Предпринимаются меры по информированию населения об энергосбережении, выпускаются брошюры и плакаты, проводятся симпозиумы и используются средства массовой информации. Устанавливаются «День энергосбережения», «Месячник энергосбережения» и «Генеральная проверка энергосбережения» для обучения населения и повышения общественной активности.
Оборудование должно маркироваться таким образом, чтобы обычные покупатели могли выбрать наиболее экономичные модели. Правила маркировки оборудования по энергоэффективности устанавливают ММТП и другие министерства.
Закон устанавливает и другие требования, касающиеся финансовых и налоговых мер по стимулированию энергосбережения. Закон также устанавливает порядок представления отчетов, проведения инспекторских проверок и наложения штрафов.
Закон предусматривает возможность внесения необходимых изменений в отдельные статьи в соответствии с изменением конъюнктуры.
Ввиду наблюдающегося роста энергопотребления из-за низких цен на энергоносители предусматриваются специальные финансовые и технические мероприятия для снижения удельного энергопотребления в промышленности и в коммунальной сфере.
На предприятиях Японии широко практикуется работа «кружков качества» – малых групп, объединяющих работников компании, которые самостоятельно и при содействии руководящих работников разрабатывают и внедряют предложения по рационализации и совершенствованию труда на предприятии, в том числе по экономии энергии.
Эту работу инициирует и стимулирует руководство фирмы. Работа кружка может проводиться по-разному – в рабочее время (около 1 часа) и во внерабочее время, может поощряться материально или нет, но всегда поощряется морально. Деятельность «кружков качества» дает громадный материальный эффект.
«Кружки качества» – это лишь одна из структур, участвующих в развитой системе борьбы за эффективность производства. Деятельность по энергосбережению в более широком плане организуется посредством следующих структур:
• линейной организации, основанной на обычной производственной структуре предприятия;
• бригады по выполнению проекта, состоящей из специально выделенных сотрудников;
• малой группы контроля качества.
Линейная организация способна объединить все структуры предприятия сверху донизу. Ее преимущества – хорошая структурированность и управляемость. Однако у нее есть и определенные недостатки. В рамках линейной организации сотрудники стараются уклониться от ответственности. Система со временем становится стереотипной. Разработанный план модернизации иногда не соответствует реальной производственной ситуации. Управленческие структуры имеют зачастую теоретическое, а не реальное представление о положении дел.
Линейная организация эффективна на первичном этапе внедрения энергосберегающих мероприятий.
Бригада по выполнению проекта (БВП) – это временный коллектив специалистов, нацеленный на решение определенной задачи. Бригада распускается, если рассматриваемая проблема решена или передана линейной организации.
Преимущества БВП – это ее мобильность, высокая степень готовности к разработке перспективных тем, требующих длительного периода сложных исследований. Однако в ряде случаев результаты деятельности БВП не доходят до основной массы сотрудников, занятых в производстве.
Малая группа контроля качества (ГКК) основана на привлечении к ее деятельности всех, в том числе рядовых сотрудников предприятия, т.е. тех, кто непосредственно занят в производственной сфере, кто реально использует энергию и реально участвует в выполнении энергосберегающих мероприятий. В рамках ГКК сотрудники работают над темами по энергосбережению.
Обычно ГКК насчитывает 5–10 высококвалифицированных специалистов, осуществляющих постоянный самоконтроль и повышающих качество своей работы. Их деятельность в значительной степени поддерживается линейной организацией. При поддержке линейной организации организуются обсуждения, сбор и анализ информации, формулируются пути практического решения задач.
Деятельность ГКК развивается в рамках прекрасно разработанных и одновременно гибких методик. Используется, например, программа «семи приемов контроля качества», включающая следующие этапы:
1) формулировку темы;
2) анализ ситуации и формулировку задачи;
3) планирование мероприятий;
4) анализ причин и следствий (временной аспект, обобщение, текущие изменения, взаимосвязи);
5) рассмотрение и реализация контрмер;
6) проверку результатов;
7) стандартизацию и контроль.
Соответственно используются «семь приемов» представления результатов:
1) графики по нарастающему итогу;
2) причинно-следственные диаграммы;
3) графики и диаграммы;
4) листки контроля;
5) гистограммы;
6) статистические диаграммы;
7) диаграммы контроля.
Основные принципы деятельности ГКК:
• полное раскрытие потенциала каждого человека и, в конечном счете, развитие потенциала группы;
• улучшение условий труда так, чтобы работа становилась приятной, жизненно важной и приносящей удовлетворение;
• внесение вклада в улучшение и развитие предприятия.
Исполнители и руководители обеспечивают условия, при которых деятельность ГКК содействует укреплению предприятия; их задачи при этом состоят в следующем:
1) направлять интересы участников ГКК на превращение трудовой деятельности в важный аспект жизни работников;
2) оказывать поддержку группам ГКК, вносящим свой вклад в реформы и рост предприятия;
3) не проявлять торопливость в получении экономической выгоды;
4) в первую очередь оказывать людям помощь в развитии их потенциальных возможностей. Добиться, чтобы обстановка на предприятии содействовала полному раскрытию потенциала работников;
5) поддерживать творческую самодеятельность сотрудников предприятия;
6) проводить четкую политику поддержки деятельности ГКК и создать организационные структуры для этой поддержки;
7) организовывать работу по повышению квалификации сотрудников;
8) планомерно разъяснять рабочим и служащим политику управления на предприятии;
9) поощрять и стимулировать деятельность работников предприятия в ГКК;
10) оказывать поддержку участию групп ГКК в презентациях во внешних структурах.
ГКК, широко внедряемые в японской промышленности, являются мощной движущей силой экономического развития Японии.
Задание на СРС:
1. Каковы механизмы реализации энергосберегающей политики в Дании?
2. Каковы основные тенденции и механизмы реализации энергосберегающей политики в России?
3. Опыт энергосбережения в Казахстане.






