Д. Информирование потребителя

Предпринимаются меры по информированию населения об энергосбережении, выпускаются брошюры и плакаты, проводятся симпозиумы и используются средства массовой информации. Устанавливаются «День энергосбережения», «Месячник энергосбережения» и «Генеральная проверка энергосбережения» для обучения населения и повышения общественной активности.

Оборудование должно маркироваться таким образом, чтобы обычные покупатели могли выбрать наиболее экономичные модели. Правила маркировки оборудования по энергоэффективности устанавливают ММТП и другие министерства.

Закон устанавливает и другие требования, касающиеся финансовых и налоговых мер по стимулированию энергосбережения. Закон также устанавливает порядок представления отчетов, проведения инспекторских проверок и наложения штрафов.

Закон предусматривает возможность внесения необходимых изменений в отдельные статьи в соответствии с изменением конъюнктуры.

Ввиду наблюдающегося роста энергопотребления из-за низких цен на энергоносители предусматриваются специальные финансовые и технические мероприятия для снижения удельного энергопотребления в промышленности и в коммунальной сфере.

На предприятиях Японии широко практикуется работа «кружков качества» – малых групп, объединяющих работников компании, которые самостоятельно и при содействии руководящих работников разрабатывают и внедряют предложения по рационализации и совершенствованию труда на предприятии, в том числе по экономии энергии.

Эту работу инициирует и стимулирует руководство фирмы. Работа кружка может проводиться по-разному – в рабочее время (около 1 часа) и во внерабочее время, может поощряться материально или нет, но всегда поощряется морально. Деятельность «кружков качества» дает громадный материальный эффект.

«Кружки качества» – это лишь одна из структур, участвующих в развитой системе борьбы за эффективность производства. Деятельность по энергосбережению в более широком плане организуется посредством следующих структур:

•   линейной организации, основанной на обычной производственной структуре предприятия;

•   бригады по выполнению проекта, состоящей из специально выделенных сотрудников;

•   малой группы контроля качества.

Линейная организация способна объединить все структуры предприятия сверху донизу. Ее преимущества – хорошая структурированность и управляемость. Однако у нее есть и определенные недостатки. В рамках линейной организации сотрудники стараются уклониться от ответственности. Система со временем становится стереотипной. Разработанный план модернизации иногда не соответствует реальной производственной ситуации. Управленческие структуры имеют зачастую теоретическое, а не реальное представление о положении дел.

Линейная организация эффективна на первичном этапе внедрения энергосберегающих мероприятий.

Бригада по выполнению проекта (БВП) – это временный коллектив специалистов, нацеленный на решение определенной задачи. Бригада распускается, если рассматриваемая проблема решена или передана линейной организации.

Преимущества БВП – это ее мобильность, высокая степень готовности к разработке перспективных тем, требующих длительного периода сложных исследований. Однако в ряде случаев результаты деятельности БВП не доходят до основной массы сотрудников, занятых в производстве.

Малая группа контроля качества (ГКК) основана на привлечении к ее деятельности всех, в том числе рядовых сотрудников предприятия, т.е. тех, кто непосредственно занят в производственной сфере, кто реально использует энергию и реально участвует в выполнении энергосберегающих мероприятий. В рамках ГКК сотрудники работают над темами по энергосбережению.

Обычно ГКК насчитывает 5–10 высококвалифицированных специалистов, осуществляющих постоянный самоконтроль и повышающих качество своей работы. Их деятельность в значительной степени поддерживается линейной организацией. При поддержке линейной организации организуются обсуждения, сбор и анализ информации, формулируются пути практического решения задач.

Деятельность ГКК развивается в рамках прекрасно разработанных и одновременно гибких методик. Используется, например, программа «семи приемов контроля качества», включающая следующие этапы:

1) формулировку темы;

2) анализ ситуации и формулировку задачи;

3) планирование мероприятий;

4) анализ причин и следствий (временной аспект, обобщение, текущие изменения, взаимосвязи);

5) рассмотрение и реализация контрмер;

6) проверку результатов;

7) стандартизацию и контроль.

Соответственно используются «семь приемов» представления результатов:

1) графики по нарастающему итогу;

2) причинно-следственные диаграммы;

3) графики и диаграммы;

4) листки контроля;

5) гистограммы;

6) статистические диаграммы;

7) диаграммы контроля.

Основные принципы деятельности ГКК:

•   полное раскрытие потенциала каждого человека и, в конечном счете, развитие потенциала группы;

•   улучшение условий труда так, чтобы работа становилась приятной, жизненно важной и приносящей удовлетворение;

•   внесение вклада в улучшение и развитие предприятия.

Исполнители и руководители обеспечивают условия, при которых деятельность ГКК содействует укреплению предприятия; их задачи при этом состоят в следующем:

1) направлять интересы участников ГКК на превращение трудовой деятельности в важный аспект жизни работников;

2) оказывать поддержку группам ГКК, вносящим свой вклад в реформы и рост предприятия;

3) не проявлять торопливость в получении экономической выгоды;

4) в первую очередь оказывать людям помощь в развитии их потенциальных возможностей. Добиться, чтобы обстановка на предприятии содействовала полному раскрытию потенциала работников;

5) поддерживать творческую самодеятельность сотрудников предприятия;

6) проводить четкую политику поддержки деятельности ГКК и создать организационные структуры для этой поддержки;

7) организовывать работу по повышению квалификации сотрудников;

8) планомерно разъяснять рабочим и служащим политику управления на предприятии;

9) поощрять и стимулировать деятельность работников предприятия в ГКК;

10) оказывать поддержку участию групп ГКК в презентациях во внешних структурах.

ГКК, широко внедряемые в японской промышленности, являются мощной движущей силой экономического развития Японии.

 

 

Задание на СРС:

1. Каковы механизмы реализации энергосберегающей политики в Дании?

2. Каковы основные тенденции и механизмы реализации энергосберегающей политики в России?

3. Опыт энергосбережения в Казахстане.




double arrow
Сейчас читают про: