Понятие и основные концепции власти

ЛЕКЦИЯ № 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Понятие и основные концепции власти

Структура и механизм воздействия политической власти на условия жизни общества

Понятие и основные концепции власти

 

Власть является одним из центральных понятий в политологии. Без вы­яснения сущности власти, ее характера многое становится непонятным в природе государства, политических институтов и самой политики.

Этим объясняется постоянный интерес к природе, механизмам функ­ционирования политической власти. Большинство трактовок политической власти в ранней истории социально-политической мысли связывается с необ­ходимостью порядка и согласия между людьми, с оптимальным управлением и регулированием человеческих отношений. Аристотель в «Политике» ут­верждал, что власть необходима для организации и регулирования «общения между людьми», по его мнению, верховная власть повсюду связана с поряд­ком государственного управления.

Но тот же Аристотель обращал внимание на возможность злоупотребле­ния властью, когда цели власти (достижение порядка и блага для государст­ва), подменяются достижением чистой пользы. Расхождение целей власти приводит к определенному отчуждению власти имущих от власти управляе­мых. Для преодоления такого рода отчуждения власти, злоупотребления ею, было разработано большое количество рецептов, от проектов «смешанной власти» (Н. Макиавелли), «разделения властей» (Дж. Локк, Ш. Монтескье), механизмов «сдержек и противовесов» (Т. Джефферсон, А. Гамильтон) до идей полной ликвидации государственно-публичной власти (М. Штирнер, М. Бакунин, П. Кропоткин).

Явное или скрытое присутствие власти в многообразных человеческих отношениях, двойственная форма ее проявлений приводит к тому, что поня­тие власти употребляется в самых разных смыслах. Условно можно сгруппи­ровать употребление понятия «власти» как в обыденном языке, так и в научной литературе:

1) для обозначения способности обладателя власти реализовать свои интересы, навязывать свою волю другим;

2) властью называют результат или способ целенаправленного влияния;

3) под властью понимают само отношение между людьми, специфика которого заключается во взаимодействии, направленном на достиже­ние согласия, равновесия зачастую противоположных сил.

В научной литературе все многообразие подходов к определению власти типологизируется на две большие группы подходов. Первый подход, условно называемый атрибутивно-субстанционным, исходит из понимания власти как атрибута, свойства субъекта. В свою очередь он подразделяется на несколько групп.

1) Потенциально-волевые концепции, которые исходят из определения власти как способности или возможности навязывания воли каким-либо политическим субъектом. В основном данный подход характерен для немецкой политической мысли. Так для К. Маркса политическая власть это - «воля экономически господствующего класса»; власть для Ф. Ницше - «энергия и воля сверхчеловека». По классическому определению М. Вебера власть – «любая возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается».

В таких концепциях детально разрабатываются темы, связанные с природой способностей субъекта обладать властью, проблема лидерства анализируются такие категории, характеризующие власть, как: господство, подчинение. Но из зоны внимания данных концепций пропадают цели власти, способ ее воздействия, власть большой частью понимается как одностороннее действие со стороны субъекта.

2) Инструментально-силовые концепции власти обращают внимание на средства и формы реализации власти. В основном данная группа концепций разрабатывается в русле англо-американской традиции, где власть рассматривается как реальное средство принуждения, форма силового воздействия. Так в работах сторонников школы «политического реализма» Д. Кэтлина, Г. Моргентау власть определяется как силовое воздействие политического субъекта, контролирующее определенные ресурсы и при необходимости использующее даже прямое насилие.

3) Структурно-функциональная концепция власти связана, прежде всего, с работами Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда. Т. Парсонс под властью понимал особое интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание ее целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, обеспечивающих функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе согласия власти и легитимизации лидерства. Основной идеей данной концепции является акцентирование внимания на понимании власти как свойства социальной системы, а не только как способности рационального носителя власти, как это происходит в русле потенциально-волевых концепций.

Для второй группы подходов к определению власти характерно ее понимание как особого социального отношения. В этом блоке подходов можно выделить поведенческий (бихевиористкий) подход, который сводит многообразие властных отношений к элементарным отношениям двух индивидов-актеров и соответствующим влиянием одного на другого. Г. Лассуэлл и А. Каплан выделяют в своей конструкции власти такие существенные компоненты и признаки, как: 1) контроль над ценными ресурсами; 2) участие в принятии решений и 3) обладание влиянием. В соответствие с этим они  условно разделяют власть как отношение двух актеров, где: «А» имеет власть над «В» в отношении ценностей «К», если «А» участвует в принятии решений, влияю на политику «В», связанную с ценностями «К». Власть здесь становится отношением двух поведений и влияний, из которых одна из сторон навязыва­ет другой свое решение.

К наиболее сложным концепциям власти нужно отнести разрабатываемый в наши дни подход к власти как общению. Благодаря коммуникации (общению) создаются и поддерживаются человеческие сообщества. По мнению Х. Арендта, власть функционирует только тогда, когда люди общаются и взаимодействуют в общих делах. Основное действие власти - убеждение, необходимость согласования общественной деятельности людей при преобладании совместного действия над частным. Ю. Хабермас полагает, что власть является тем механизмом, который опосредует противоречия между частной и публичной общественной сферой жизни, и, подобно деньгам, обеспечивает воспроизводство естественных каналов коммуникаций между субъектами. Для сторонников данного подхода характерно понимание угрозы применения силы, насилия, как отсутствие власти, псевдовласти, она оказывается безвластной и нелегитимной в глазах своих под­анных. Подобие такого понимания власти содержится в концепциях насильственного сопротивления М. Ганди, Мартина Лютера Кинга, в идее Вацлава Гавела «власть безвластных», реализовавшейся во время «бархатной революции» в Чехословакии.

В рамках реляционного блока подходов находится постструктуралистические концепции власти М. Фуко и П. Бурдье. По их мнению, власть представляет собой своего рода поле, субъекты которого, находятся в постоянно неменяющихся энергетических линиях напряжения и соотношениях взаимных сил. Развивая положения М. Фуко о «поле властного отношения», П. Бурдье считает, что власть над социальным полем состоит из обладания «капиталом», который складывается из экономического, культурного, социального и символического и определяется особой качественной конфигурацией.

Таким образом, обзор различных концепций власти показывает, что власть сложное, многоуровневое явление. Развитие основных концептуальных подходов в истории обнаруживает тенденцию отхода от одностороннего атрибутивного понимания власти, осмыслению в многоаспектности. При том происходит расширение пространства властных отношений, но в результате теряется такое качество власти как ее субъектность (коммуникаци­онные подходы), власть растворяется в многообразных полисубъектных отношениях. Рассмотренные концепции власти в целом не исключают друг друга, а взаимодополняют их. Понятие власти является общесоциологическим. В самом общем виде власть можно определить как сложное многоуровневое явление, ответственное за регуляцию общественных отношений, центральным компонентом которого выступает возможность одних управлять, распоряжаться другими, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, убеждение и другие средства воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: