Глава 1. Характеристика места прохождения практики

ОТЧЁТ ПО ПРеддипломной ПРАКТИКЕ

 

 

05.03.06 Экология и природопользование

Выполнила Студентка 4 курса очной формы обучения             _________ Великоредчанина Дарья Викторовна  
     
Руководитель практики от университета к.г.н., доцент _________ Хорошавин Виталий Юрьевич  

 

г. Тюмень, 2020


 

Оглавление

Введение.. 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ.. 4

1.1..... Структура Тюменского государственного университета. 4

1.2..... Кафедра геоэкологии и природопользования. 6

1.3..... Состав и структура кафедры.. 7

1.4..... Деятельность кафедры.. 8

Глава 2. Выполнение теоретической части.. 13

Глава 3. Выполнение Практической части.. 17

Заключение.. 19

Список Литературы... 20

Приложение А.. 22

 




Введение

С 11 мая по 23 мая 2020 года была пройдена преддипломная практика на кафедре геоэкологии и природопользования Института наук о Земле ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».

Продолжительность преддипломной практики составила 2 недели.

Цель практики – сбор и обобщение теоретического и практического материала для написания выпускной квалификационной работы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:  

· проанализировать методики оценки рассредоточенного загрязнения;

· создать карту-схему стокоформирующих комплексов водосбора верховьев реки Хугот;

· получить данные о разливах нефти в пределах исследуемого водосбора.

Руководитель практики – к.г.н., доцент, Хорошавин Виталий Юрьевич.

Тема выпускной квалификационной работы – «Оценка роли рассредоточенных источников нефти в формировании качества вод Сосьвинского Приобья».



ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

1.1.Структура Тюменского государственного университета

Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Вуз имеет 15 корпусов в исторической части города. Учебное заведение включает в себя 13 базовых институтов, в том числе институт дистанционного образования и региональный институт международного сотрудничества, филиалы в городах Тобольск, Ишим.

Институты располагают научными и научно-исследовательскими лабораториями, специализированными кабинетами учебной литературы, компьютерными классами.

Общее количество студентов — 27 000 человек, более 1 900 иностранных студентов. Общее количество сотрудников — более 2 000 человек.

Формы обучения: очная, заочная, вечерняя, дистанционная, магистратура, бакалавриат, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, второе высшее образование.

В 1930 году распоряжением исполкома Тюменского окружного Совета был образован Тюменский Агропедагогический институт (Агропед). Основа преподавательского состава переехала из Томска. В рамках Агропеда были созданы агрономическое, химико-биологическое и физико-технические отделения. Первым ректором Тюменского Агропеда был назначен Владислав Северный. В 1932 году были созданы физико-математический и естественный факультеты, в 1934 — при ТГПИ организован учительский институт, в 1938 — факультет русского языка и литературы, в 1939 году — географический факультет, а в 1941 — факультет иностранных языков.

В 1934 году Агропед был переименован в Тюменский государственный педагогический институт (ТГПИ), а через год в 1935 году состоялся первый выпуск из института. В начале 1940 года принят Устав института.

Во время Великой Отечественной войны институт был переведён на военные рельсы. Многие научные специалисты ушли на фронт. Один из корпусов института был отдан под военный госпиталь. В последний военный год жизнь института стала возвращаться в мирное русло. Так, в 1945 году был создан исторический факультет. В 1955—1964 гг. для института, по ул. Республики 9, был построен новый корпус на 1200 мест. Так же в 1955 году была впервые открыта аспирантура на кафедре физики.

1 января 1973 года Тюменский педагогический институт был преобразован в государственный университет. По инициативе ректора ТюмГУ И. Александрова в 70-е годы были установлены тесные связи с ведущими университетами РСФСР: Московским, Ленинградским, Новосибирским, Томским, Уральским, Пермским, Воронежским. В это же время начинается развитие международной деятельности университета, включающей в себя сотрудничество с зарубежными партнёрами в научной, образовательной и культурной сферах, а также в обучении иностранных студентов по целому ряду международных программ.

Начиная с 2001 года начинает работу Информационно-библиотечный центр университета в специально построенном для него здании на улице Семакова. В фондах библиотеки ТюмГУ свыше 2 млн изданий, в том числе коллекция редких книг второй половины XVII – начала XX вв.

ТюмГУ становится лауреатом конкурса инноваций, проводившегося в области образования, и признан выдающейся организацией в области здоровья сбережения детей и молодежи за 2010 год. Университету присуждена золотая медаль за успешную реализацию внутривузовской программы «Университет здорового образа жизни».
      Университет – победитель конкурсного отбора программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего образования, проводящегося Министерством образования и науки РФ.

В Национальном рейтинге университетов России за 2013 год ТюмГУ занимает 33-е место из 105. Университет выигрывает 3 международных проекта по программе Европейского Союза TEMPUS, которые имеют общий объем финансирования свыше 3 млн евро и направлены на реформирование учебных планов программ по подготовке магистров.

Открывается «Школа одаренных» – образовательный проект для талантливых школьников России, начинает работу «Открытая школа права». Команда студентов в составе Александра Горбачева, Евгения Попова и Даниила Карандашова занимает первое место на конкурсе профессионального мастерства WorldSkills Russia в номинации «IT и сетевое системное администрирование». Выпускник Академии Cisco при ТюмГУ студент 5 курса Института математики и компьютерных наук Денис Спирин становится лучшим среди юношей в области технологий.
       Тюменский государственный университет становится участником Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов 5/100. Участниками проекта также становятся 20 самых перспективных университетов России. Результатом проекта к 2020 году должно стать вхождение как минимум 5 вузов из списка в международные рейтинги университетов.
       В рамках Проекта 5-100 в университете сформированы и действуют Наблюдательный совет под руководством Губернатора Тюменской области В.В. Якушева и Международный совет под руководством сопредседателей профессора ТюмГУ Геннадия Чеботарева и Эндрю Вахтеля (Киргизия).

В университете созданы новые учебные структуры: Политехническая школа, Школа перспективных исследований, Х-BIO (Институт экологической и сельскохозяйственной биологии).

Коренные изменения происходят в системе образования. Новая образовательная модель вуза подразумевает введение индивидуальных образовательных траекторий.

За 2 года участия в Проекте университет уверенно закрепился во второй когорте вузов программы 5-100. Продолжил расти средний балл поступивших в ТюмГУ на бюджет (в 2017 году он составил 74,26). Университет два года подряд входит в топ-10 лучших классических вузов России по качеству приема. В 2017 году ТюмГУ впервые вошел в число лучших университетов международного рейтинга «QS University Rankings: Развивающаяся Европа и Центральная Азия (EECA)». В предметном рейтинге мировых университетов Round University Ranking по области наук о жизни ТюмГУ сразу вошел в топ-400 лучших университетов мира. По социальным наукам ТюмГУ расположился на 462-м месте в мировом рейтинге, попав в топ-15 российских вузов [16].

1.2.Кафедра геоэкологии и природопользования

Кафедра геоэкологии и природопользования была основана путем слияния кафедр геоэкологии и социально-экономической географии и природопользования.

Кафедра «Геоэкологии» была образована в 1975 году как кафедра гидрологии и метеорологии, с 1995 года переименована в кафедру экологического мониторинга и землеведения. Современное свое название кафедра имеет с 1 сентября 2019 г.

Названия кафедры отражают смену программ подготовки студентов и изменение приоритетов развития университетского географического и экологического образования в России и в ТюмГУ за период ее существования. Соответственно изменялся кадровый состав преподавателей и их научных интересов. За годы существования кафедра была структурным подразделением географического факультета (1975-1994 гг.), эколого-географического факультета (1995-2011 гг.), Института математики, естественных наук и информационных технологий (2011- 2013 гг.), Института наук о Земле (2013г-настоящее время).

За долгий срок существования кафедры выпущено большое количество специалистов географов, бакалавров и магистров экологии и природопользования. Многие из них стали руководителями подразделений гидрологического и экологического профиля, трудятся в природоохранных отделах и экологических службах предприятий и фирм разного профиля.

1.3.Состав и структура кафедры

В состав кафедры входят работники профессорско-преподавательского состава (зав. кафедрами, профессоры, доценты, старшие преподаватели, ассистенты), научные сотрудники (руководители научно-исследовательского или научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, научные сотрудники, младшие научные сотрудники), учебно-вспомогательный и учебно-производственный персонал (лаборанты, инженеры). Кафедра образуется и функционирует, как правило, при наличии не менее пяти работников профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), из которых не менее 60% должны иметь ученую степень и(или) звание.

Комплектование кафедры педагогическими кадрами осуществляется на основании Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 № 4114, и уставом университета путем прохождения конкурсного отбора и, в отдельных случаях, когда проведение конкурсного отбора до замещения должности ППС невозможно в связи со служебной необходимостью, путем назначения на должность с последующим прохождением конкурсного отбора [14]. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации с работниками ППС заключается трудовой договор. Заключению трудового договора с работником ППС должно в обязательном порядке предшествовать получение сведений об отсутствии у принимаемого на работу лица препятствий к осуществлению педагогической деятельности, в том числе прохождение в предусмотренных законом случаях необходимого медицинского освидетельствования [15].

Штатное расписание ППС кафедры формируется на каждый учебный год в соответствии с методикой расчета штатов ППС, принятой в университете, утверждается приказом ректора и доводится до сведения работников кафедры.

 Состав ППС Кафедры включает в себя штатных работников и лиц, работающих по совместительству. Штатными педагогическими работниками являются преподаватели, имеющие в университете основное место работы и работающие по трудовому договору как на полную ставку, так и на часть ставки. К внутренним совместителям из числа ППС кафедры относятся работники университета, совмещающие выполнение своих трудовых обязанностей по основному месту работы в университете с педагогической работой на кафедре на условиях 4 совместительства, с заключением соответствующего трудового договора (соглашения) о выполнении такой педагогической работы. К внешним совместителям из числа ППС кафедры относятся лица, выполняющие на кафедре педагогическую работу на условиях штатного совместительства (с заключением трудового договора), но имеющие основное место работы в иной организации.

1.4.Деятельность кафедры

Работа кафедры определяются годовым и перспективными планами работ кафедры. Годовой план работы кафедры составляется на каждый учебный год по направлениям учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы с обучающимися и по повышению квалификации ППС кафедры, который утверждается проректором университета по учебной работе по представлению директора соответствующего института, филиала университета. Перспективный план работы кафедры на период до пяти лет представляется заведующим кафедрой на рассмотрение директору соответствующего института, филиала университета и для последующего утверждения проректором университета по учебной работе. Представление перспективного плана работы кафедры осуществляется заведующим кафедрой в срок, не превышающий месяца с даты избрания его на указанную должность.

По учебной и методической работе кафедра:

· обеспечивает ведение учебных занятий по дисциплинам кафедры (лекции, семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы, групповые и индивидуальные консультации, курсовое проектирование, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельная работа обучающихся, учебные занятия иных видов). Чтение лекций осуществляется наиболее квалифицированными преподавателями из числа профессоров и доцентов, старших преподавателей кафедры. Чтение лекций ассистентами и аспирантами допускается в исключительных случаях приказом ректора, издаваемым на основании мотивированного представления, заведующего кафедрой;

· участвует в разработке рабочих учебных планов по специальностям и направлениям, в реализации которых кафедра заинтересована или принимает участие;

· вносит на рассмотрение ученого совета (совета) института, филиала предложения по внесению изменений в учебные планы реализуемых специальностей и направлений;

· разрабатывает на основе ФГОС (ГОС), а также утвержденных в установленном порядке учебных планов и типовых программ рабочие программы учебных курсов, фонды оценочных средств, методические пособия, указания и рекомендации, материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, самостоятельной и индивидуальной работы, по выполнению курсовых работ, подготовку учебно-методических материалов для обучения с использованием дистанционных технологий образования; обеспечивает размещение рабочих программ посредством соответствующих специально подготовленных ресурсов университета в телекоммуникационной сети «Интернет»;

· обеспечивает регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современными достижениями производства, науки и технологий;

· внедряет и обеспечивает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества;

· осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися учебных занятий, а также ходом и результатами их учебной деятельности и самостоятельной работы посредством организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации;

· осуществляет связь с Информационно-библиотечным центром университета по вопросам книгообеспеченности дисциплин, закрепленных за кафедрой, формирует заявку на приобретение необходимых учебников и учебных пособий.

Выпускающая кафедра в дополнение к предыдущим функциям, также осуществляет:

· организацию преподавания дисциплин специализации (профилей) по образовательным программам в соответствии с ФГОС (ГОС), а также утвержденными в установленном порядке учебными планами и рабочими программами;

· подготовку документов для лицензирования основных и дополнительных образовательных программ в части дисциплин, обеспечиваемых кафедрой;

· подготовку документов для государственной и профессионально общественной аккредитации соответствующих образовательных программ;

· руководство всеми видами практик: учебной, производственной, преддипломной; разработку программ практик; организацию защиты студентами отчетов по практике;

· разработку программ и фондов оценочных средств итоговой аттестации;

· взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам подготовки специалистов, требующихся для работы в указанных организациях, учреждениях и органах;

· подготовку обучающихся к итоговой аттестации, в том числе организацию предзащиты выпускных квалификационных работ;

· содействие выпускникам в трудоустройстве, участие в проводимых в университете мероприятиях по трудоустройству, поддержку контактов с выпускниками и мониторинг их трудоустройства и профессиональной (служебной) траектории.

По научно-исследовательской работе кафедра:

· проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по профилю кафедры или по тематическим планам НИР Министерства образования и науки РФ;

· рецензирует научные работы, подготовленные работниками кафедры и внешними соискателями, дает заключения для опубликования научноисследовательских работ;

· ведет обсуждение представленных на кафедру диссертационных работ, в том числе принимает решение о рекомендации их к защите;

· рецензирует представляемые к защите диссертации, направленные в университет для подготовки отзыва ведущей организации по соответствующей научной специальности;

· организует ведение научно-исследовательской работы студентов по профилю кафедры;

· составляет программы кандидатских экзаменов, организует прием кандидатских экзаменов по специальности (профилю Кафедры), ведет научную работу с аспирантами;

· организует работу научных семинаров, участвует в организации и проведении научных конференций;

· готовит к изданию научную и учебную литературу, вносит в установленном порядке предложения по формированию планов издания в университете научной и учебной литературы;

· рекомендует лиц из числа ППС к переводу в научные сотрудники для подготовки докторской диссертации, ходатайствует о предоставлении научным сотрудникам и ППС кафедры творческих отпусков;

· осуществляет сотрудничество с кафедрами других вузов и научными центрами зарубежных стран по научной и учебной деятельности, осуществляемой на кафедре, участвует в реализации программ академического обмена, а также иных международных программ и проектов, предусматривающих кооперацию и сотрудничество с зарубежными партнерами в образовательной и научно-исследовательских сферах [15].

Также при кафедре проводятся воспитательные работы, где она:

· реализует воспитательную функцию в процессе обучения, способствуя интеллектуальному и творческому развитию личности, развитию чувства гражданственности и патриотизма, формированию нравственных принципов, норм морали, установок толерантного сознания, профилактике экстремизма, а также формированию социально-адаптированной личности, способной к успешной деятельности в условиях современного общества, и пропаганде здорового образа жизни;

· организует и проводит с обучающимися внеучебные мероприятия, способствуя формированию у них профессиональных и личностных компетенций;

· проводит воспитательную работу, прикрепляя кураторов из числа преподавателей кафедры к академическим группам, контролирует работу указанных кураторов.

Кафедра регулярно проводит мероприятия, направленные на повышение научного и педагогического мастерства преподавателей.

Непосредственное управление кафедрой осуществляет заведующий, избираемый Ученым советом университета путем тайного голосования сроком до 5 лет из числа наиболее квалифицированных специалистов соответствующего профиля, имеющий, как правило, ученую степень и (или) ученое звание.

Кафедра осуществляет свои функции в непосредственном взаимодействии и скоординированной связи с соответствующими службами управления университета, обеспечивая выполнение организационно-распорядительных документов и указаний руководства вуза и соответствующих служб управления, принятых в соответствии с установленной для них локальными нормативными документами университета компетенцией.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: