно рассматривать в аспекте как хронического, так и социального тона.

Диапозоны тонов:

1. Хронический тон это тон кейса тетана без тела.

Хронический тон находиться в диапазоне от –40,0 до +40,0!

 

2.Социальный тон человек набрасывает на себя для удобства жизни в теле и в обществе.

Его диапазон от 0 до +4,0

 

Острый, мгновенный тон – это реакция кейса.

острый тон находится в диапазоне от –40,0 до +40,0!

 

Пример: Человек имеет хронический тон «горе» (+0,5) и социальный тон «скука» (+2,5). Он проявил сильный интерес (+3,3) к повышению своих способностей – энтузиазм (+4,0). На этом этапе его мгновенный тон был: сильный интерес (+3,3), а затем энтузиазм (+4,0). На курсе обучения этот студент проходил специальные тренировочные упражнения, которые позволяют получить мгновенный эмоциональный тон +40,0. Это самый верх Полной Шкалы Тонов. Он и другие студенты после освоения этих тренировочных упражнений научились вызывать у себя этот наивысший тон по своему желанию.

Теперь представим себе другого человека. У него те же самые показатели: хронический тон- горе, социальный тон- скука. Жизнь нанесла ему сокрушительный удар, и он упал в тон: -30,0. Это ужасный мгновенный тон! Он ниже тона 0,0- смерть тела! После такого удара кейс этого человека ухудшается, и хронический тон может понизиться с горя (+0,5) на более низкие уровни… Допустим, до уровня (+0,375) или еще ниже. Может быть, что после этого удара этот человек оденет на себя другую маску социального тона, например, боль (+1,8) вместо скуки (+2,5).

           

                   Социальный и хронический тон человека можно при длительном общении и наблюдении за человеком. Но не всегда это возможно сделать. Иногда определить эти два тона необходимо сразу, например, во время короткого собеседования при приеме на работу или при случайном знакомстве.   

       Для точного определения трех тонов применяется очень полезный навык –наблюдение очевидного: обнозис.

 



Обнозис.

 

       Это слово составлено из двух английских слов «observing the obvious» – наблюдение очевидного.

       Тренировка по обнозису проводится следующим образом. Как научите кого-то видеть то, что есть? Вы ставите перед ним то, на что студент должен смотреть, а затем просите его сказать, что он видит.

 Обычно одного из студентов просят встать перед классом, а остальных студентов просят смотреть на него. Рядом стоит инструктор и постоянно спрашивает: «Что вы видите?» Первые ответы звучат примерно так: «Я вижу, что у него большой жизненный опыт». «О, вы это видите? Вы правда видите его опыт?» «Ну, судя по морщинам, я могу сказать, что он много пережил в жизни». «Все это логично. Но, что вы видите?» «О, я понял, я вижу морщины». «Хорошо!» Инструктор не принимает ничего, что нельзя увидеть простым глазом. «Я точно вижу, что у него есть уши». «Это хорошо. Но, вы видите оба уха с того места, где вы сейчас сидите?» «Нет. Я вижу отсюда, что у него есть левое ухо». Это правильный ответ. Не принимаются предположения, ни размышления. Студентам не должен бродить по своей памяти или строить логические доводы. Например, «У него хорошая осанка». «Хорошая по сравнению с чем?» «Он стоит прямее, чем большинство людей, которых я видел». «А они все сейчас здесь? Вы их видите прямо сейчас?» «Нет, но у меня в памяти есть их образы». «Хорошая осанка по сравнению с чем, из того, что вы видите прямо сейчас в настоящем времени?» «Он стоит прямее, чем вы. Вы слегка согнуты». «Я согнут прямо сейчас?» «Да». «Очень хорошо!» Ответ принимается.

       Цель обучения в том, чтобы привести студента в состояние, когда он сможет смотреть на предмет и видеть только то, что есть без обобщений, без размышлений и домыслов о том, что могло бы быть только на основании того, что он видит глазами в данный момент времени в данном месте.

   Цель обнозиса – исключить влияние аберрированного ума на входящий поток!

Увидеть то, что есть, что явно видно глазу. Все на самом деле поразительно просто.

       Студенты, практикуясь в обнозисе, узнают много новых фактов об особых физических и речевых показателях уровней тонов. Видеть и слышать на самом деле очень легко, если только смотреть и только слушать и слышать.

       Студенты, освоивающие обнозис общаются с прохожими под видом мнимого социологического опроса, настоящей целью такого общения является быстрое определение их на Шкале тонов.

       Цель – определить их социальный и хронический тон. Вопросы сформулированы в последовательности, позволяющей прорваться сквозь социальный механизм и обнаружить хронический тон. Вот несколько образцов вопросов, которые реально используются:

Мы проводим социологический опрос. Вы согласны ответить на несколько вопросов? (Если прохожий согласен, то переходим к главным вопросам).

Что в первую очередь бросается Вам в глаза при взгляде на меня?

Вопросы 1 и 2 определяют социальный тон человека

Когда Вы последний раз стриглись?

Как Вы считаете, работают ли сейчас люди так же много, как 30 или 50 лет назад?

3-й и 4-й вопрос определяют хронический тон человека.

Для полной ясности я иногда добавлял еще один свой вопрос:

Что будет, если зимой будет так же жарко, как и летом, а летом будет так же холодно, как зимой?

 5-й вопрос подтверждает хронический тон человека

Что студенту дают эти упражнения? Во-первых, готовность и умение общаться с кем угодно. В начале упражнения студенты очень тщательно выбирают, кого им остановить. Только пожилых женщин… никого, кто смотрит сердито… Или только опрятно одетых людей… В конечном итоге, они просто останавливают первого встречного, даже, если тот выглядит, как прокаженный, и еще вооружен. Но для студента это всего лишь следующий собеседник. Студенты теперь становятся способны без колебаний установить тон человека. Они говорят: «У него хронический 1,1, социальный тон 3,5, но очень неискренний». Это именно то, что есть, и они видят это».

После освоения обнозиса и опроса на улице, по меньшей мере 15-ти человек, студенту дают следующие дополнительные упражнения.

Проведите обнозис, определите хронический тон у пяти человек, подстройтесь под хронический тон собеседника.

Со следующими пятью опуститесь ниже их хронического тона и понаблюдайте, что произойдет при общении.

Со следующими пятью пообщайтесь в более высоком хроническом тоне, чем у них.

После освоения этих дополнительных упражнений студенты могут гибко и точно принимать по желанию любой тон и очень убедительно изображать его. Это полезно во многих ситуациях и очень весело. Студенты становятся знатоками в преодолении проблемы общения в реальной жизни. Уверенность, легкость и непринужденность в общении с людьми у студентов настолько возрастают, что поверить в это можно, лишь увидев это собственными глазами или испытав это на себе. Наиболее частая просьба: «Не могли бы мы на этом курсе еще немного позаниматься обнозисом? Мы им занимались очень мало». Эта просьба очень смешит инструкторов, т.к. в начале обнозиса эти же студенты говорили, что если вы будете выгонять меня на улицу проводить обнозис, я брошу обучение».

 

Примеры обнозиса:

1. Женщина около 50 лет, аккуратно одетая, строгая. На автобусной остановке.

Вопрос №2: … Ответ: «Уверенность». При этом она с интересом и вниманием, но без удивления осмотрела меня, и я увидел ее готовность выслушать следующий мой вопрос.

Вопрос №3: … Ответ: «Два месяца назад». Разочарованно и лениво отвела взгляд и стала поглядывать по сторонам. Она искала что-то более интересное, чем я и мои вопросы. Оглядывает людей. При этом ее взгляд не находит ничего интересного.

Вопрос №4: … «Меньше», Незаинтересованно посмотрела на меня и также незаинтересованно смотрит по сторонам. Ее взгляд скользил с равным временем для осмотра каждого из объектов, в том числе и меня. Ее движения ленивы и плавны. Нет лишних движений. Но и не избегает контакта, следовательно тон выше +2,0.

Вывод: социальный тон – умеренный интерес (+2,9), хронический тон – скука (+2,5).

 

2-ой человек - мужчина, примерно 30 лет, одет просто и аккуратно, лениво, без лишних движений, медленно идет по улице. Взгляд блуждает по окружающим объектам без задержек, без интереса, с равным временем для осмотра каждого из объектов. Когда я подошел и обратился с вопросом №1, он лениво остановился и включил меня в число окружающих предметов, на которые он смотрит. На все три вопроса был ответ «Не знаю». не избегает общения, но и не был заинтересован в нем. Слушая мои вопросы и отвечая на них, зевает и продолжал осматривать свое окружение ленивым взглядом. Задержка общения около 3 сек. Ему лень обдумать ответы, просто нужно что-то сказать. После разговора со мной он лениво двинулся в прежнем направлении.

Мой вывод: социальный тон – скука (+2,5). Хронического тона апатия (+0,05).

3-й и 4-й  – мужчина и женщина, околов 40 лет. Я заметил их на большом расстоянии от себя. Они шли рядом, на окружающих не обращали внимания, увлечены разговором, разговаривают спокойно, глядя прямо друг на друга. Их внешний вид говорил о том, что они внимательны к своей внешности: «состояние их вещей вполне хорошее». Когда я обратился к ним, они посмотрели на меня прямо, спокойно, но без сильного интереса, без удивления, они просто присутствовали в данном моменте и спокойно ждали моих вопросов. Сначала я задал вопросы женщине. Вот ответы:

№2: «Очки» – спокойный ответ, но появился интерес, и она стала меня внимательнее рассматривать, затем все ее внимание обратилось ко мне.

№3: «2,5 месяца назад, а зачем Вам это» – появилась улыбка, с интересом в глазах ждет следующего вопроса и даже проявляет нетерпение, стала подниматься и опускаться на каблуках.

№4: «Пожалуй, некоторые стали работать чуть-чуть больше», - она ответила веселым голосом.

       Потом я задал вопросы мужчине:

№2: «Очки. Она права»,- сказал он, спокойно и уверенно, без скуки и без интереса, но и не весело. Чувствовалось «сдержанное согласие».

№3: «Две недели назад»,- очень уверенный ответ, без веселья, без скуки и без интереса. Он держал какое-то постоянство в интонациях. Его лицо не менялось- было ровное и спокойное. Он не отводил от меня взгляда.

№4: «Кто работал, тот и работает, а кто не работал - тот и сейчас не работает». (+3,0!) Его лицо не изменилось - спокойное и сдержанное.

       После моих вопросов они пошли дальше, продолжая свой разговор таким голосом, чтобы отчетливо слышать друг друга, и не громче. Голоса ровные, они внимательны к теме прерванного мной разговора и друг к другу.

Выводы: Женщина - социальный тон – консерватизм (+3,0) для общения с собеседником, который тоже в 3,0, при моем появлении тон вырос до сильного интереса (+3,3). Хронический тон – веселье (+3,5).

Мужчина - социальный и хронический тон консерватизм (+3,0).

5-й человек – мужчина средних лет. Идет быстрой походкой, бросает возмущенные взгляды по сторонам, его все вокруг раздражает. Я остановил его и попросил разрешения задать ему вопросы. Смотрит с неприязнью: «Да! Отвечу, но только быстро!» и стал прямо смотреть на меня «как на мишень» (Гнев?!). Взгляд неприятен. Он мне не понравился.

№2: «Ничего хорошего я в Вас не вижу» – честный прямой парень (антагонизм (+2,0) или гнев (+1,5)).

№3: «Вообще не стригусь. Терпеть этого не могу!»- я понял, что я его раздражаю, он почти готов разорвать общение, его взгляд уходить вправо от меня.

№4: «10% работают больше, а 90% работают меньше». Произношение жесткое, резкое, раздражение в голосе. Он стал смотреть в ту сторону, куда шел до встречи со мной, и про «90%» уже говорил в ту сторону. Я понял, что я его раздражаю. (Антагонизм!)

       Вывод: социальный и хронический тон – антагонизм (+2.0.

     6-й человек – мужчина, примерно 50 лет, идет довольно бодро, с небольшим интересом рассматривает окружающих людей, с интересом взглянул и на меня: «Что это у меня за тетрадь в руке?»

№2: «Любопытство»- его интерес ко мне возрос, он стал меня подробнее рассматривать, заинтересовался, как точно я записал его ответ в тетрадь. Он поднялся до сильного интереса (+3,3).

№3: «20 дней назад»,- его взгляд говорил о том, что он удивился вопросу. Он заинтересовался вопросами еще больше - стал рассматривать записи ответов других людей. (Тон «сильный интерес» (+3,3) стал более «громким» по силе проявления).

№4: «Не умеют все работать! Все совершенно обленились! Бездельники!»- его голос зашипел от злобы. Он говорил сквозь зубы, лицо, взгляд стали неприятны, голос шипящий, кулаки сжались.

       Вывод: социальный тон - от среднего (+2,9) до сильного интереса (+3,3). Хронический тон – гнев (+1,5), очень сильный по «громкости». Мой вопрос №4 все же процарапал защитный слой социального тона.

       7-й человек – около 25 лет. Идет со скучающим взглядом, без всякого интереса смотрит вокруг. Движения ленивы, оглядывается, как будто ищет что-то интересное.

№2: «Не знаю», взгляд ленивый, осмотрел меня так же, как он осматривал окружающие объекты до встречи со мной. Его взгляд на мне не задержался, продолжая блуждать по сторонам. Он не избегал смотреть на меня. Явная скука: +2,5.

№3: (Когда я задал вопрос №3, он вздрогнул): «Два месяца назад, но я обязательно скоро пойду постригусь, вы не волнуйтесь», – его взгляд сразу ушел в сторону и стал блуждать. Он больше не смотрит на меня. В его позе испуг: он напрягся, как будто хочет спрятаться или скрыться. Отвечает испуганным голосом.

№4: «Боюсь (!) точно сказать. Одни работают больше, другие – меньше» говорит, не глядя на меня, глаза бегали по сторонам. (Страх: +1,0) Для окончательной проверки я задал вопрос №5. Его ответ был такой: «Это будет ужасно. Все живое погибнет». После нашего разговора он пошел быстро-быстро, почти бегом. В его позе был страх.

       Выводы: социальный тон – скука (+2,5), хронический тон- страх (1,0).

        

       8-й человек:

№2: «Очки!»- весело и с интересом смотрит на меня.

№3: «6 месяцев прошло»,- весело.

№4: «Не думаю!»- резко. Антагонизм (+2,0)

№5: «Не представляю себе этого»- антагонизм (+2,0). Его внешний вид говорил: «Ты- дурак, что задаешь такие вопросы. Нашел, что спросить!» Здесь явно хронический тон антагонизм, а социальная маска – сильный интерес (+3,3)- веселье (+3,5).

 

       Определение тона человека путем наблюдения.

Женщина в магазине (август 1998г.)

Мой вопрос: «Что интересного можно найти в этом магазина?»

Ее ответ: «Здесь все очень интересно», – с любопытством смотрит на товары. «Интересно, что это там привезли. Я отсюда не вижу» – проявляет интерес. Социальный тон –интерес (+3,3).

Мой вопрос: «Как вы думаете, что лучше было бы купить сейчас?»

Ее ответ: «Я слышала, что в других местах уже все товары пропали. Я боюсь, что все продукты скоро в городе закончатся. Уже завтра ничего может не быть». Ее взгляд при этом смотрит куда-то мимо меня, в стену, хотя она разговаривает со мной. Взгляд испуганный, поза настороженная. Она часто и с испугом поглядывает по сторонам и оглядывается назад. Голос взволнованный. Хронический тон – страх (+1,0).

2. Мужчина в том же магазине, стоит в очереди (август 1998г.). Лениво рассматривает прилавок, стараясь найти хоть что-то интересное, зевает, бесцельно копается в своей сумке. Видно, что он не находит ничего интересного. Социальный тон – скука (+2,5). Я у него спросил: «А этот магазин закрывается на обеденный перерыв?» Он мне ответил: «Да! Скоро магазин закроется на обеденный перерыв, а они все копаются! Вот какая очередь большая, а они (покупатели) все выбирают и выбирают. Все выбрать не могут. Эй, вы там, быстрее соображайте!» При этом он подскокивает к продавцу и к тем, кто ближе от прилавку и кричит: «Ну, соображайте скорее. Дайте и другим успеть купить». Его голос имеет оттенок рычания, глаза смотрели прямо на тех, кого он избрал «мишенью» для крика. Взгляд очень неприятный, гневный. Мне показалось, что он сейчас кого-нибудь оттолкнет или ударит. Он с трудом сдерживался. Хронический тон – гнев (+1,5).

       1. Мужчина в поезде метро. Спокойный, без лишних движений. По сторонам не смотрит, проходящих по вагону пропускает и тут же занимает то же место, где стоял. Голова поднята, спина прямая. Социальный тон – консерватизм (+3,0). На вопрос: «Что во мне очевидного?» – задержка больше десяти секунд, задает «проясняющие вопросы»: «А зачем тебе это? А почему ты у меня спросил?» Перед каждым вопросом пауза, он обдумывал свой ответ. Вопросы заинтересованные, лицо открытое, глаза просто смотрели. Взгляд не подавляющий, заинтересованный, но без оживленности. На вопрос о стрижке он ответил советом: «Тебе надо подстричься. Стричься надо раз в месяц». Хронический тон – также консерватизм (+3,0).

2. Молодой человек в поезде метро со скучающим взглядом лениво рассмотрел свои часы на руке. Медленно, без интереса, осмотрел всех вокруг. Социальный тон – скука (+2,5). На вопрос: «Что во мне очевидного?» моментально грубо ответил: «А вот то и очевидно, что спрашиваешь». Его глаза смотрят в упор, «как на мишень». Взгляд неприятный, напряженное злое лицо, тело неподвижное. Дальше: «Еще есть вопросы?» с интонацией: «Пошел вон!!!». Ясно, что хронический тон – гнев (+1,5).

3. Женщина идет с ребенком по улице. Она дергает его за руку, заставляет идти рядом, а ребенок отстает. Ее социальный тон – антагонизм (+2,0). Ребенок отстает и плачет – жертва (+0,1). На вопрос №1: «Я провожу социологический опрос. Вы согласны ответить на несколько вопросов?» она отвернулась и быстро свернула в сторону (антагонизм!), фактически убежала. Хронический тон страх (+1,0). Ребенок заулыбался, посмотрел заинтересованно, что-то хотел сказать (социальный тон, скорее всего, веселье или интерес), но мама не дала.

4. У рынка небритый грязный мужчина. Перед ним на тряпке лежат мелкие деньги. Он зарабатывает, изображая «жертву» (+0,1). Социальный тон – «жертва». Женщина подает ему мелочь в руки мелочь. Подходит небыстро, с осторожно, с лицом как у готового заплакать ребенка. Ее острый тон – сочувствие, как задабривание (0,9 как 0,8).

5. У входа в дорогой магазин стоит важный мужчина с начальствующим видом и в соответствующей одежде. Рядом с ним стоит молодой человек и улыбается ему поддельной неискренней улыбкой (это может быть +0,8). Важный мужчина что-то сказал, и молодой человек как-то быстро и суетливо достал пачку сигарет и зажигалку из кармана и предложил важному мужчине. Важный мужчина закурил и даже ничего не сказал, но молодой человек и не обиделся. Затем мужчина стал бросать фразы, как хозяин командует собакой, свысока, в тоне не ожидающей возражения уверенности в своей правоте: лениво, воспитывающе.

       Тон важного мужчины – несочувствие (+1,2), он явно подавляет своего спутника. Тон молодого человека – заглаживание вины (+0,375), он время от времени заглядывает хозяину в глаза, боясь обидеть. Так смотрит собака на жестокого хозяина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: