Вопросы для самоконтроля

ЛЕКЦИЯ 1.

Тема:  Лексикология как наука о словарном составе русского языка.

План.

1. Литературный русский язык и формы его существования (кодифицированная и разговорная). Статус русского языка. Русский язык как язык мирового общения.

2. Предмет и задачи лексикологии как науки и учебной дисциплины.

3. Слово как многоаспектная единица, функционирующая на всех уровнях языка. Сущность слова. Признаки слова.

Рекомендуемая литература.

1. Калинин, А.В. Лексика русского языка. (Стилистическое наследие): учебное пособие / А.В. Калинин. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 320 с. — ISBN 978-5-9765-1344-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/119346 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Кишина, Е.В. Лексикология современного русского языка: учебное пособие / Е.В. Кишина. — Кемерово: КемГУ, 2014. — 116 с. — ISBN 978-5-8353-1720-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/61418 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка: учебное пособие / Л.Г. Самотик. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 510 с. — ISBN 978-5-9765-1393-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/100085 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

1. Современный русский язык – это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны.

2. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, кодифицированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения.

3. Современный русский литературный язык – это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей особенностью его является нормированность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу. Различают две формы языка устную и письменную. Устная исконная, это та форма, в которой первоначально существует любой язык. Письменная форма возникла из потребности общества передать информацию далеким собеседникам или другому поколению. Устная форма речи характеризуется спонтанностью, неподготовленностью. Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому к этой речи можно не раз обращаться. Письменная и устная речь осуществляется в диалогичной и монологичной форме.

4. Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы: восточная (языки русский, украинский, белорусский); западная (языки польский, чешский, словацкий, лужицкий); южная (языки болгарский, македонский, сербскохорватский [хорватскосербский], словенский).

5. Русский язык выполняет три функции: 1) национального русского языка: 2) одного из языков межнационального общения народов России; 3) одного из важнейших мировых языков.

 

 Лексика (от rp. lexikos «относящийся к слову») – это совокупность слов языка, диалекта, какого-либо произведения и т. п.

  Лексикология (от гр. lexikos «относящийся к слову», logos «учение») –  наука о лексике, раздел языкознания, который изучает словарный состав языка.

Различаются:

· лексикология историческая, изучающая формирование словарного состава в его развитии,

· лексикология описательная, занимающаяся вопросами значения слова, объемом, структурой словарного состава и т.п., т.е. рассматривающая разнообразные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе.

Богатейший словарный запас современного русского языка может быть рассмотрен с различных точек зрения. Большое внимание должно быть уделено вопросам, связанным с проблемой «слово и его значение». Изучением этих вопросов занимается семасиология, или семантика (от гр. semasia значение, logos учение; se/nantikos обозначающий).

Лексикология изучает словарный состав языка с исторической точки зрения со стороны происхождения и формирования.

Лексикология уделяет внимание и устаревшим словам: историзмам и архаизмам.

Одна из главных задач лексикологии – изучение стилистической неоднородности словарного состава русского языка.

Русская лексика неоднородна и с точки зрения сферы употребления слов. Наряду со словами общенародными (т. е. употребляемыми людьми разных профессий), бытующими на всей территории, где распространен русский язык, есть много слов узкопрофессиональных; диалектных; жаргонных и др.

С лексикологией тесно связаны:

· фразеология – наука об устойчивых сочетаниях слов;

· лексикография наука о словарях.

 

Каждое слово имеет форму и содержание. Форма слова это его звуковая (а на письме буквенная) оболочка, это та внешняя сторона, без которой слово не может быть услышано, увидено. Внутренняя сторона слова, содержание это его смысл, значение.

Слово – это звук или комплекс звуков, имеющий значение и употребляющийся в речи как некое самостоятельное целое. Значение слова это его соотнесенность, связь с определенными явлениями действительности. Так, значения слов термометр 'прибор для определения температуры', изморось 'очень мелкий дождь', истребить 'уничтожить, погубить', добродушный 'добрый, мягкий по характеру' и т. д. Главная функция слова в языке назывная, или номинативная (от лат. потеп имя, название).

Слова служат прежде всего названиями предметов, явлений, действий, признаков, отношений и т. д. Для лексикологии (исторической) важным является вопрос о происхождении слова, его семантике, сфере употребления, стилистической принадлежности и т.д. в разные периоды развития языка. С точки зрения грамматической выявляется принадлежность слова к той или иной части речи, присущие слову грамматические значения и грамматические, роль слов в предложении. Все это дополняет лексическое значение слова.

Слово может называть не только конкретный, в настоящее время ощущаемый (т. е. видимый, слышимый, осязаемый и т. п.) предмет, но и понятие.

Понятие – это обобщенное представление, объединяющее в сознании человека предметы, явления действительности по их существенным, важнейшим признакам. Не все слова могут называть понятия, например, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия (они непосредственно выражают чувства, но не служат названиями этих чувств), местоимения, имена и фамилии людей.

 Рассмотрим дифференциальные признаки, свойственные большинству лексических единиц.

1. Всякое слово имеет фонетическую (а для письменной речи - графическую) оформленность. Оно состоит из ряда фонем (реже - из одной фонемы).

2. Словам присуще определенное значение.

Звуковая оформленность слова – внешняя, материальная сторона, представляющая собой форму слова. Его значение - внутренняя ипостась, означающая его содержание. Форма и содержание слова неразрывно связаны: слово не может быть воспринято, если мы его не произнесем (или не напишем), и не может быть понято, если произносимые сочетания звуков лишены значения.

3. Слова характеризует постоянство звучания и значения. Никто не вправе изменить фонетическую оболочку слова или придать ему несвойственное значение, потому что форма и содержание слова закреплены в языке.

4. Слова (в отличие от словосочетаний) непроницаемы: любое слово выступает в виде целостной единицы, внутрь которой нельзя вставить другое слово, тем более несколько слов. Исключения представляют отрицательные местоимения, которые могут быть разделены предлогами (никто - ни у кого, ни с кем).

5. Слова имеют лишь одно основное ударение, а некоторые могут быть и безударными (предлоги, союзы, частицы и др.). Однако нет таких слов, которые имели бы два основных ударения. Недвуударность слова отличает его от устойчивого (фразеологического) сочетания, обладающего целостным значением (кот наплакал, без царя в голове).

6. Важным признаком слов является их лексико-грамматическая отнесенность: все они принадлежат к тем или иным частям речи и имеют определенную грамматическую оформленность.

7. Цельность и единооформленность отличают слова от словосочетаний. У сложных слов типа свежемороженый, радиопостановка, вертихвостка и под. грамматические признаки выражает лишь одно окончание. Правда, есть словаисключения, обладающие двуоформленностью: белый-белый, пятьсот; ср.: белого-белого, пятистам.

 8. Все слова характеризует воспроизводимость: мы их не конструируем каждый раз заново из имеющихся в языке морфем, а воспроизводим в речи в том виде, в каком они известны всем носителям языка. Это отличает слова от словосочетаний, которые мы строим в момент высказывания.

9. Слова отличает преимущественное употребление в соединении с другими словами: в процессе общения из слов мы строим словосочетания, а из последних – предложения.

10. Одним из признаков слов является изолируемость. Слова, в отличие от фонем и морфем, могут восприниматься и вне речевого потока, изолированно, сохраняя при этом присущее им значение.

11. Важнейшим признаком многих слов является номинативность, т. е. способность называть предметы, качества, действия и т. д. Правда, служебные части речи, междометия, модальные слова, а также местоимения не обладают этим признаком.

12. Фразеологичность, или идиоматичность, означает, с одной стороны, немотивированность его лексического значения (никто не знает, почему, например, слова дом, дым, быть, пить получили присущее им лексическое значение), с другой стороны - несвободную связь между морфемами, составляющими слово (те или иные словообразовательные модели допускают употребление лишь определенных морфем, исключая свободную замену их другими).

Вопросы для самоконтроля.

1. Определите статус и функции русского языка.

2. В чем особенности литературного языка?

3. Что означает термин лексика?

4. Что составляет предмет изучения лексикологии и каковы ее задачи?

5. Каковы дифференциальные признаки слова?

6. Какие слова обладают не всеми дифференциальными признаками слова и почему?

 

Глоссарий

1. Лексика (гр. lexikos «словесный, словарный») служит для обозначения словарного состава языка.

2. Лексикология (гр. Lexis – слово + logos учение) называется раздел науки, изучающий лексику.

3. Семантика (от гр. Semasia значение, logos учение; semanticos - обозначающий) – раздел языкознания, изучающий лексические значения слова, их типы, развитие и изменения.

4. Слово – центральная номинативная единица языка.

 

Домашнее задание.

1. Подготовить картотеку (терминологический минимум): выписать все термины, приведенные в лекции на карточки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: