Вводная часть – 5 минут
- проверка наличия обучаемых;
- объявление темы, целей занятия и учебных вопросов.
Учебные вопросы:
1. Основные задачи проведения ОПР.
2. Формы, применяемые при проведении оперативно-профилактической работы.
3. Методы, применяемые при проведении оперативно-профилактической работы.
4. Что такое специализированные группы.
5. Права работников ведомственной охраны.
6. Обязанности работников ведомственной охраны.
Основная часть – 30 минут
Работники ведомственной охраны при выполнении поставленных задач руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами РФ, «О ведомственной охране», «Об оружии», «О транспортной безопасности», Трудовым, Уголовным кодексом и кодексом об административных правонарушениях РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и Министерства транспорта РФ, ГУТ МВД России, ФГП ВО ЖДТ России и договорными обязательствами.
Оперативно-профилактическая работа организуется руководящим составом и осуществляется нарядами структурных подразделений ФГП ВО ЖДТ России на установленных участках обслуживания и на территориях охраняемых объектов железнодорожного транспорта общего пользования.
Основными задачами проведения ОПР являются:
- Защита охраняемых объектов от противоправных посягательств.
- Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, на закрепленных участках (станциях, перегонах) и объектах железнодорожного транспорта общего пользования.
- Предупреждение и пресечение актов незаконных вмешательств, т.е. противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий на закрепленных участках (станциях, перегонах) и объектах железнодорожного транспорта
- Обеспечение правопорядка в общественных местах.
При осуществлении оперативно-профилактической работы применяются следующие формы:
- выезды нарядов на места хищений и происшествий;
- патрулирование перегонов, парков железнодорожных станций, грузовых дворов, контейнерных площадок и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе в местах сортировки и сосредоточения грузов;
- участие в проводимых правоохранительными органами оперативно-профилактических мероприятиях;
- участие в целевых мероприятиях по предотвращению хищений на объектах железнодорожного транспорта;
- осуществление профилактических мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению хищений имущества предприятий железнодорожного транспорта и перевозимых грузов.
В целях выявления и задержания правонарушителей, могут применяться следующие методы:
- засада – применяется в местах обнаружения или вероятного совершения хищения имущества, перевозимых грузов с целью задержания правонарушителей и осуществляется скрытно расположенными нарядами из двух и более работников ведомственной охраны, при необходимости совместно с сотрудниками полиции;
- патруль – подвижный наряд издвух и более работников ведомственной охраны, выполняющий на установленном маршруте движения задачи по предупреждению и пресечению правонарушений на охраняемом объекте (участке железной дороги);
- пикет – наряд в составе одного и более работников ведомственной охраны, высылаемый на промежуточные станции, где графиком движения предусмотрена остановка грузовых поездов, с целью обеспечения охраны грузов в проходящих грузовых поездах, на путях станции, в местах производства маневровых и погрузочно-разгрузочных работ, приема и сдачи грузов, а также охраны вагонов с номенклатурными грузами в поездах, временно оставленных без локомотива;
- негласное сопровождение грузовых поездов – осуществляется нарядами, которые ведут скрытное наблюдение (с использованием автотранспорта, приборов теле-, видеонаблюдения) за охраняемыми вагонами, контейнерами, в том числе в пути следования, а также работниками ведомственной охраны, проводниками и иными лицами, сопровождающими грузы, за лицами, находящимися в зоне объектов железнодорожного транспорта. Наряды ведомственной охраны могут скрытно размещаться в грузовых поездах в вагонах или на переходных площадках вагонов, если это обеспечивает безопасные условия труда.
С целью проведения оперативно-профилактической работы, в местах дислокации ЛУ (ЛО) МВД РФ на транспорте и стрелковых подразделений ведомственной охраны, вблизи которых расположены крупные железнодорожные узлы и сортировочные станции, созданы и действуют на постоянной основе специализированные группы – это мобильные, обеспеченные средствами оперативной связи подразделения, имеющие необходимое снаряжение и оборудование для работы в любых условиях, которое позволяет им не только незамедлительно реагировать на факты преступных посягательств, но и работать в автономном режиме длительное время.
Места работы нарядов СГ ведомственной охраны (участки железной дороги), штатная численность определяется Договором на оказание услуг по охране объектов ОАО «РЖД».
Численный состав СГ определяется в соответствии с местными условиями, оперативной обстановкой и составляет не менее 13 человек, в том числе: 9 работников ведомственной охраны, при условии организации их работы в четыре суточные смены, из расчета выхода в каждую смену – не менее 2-х работников ведомственной охраны (два стрелка; стрелок и проводник служебной собаки; стрелок и водитель оперативного автомобиля; проводник служебной собаки и водитель оперативного автомобиля) и 4 сотрудника транспортной полиции.
Деятельность СГ является одной из основных форм взаимодействия работников ведомственной охраны и сотрудников транспортной полиции по обеспечению защиты объектов от противоправных посягательств, по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, в том числе преступных посягательств на перевозимые грузы.
Взаимодействие работников ведомственной охраны и сотрудников полиции осуществляется на плановой информационно-аналитической основе.
Основными формами взаимодействия работников ведомственной охраны и сотрудников полиции являются:
1. Совместный анализ оперативной обстановки на охраняемых объектах и закрепленных участках железных дорог, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений.
2. Разработка и утверждение совместных планов работы. Указанные планы работы должны предусматривать:
- проведение целевых мероприятий – выезды на места хищений, происшествий, расследование случаев хищений имущества организаций железнодорожного транспорта и перевозимых грузов, комиссионное обследование объектов железнодорожного транспорта, участков железных дорог и др.;
- мероприятия в отдельные периоды производственной деятельности и повседневном режиме работы, при осложнении оперативной обстановки и осуществлении комплекса оперативно – профилактических мероприятий (операций).
3. Организация и проведение оперативно – профилактических мероприятий на охраняемых объектах и закрепленных участках железных дорог.
4. Осуществление совместной координации, рациональное распределение имеющихся сил и средств при проведении мероприятий оперативно-профилактического характера.
5. Проведение совместных инструктажей, постановка общих и индивидуальных задач нарядам СГ на время дежурства.
6. Своевременное доведение нарядам СГ полной и достоверной информации об изменениях оперативной обстановки на участке обслуживания.
7. Определение порядка связи и регулярного обмена информацией между оперативными дежурными (диспетчерами) ведомственной охраны и ОДЧ ЛУ (ЛО) МВД РФ на транспорте, нарядами СГ о складывающейся оперативной обстановке на участке работы.
8. Определение порядка взаимодействия при осуществлении деятельности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах и закрепленных участках железных дорог, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
9. Проведение совместных тематических занятий, тренировок и учений в сфере технической учебы.
10. Подведение итогов работы СГ на совместных оперативных совещаниях с выявлением недостатков в деятельности и разработкой практических мер по их устранению.
11. Внедрение передовых форм и методов по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями на объектах железнодорожного транспорта и участках железных дорог общего пользования.






