Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждения среднего профессионального образования
«Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса»
(ГАПОУ КУТТС)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»
Для групп специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
г. Каменск- Уральский
2020 г
Содержание
Пояснительная записка | 5 |
Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты. | 7 |
Практическая работа №1 | 12 |
Тема: Понятие и виды организаций, их характеристика. | 14 |
Практическая работа №2 | 23 |
Тема: Цикл менеджмента. Основные функции управления | 25 |
Практическая работа №3 | 31 |
Тема: Мотивация, потребности и делегирование | 33 |
Практическая работа№4 | 47 |
Тема: Процесс принятия и реализации управленческих решений. | 50 |
Практическая работа №5 | 53 |
Тема: Коммуникативность и управленческое общение | 56 |
Практическая работа №6 | 66 |
Тема: Контроль в менеджменте. Виды контроля. | 71 |
Практическая работа №7 | 76 |
Тема: Управление конфликтами | 77 |
Практическая работа №8 | 85 |
Тема: Руководство: власть и партнерство. | 86 |
Практическая работа № 9 | 91 |
Рекомендации для самостоятельной работы | 93 |
Итоговый тест | 98 |
Вопросы для подготовки к экзамену | 107 |
Список литературы | 109 |
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Глубокие неотвратимые изменения в российской экономике, включение ее в мировые экономические процессы настоятельно требуют от современных специалистов изучения мировой практики и теории менеджмента. Сегодня в условиях жесткой конкуренции, постоянных изменений, неопределенности внешней среды профессиональный подход к управлению является главным условием успеха организации. Перед среднем профессиональным образованием поставлена задача – научить будущих специалистов современным принципам, формам и методам управления. На решение этой задачи направлено изучение учебной дисциплины «Менеджмент» в программе обучения специалистов СПО.
Учебно-методическое пособие по дисциплине Менеджмент содержит ключевые понятия, и дает представление об основных направлениях менеджмента организации, состоит из краткого лекционного материала, практических заданий и вопросов для подготовки к семинарским занятиям. Предназначено для студентов специальности:
38.02.04 Коммерция (по отраслям). |
Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, не зависящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или предприятия. Поэтому предлагаемое учебное пособие имеет широкий спектр применения в учебном процессе.
|
|
Данные учебно-методические рекомендации соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Основная цель изучения дисциплины - дать обучающимся основополагающие представления об организациях и об эффективном управлении ими.
В ходе изучения курса «Менеджмент» студенты должны освоить следующие вопросы:
- сущность управления и основные категории менеджмента;
- структура и взаимосвязь внутренней и внешней среды организации;
- сущность принципов и методов эффективного управления организациями;
- процесс коммуникации и эффективность управления им;
- теоретические подходы к принятию решений;
- стратегическое планирование и реализация стратегии;
- мотивация трудовой деятельности;
- основные принципы построения организационных структур и отношений;
- поведенческие аспекты в организации: лидерство, власть, влияние, групповое взаимодействие, управление конфликтом;
- основные принципы управления персоналом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-планировать и организовывать работу подразделения;
-формировать организационные структуры управления;
-разрабатывать мотивационную политику организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
учитывать особенности менеджмента (по отраслям).
Данное пособие включает в себя основные темы дисциплины, практические задания, темы семинарских занятий тестовые и контрольные вопросы. Особенностью пособия является наличие практических работ, что дает возможность применять активные формы обучения и позволяет преодолевать традиционную форму подачи материала. Кроме того, пособие содержит большой спектр наглядных схем и таблиц, позволяющих значительно структурировать и обобщать материал. В учебно-методическом пособии представлена методика формирования эффективного менеджмента предприятия, позволяющего гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности. Данное пособие, направлено на практическое использования методов и моделей эффективного менеджмента.
Знакомство с данным курсом позволит составить достаточно цельное представление об основных принципах и методах современного управления, его роли в обеспечении жизнедеятельности и конкурентоспособности организации и послужит формированию профессиональных знаний и умений будущих специалистов.
Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты.
Вопросы:
1.Понятие и сущность менеджмента
2.Исторические тенденции развития управления.
-Научное управление
-Классическая (административная) школа
-Школа человеческих отношений
-Школа поведенческих наук
1.Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. Основатель менеджмента – Ф. Тейлор (1911 г. – «Принципы научного управления»). Отец менеджмента – Анри Файоль (разработал 14 универсальных принципов управления). В России как наука менеджмент оформился в 30-40ые гг. XX века. Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Цель работы менеджера - обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
|
|
Функции менеджмента:
Планирование-это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели.
Организация-это создание оптимальной структуры управления, направленное на достижение цели организации.
Мотивация-это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе.
Контроль-это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.
Иерархия управления:
Институциональный уровень-разработка и реализация стратегии организации, принятие важных решений (президент компании, министр, ректор).
Управленческий уровень-контроль работы руководителей низшего звена и передача информации руководителям высшего звена (начальники, руководители отделов, деканы и т.д.).
Технический уровень-контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов: сырья, оборудования, кадров (начальники участков, мастера, и т.д.).
Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены и т.д. Большая часть руководителей – это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Рисунок 1. Уровни управления
Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.
|
|
Руководители среднего звена.
Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управленца значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй - низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.
Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также на заседаниях различных комитетов.
В основном, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Руководители высшего звена.
Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте.
2.Исторические тенденции развития управления.
Школа научного управления (1885 – 1920) Ф. Тейлор (основатель менеджмента) и Ф. и Л. Гилберт. 1911 г. – Тейлор опубликовывает книгу «Принципы научного управления».
Основные положения:
Используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться большей их эффективности
Увеличение производительности и объемов производства происходит за счет систематического стимулирования работников.
Классическая или административная школа (1920 – 1950 гг.) Основатель Анри Файоль (отец менеджмента)
Основные положения:
Выделение управления как особого вида деятельности
Деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Успех любой организации зависит от 14 принципов управления.
Универсальные принципы управления:
- Разделение труда;
- Полномочие и ответственность;
- Дисциплина;
- Единство распорядительства;
- Единство руководства;
- Подчинение личных интересов общим интересам;
- Централизация;
- Цепи взаимодействия;
- Вознаграждение персонала;
- Порядок;
- Стабильность персонала;
- Равенство;
- Корпоративный дух;
- Инициатива.
Школа человеческих отношений зародилась в 20-30 гг. XX века. Создатели - Элтон Мейо, Мери Паркер Фоллет и Абрахам Маслоу.
Основные положения:
Поведение человека на работе и результаты его труда напрямую зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе. Мотивы поступков людей – их потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью денег. Если руководство проявляет большую заботу о работниках, то уровень их удовлетворенности возрастает, что ведет к увеличению производительности.
«Пирамида потребностей» А. Маслоу труда.
Вторичные:
Самовыражение
Признание
Социальные
Первичные:
Экзистенциальные
Физиологические
Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.
Школа поведенческих наук появилась в 50-е годы XX века. Основатели: Д. МакГрегор, Герцберг, Лайкер.Данная школа изучала различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характеры власти и коммуникаций в организации, лидерство, изменение содержания работы, качество трудовой жизни. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений по методам налаживания межличностных отношений.