Психолого-педагогические рекомендации родителям по развитию речи у детей раннего возраста

Развитию общения у детей раннего возраста уделено много внимания, в трудах Лисиной М.И.

Необходимо осознавать, что большинство родителей сталкиваются с проблемой, как правильно общаться с ребёнком в столь раннем возрасте (до трёх лет). Редко кто из родителей адекватно оценивает возможности и способности своего ребёнка, часто можно встретить, когда от ребёнка ждут обязательного успеха, и, если он не оправдал ожидания, то высмеивают его, что приводит к проблемам в формировании личности у ребёнка в раннем возрасте. Встречается и обратная ситуация, когда родители не замечают потребности ребёнка в общении, заботясь лишь о его физиологических потребностях, и это тоже влияет на ребёнка, он теряет интерес и нарушается его поведение. [3]

Из этого следует, что поведение родителей и их отношение к ребёнку создает предпосылки к отставанию в речи у детей. Для того чтобы речь ребёнка развивалась, родителям необходимо стимулировать речевую активность и радоваться каждому произнесённому звуку – это мотивирует ребёнка. Взрослый является для ребёнка мотивом общения.

Навыки общения ‑ это умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать и сотрудничать с людьми, этот термин ещё называют коммуникативным навыком. [7]

Логопед должен правильно оценить ситуацию и помочь родителям, научить их общению с ребёнком раннего возраста. От того, каким вырастит ребёнок, во многом зависит от родительской компетенции, от умения и знаний родителей применять методы эффективного взаимодействия с ребёнком.

В первую очередь родителям надо знать возрастную психологию детей и это зависит от профилактической работы логопеда.

Психолого-педагогическая рекомендация - это представленный в речевой форме проект педагогического воздействия или содействия.

Необходимо научить родителей пользоваться полученными знаниями. Помочь выбрать материал для изучения и игры, способствующие развитию речи у ребёнка. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте. Для малыша игра с близкими людьми самый радостный и эффективный способ познания мира. Например, на прогулке можно называть цвета листьев или поиграть в «большой – маленький» - на развитие предикативного словаря. Можно сосчитать, сколько птичек прилетело – это развивает математические навыки.

Показывая и комментируя действия, простыми предложениями, четко и правильно произнося каждое слово, настраивает ребёнка правильно воспринимать грамматические основы и затем воспроизводить их в самостоятельной речи.

Многие дети продолжают пользоваться жестами, потому что нет стимула - он показывает, и его просьбу понимают. Поэтому родителям необходимо научиться, заранее не угадывать желание ребёнка, дать возможность озвучить его словами и это будет правильный путь к развитию общения.

Чтение, рассказывание, пение – потешки, колыбельные, детские стихи проза, таких авторов, как К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С.Михалков, обогащает пассивный словарь ребёнка и стимулирует процесс общения.

Можно разучивать с ребёнком про «сороку – белобоку» или «ладушки» и провоцировать на договаривание слов в конце потешки. Можно сопровождать игры пальчиковой гимнастикой, так как, стимулируя нервные окончания, активизируется моторная зона в коре головного мозга.

Выполнение мимических и артикуляционных упражнений, например, показать язык, облизать ложку, улыбнуться, отправить «воздушный поцелуй» или «надуть щёки», всё это укрепляет мышцы артикуляционного аппарата и способствует в дальнейшем воспроизвести нужный звук.

Тренировать силу выдоха можно тоже в домашних условиях. Направленная сильная воздушная струя способствует хорошей речи. В качестве тренировки можно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри, сдувать одуванчики или пёрышки.

Для развития речи, памяти, внимания дома, можно использовать логопедические компьютерные игры. Например: «игры для тигры», автор Л.Р. Лизунова или «игры с Мерсибо», автор Е.А. Суслова, разработанные с учётом возраста ребёнка. Занятия проводятся с присутствием одного из родителей с ребёнком и не должны превышать 15 минут. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, нужно чтобы взрослые приобщали ребёнка к игре. Игра не возникает сама собой, а передаётся из поколения к поколению. Таким образом, развитию речи ребёнка раннего возраста способствует выполнение таких условий, как: доброе общение с ребёнком, которое располагает к желанию общаться, культура речи окружающих взрослых. Предоставление образовательного материала: картинки, игрушки в соответствии с возрастом, использование компьютерных технологий, проведение специальных игр и упражнений по развитию речи, частые повторения для закрепления полученных результатов.

Повышение педагогических знаний у родителей в вопросах по общему и речевому развитию ребёнка в семье можно осуществлять через: оформление информационного стенда для родителей и консультаций.

Главная проблема нашего времени – дефицит человеческого общения, что естественно отражается и на подрастающем поколении. Инновационные технологии не всегда оказываются лучшим средством в плане обучения и развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Правильно подобранный материал для обучения и развития ребёнка раннего возраста поможет в организации обучающей среды. Учитывая, что мы живём в «век компьютеров» исключать их нельзя, они должны быть в качестве дополнения, а не взамен диалога между взрослым и ребёнком. Включение родителей в педагогический процесс, является важным условием в развитии речи у детей в возрасте от двух до трёх лет.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, выявление отклонений в развитии детей раннего возраста позволяет вовремя начать коррекционную работу, направленную на предупреждение и профилактику психических нарушений и в частности речевых патологий.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, теснейшим образом взаимосвязана со степенью зрелости коры головного мозга, с достаточным развитием слуха, зрения, обоняния, осязания. Особую роль для формирования речи играют речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Показатели и методы диагностики раннего нервно-психического развития, дают возможность обнаружить как можно раньше начальные отклонения. Контроль за формированием с первых дней жизни направлен на то, чтобы своевременно осуществлять коррекцию развития отстающих детей, предотвращать возможные более грубые нарушения в дальнейшем.

В основе успешности работы по преодолению речевых расстройств лежат многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия.

Эффективность коррекционно- логопедической работы закладывается на самом первом этапе знакомства с ребёнком и его родителями: сбор анамнестических данных и обследование. Для достижения оптимальных результатов возникает необходимость использования как традиционных, так и новейших коррекционных методик.

В большинстве случаев считается, что логопедическое обследование необходимо, начиная с трёх и более лет. Такое отношение не влечёт за собой негативных последствий в случае, если ребёнок развивается нормально. Хотя грамотный подход к его становлению, знание более сильных и более слабых способностей даёт возможность гармонично формироваться будущей личности. А вот для детей с отклонением в развитии исключительно важное значение имеет раннее начало коррекционных мероприятий.

Взрослым необходимо знать этапы нормального нервно-психического развития детей и в частности оптимального темпа формирования речи для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития. А в случае необходимости своевременно начать коррекционную работу. Следовательно, профессиональный подход к определению уровня нервно-психического развития ребёнка должен осуществляться с самого раннего возраста.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 300 с.

2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. – М.: Творч. центр "Сфера", 2013. – 170 с.

3. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста / М.Б. Елисеева; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2012. - 171 с.

4. Ершова, Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Ранний дошкольный возраст [Текст] / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 144 с.

5. Капланова И.С. Формирование речи у детей раннего возраста / И.С. Капланова, Т.И. Олешко // Студенческая наука XXI века. – 2017. - № 1. – С. 94-96.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://interactive-plus.ru/e-articles/334/Action334-115605.pdf

6. Кондратенко В.А. Формирование словарного запаса у детей раннего возраста / В.А. Кондратенко, К.В. Шабалина // Фундаментальная и прикладная наука: сб. науч. ст. по итогам науч.-иссл. работы за 2015 г. - Челябинск, 2015. – С. 108-114.

7. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 256 с.

8. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 168 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: