Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное образовательное учреждения среднего профессионального образования

«Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса»

(ГАПОУ КУТТС)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

Для групп специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

г. Каменск- Уральский

2020 г

Содержание

 

Пояснительная записка 5
Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты. 7
Практическая работа №1 12
Тема: Понятие и виды организаций, их характеристика. 14
Практическая работа №2 23
Тема: Цикл менеджмента. Основные функции управления 25
Практическая работа №3 31
Тема: Мотивация, потребности и делегирование 33
Практическая работа№4 47
Тема: Процесс принятия и реализации управленческих решений. 50
Практическая работа №5 53
Тема: Коммуникативность и управленческое общение 56
Практическая работа №6 66
Тема: Контроль в менеджменте. Виды контроля. 71
Практическая работа №7 76
Тема: Управление конфликтами 77
Практическая работа №8 85
Тема: Руководство: власть и партнерство. 86
Практическая работа № 9 91
Рекомендации для самостоятельной работы 93
Итоговый тест 98
Вопросы для подготовки к экзамену 107
Список литературы 109

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Глубокие неотвратимые изменения в российской экономике, включение ее в мировые экономические процессы настоятельно требуют от современных специалистов изучения мировой практики и теории менеджмента. Сегодня в условиях жесткой конкуренции, постоянных изменений, неопределенности внешней среды профессиональный подход к управлению является главным условием успеха организации. Перед среднем профессиональным образованием поставлена задача – научить будущих специалистов современным принципам, формам и методам управления. На решение этой задачи направлено изучение учебной дисциплины «Менеджмент» в программе обучения специалистов СПО.

Учебно-методическое пособие по дисциплине Менеджмент содержит ключевые понятия, и дает представление об основных направлениях менеджмента организации, состоит из краткого лекционного материала, практических заданий и вопросов для подготовки к семинарским занятиям. Предназначено для студентов специальности:

38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, не зависящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или предприятия. Поэтому предлагаемое учебное пособие имеет широкий спектр применения в учебном процессе.

Данные учебно-методические рекомендации соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Основная цель изучения дисциплины - дать обучающимся основополагающие представления об организациях и об эффективном управлении ими.

В ходе изучения курса «Менеджмент» студенты должны освоить следующие вопросы:

- сущность управления и основные категории менеджмента;
- структура и взаимосвязь внутренней и внешней среды организации;
- сущность принципов и методов эффективного управления организациями;
- процесс коммуникации и эффективность управления им;
- теоретические подходы к принятию решений;
- стратегическое планирование и реализация стратегии;
- мотивация трудовой деятельности;
- основные принципы построения организационных структур и отношений;
- поведенческие аспекты в организации: лидерство, власть, влияние, групповое взаимодействие, управление конфликтом;
- основные принципы управления персоналом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-планировать и организовывать работу подразделения;

-формировать организационные структуры управления;

-разрабатывать мотивационную политику организации;

-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

Данное пособие включает в себя основные темы дисциплины, практические задания, темы семинарских занятий тестовые и контрольные вопросы. Особенностью пособия является наличие практических работ, что дает возможность применять активные формы обучения и позволяет преодолевать традиционную форму подачи материала. Кроме того, пособие содержит большой спектр наглядных схем и таблиц, позволяющих значительно структурировать и обобщать материал. В учебно-методическом пособии представлена методика формирования эффективного менеджмента предприятия, позволяющего гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности. Данное пособие, направлено на практическое использования методов и моделей эффективного менеджмента.

Знакомство с данным курсом позволит составить достаточно цельное представление об основных принципах и методах современного управления, его роли в обеспечении жизнедеятельности и конкурентоспособности организации и послужит формированию профессиональных знаний и умений будущих специалистов.

 

 










Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты.

 

Вопросы:

1.Понятие и сущность менеджмента

2.Исторические тенденции развития управления.

-Научное управление

-Классическая (административная) школа

-Школа человеческих отношений

-Школа поведенческих наук

 

1.Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. Основатель менеджмента – Ф. Тейлор (1911 г. – «Принципы научного управления»). Отец менеджмента – Анри Файоль (разработал 14 универсальных принципов управления). В России как наука менеджмент оформился в 30-40ые гг. XX века. Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Цель работы менеджера - обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Функции менеджмента:

Планирование-это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели.

Организация-это создание оптимальной структуры управления, направленное на достижение цели организации.

Мотивация-это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе.

Контроль-это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.

Иерархия управления:

Институциональный уровень-разработка и реализация стратегии организации, принятие важных решений (президент компании, министр, ректор).

Управленческий уровень-контроль работы руководителей низшего звена и передача информации руководителям высшего звена (начальники, руководители отделов, деканы и т.д.).

Технический уровень-контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов: сырья, оборудования, кадров (начальники участков, мастера, и т.д.).

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены и т.д. Большая часть руководителей – это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

 

Рисунок 1. Уровни управления

 

Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.

Руководители среднего звена.

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управленца значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй - низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.

Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также на заседаниях различных комитетов.

В основном, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Руководители высшего звена.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте.

 

2.Исторические тенденции развития управления.

 

Школа научного управления (1885 – 1920) Ф. Тейлор (основатель менеджмента) и Ф. и Л. Гилберт. 1911 г. – Тейлор опубликовывает книгу «Принципы научного управления».

Основные положения:

Используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться большей их эффективности

Увеличение производительности и объемов производства происходит за счет систематического стимулирования работников.

Классическая или административная школа (1920 – 1950 гг.) Основатель Анри Файоль (отец менеджмента)

Основные положения:

Выделение управления как особого вида деятельности

Деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Успех любой организации зависит от 14 принципов управления.

Универсальные принципы управления:

  1. Разделение труда;
  2. Полномочие и ответственность;
  3. Дисциплина;
  4. Единство распорядительства;
  5. Единство руководства;
  6. Подчинение личных интересов общим интересам;
  7. Централизация;
  8. Цепи взаимодействия;
  9. Вознаграждение персонала;
  10. Порядок;
  11. Стабильность персонала;
  12. Равенство;
  13. Корпоративный дух;
  14. Инициатива.

Школа человеческих отношений зародилась в 20-30 гг. XX века. Создатели - Элтон Мейо, Мери Паркер Фоллет и Абрахам Маслоу.

Основные положения:

Поведение человека на работе и результаты его труда напрямую зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе. Мотивы поступков людей – их потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью денег. Если руководство проявляет большую заботу о работниках, то уровень их удовлетворенности возрастает, что ведет к увеличению производительности.

«Пирамида потребностей» А. Маслоу труда.

Вторичные:

Самовыражение

Признание

Социальные

Первичные:

Экзистенциальные

Физиологические

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Школа поведенческих наук появилась в 50-е годы XX века. Основатели: Д. МакГрегор, Герцберг, Лайкер.Данная школа изучала различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характеры власти и коммуникаций в организации, лидерство, изменение содержания работы, качество трудовой жизни. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений по методам налаживания межличностных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: