Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке. Кроссворды ребята не только разгадывают, но и составляют сами

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Новая Красавка М.В.Коноваловой

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стажа три десятка

Филфак уж окончен в срок

Но я каждый вечер готовлюсь,

Как будто впервые иду на урок.

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Меня зовут Коновалова Марина Валерьевна, я учитель русского языка и литературы

с. Новая Красавка Лысогорского района.

В 1994 году окончила Балашовский государственный педагогический институт(заочно) по специальности «учитель русского языка и литературы». С 1987 года по настоящее время работаю учителем русского языка и литературы в своей родной школе с. Новая Красавка, где и училась. В 2015 году аттестовалась на первую квалификационную категорию. Педагогический стаж -31 год.

Энциклопедический словарь предлагает следующее определение: Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся непов­торимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество – высшая форма активной и самостоятель­ной деятельности человека

 

 

 В жизни современного общества происходят серьёзные изменения, которые влияют и на школьное образование. В современной школе существует множество проблем, но самая острая из них – понижение учебной мотивации школьников, снижение у них интереса к изучаемым предметам. Одна из задач современного преподавателя – работать на занятии так и организовывать процесс обучения таким образом, чтобы повышать интерес школьников к учёбе, в том числе к урокам русского языка. Одним из способов повышения учебной мотивации является введение в занятие творческого момента, построение урока таким образом, чтобы развивать креативность, творческий потенциал личности. Если учащегося научить творить, то ему, несомненно, будет интереснее учиться, возрастёт эффективность педагогического труда, школьные занятия станут важной частью творческой жизни учащегося.

 

 Сегодня в рамках методического семинара я представлю вам опыт своей педагогической работы.

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

Проблема, которая меня заставила обратиться к этой теме:

Снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету и чтению.

Отсутствие соответствующего уровня развития памяти, внимания, мышления, снижение познавательной активности. 

Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.

 

Цель рассматриваемой темы:

Организовать преподавание, способствующее эффективности обучения и развитию творческих способностей.

Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества и обязательно нужно

Повышение мотивации учения

Речевое развитие

Создание условий для коммуникативной деятельности

Создание благоприятных условий для формирования творческой личности

Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опыта

— Главная задача ФГОС - формирование творческой личности.

— Курсовая подготовка по ФГОС

— Изучение опыта коллег

 

Я работаю в школе тридцать лет и понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит писать учащимся с разным уровнем развития.

 

Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей показал, что до сих пор не выработан единый подход к оценке творческих способностей. Несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) как обязательные компоненты творческих способностей. В качестве критерия выступает создание нового продукта, а также реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др. Практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации, способность к постановке собственной цели.

 

В своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, в нем используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества.

Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю следующими средствами:

Провожу различные виды работ по активизации творческих способностей на уроках русского языка

Творческие сочинения

 Сочинение по данному началу позволяет ребятам в полной мере проявить творческие способности, потому как работы у всех будут разные, а учитель сможет понять, насколько дети осмыслили основную мысль сочинения и насколько соответствует подобранный ими материал теме работы.

Подобное задание уместно использовать на занятиях по развитию речи,

Продолжите текст. Оформите свою работу в виде сочинения-описания, повествования или рассуждения (на ваше усмотрение).

Мы любим гулять в лесу. Наслаждаемся свежим воздухом, касаемся веток деревьев, смотрим на своё отражение в зеркале реки. Кого мы там видим? Какие мы? Как должны относиться к природе?

Кроме этого, раскрыть творческие способности ребят помогают и другие виды сочинений:

ü сочинение по картине (или по картинкам);

ü сочинение по личным впечатлениям (музыкальным – после прослушивания какой-либо музыки; читательским – после прочтения художественного произведения; жизненным);

ü сочинение-письмо (маме, деду Морозу, другу…);

ü сочинение-фантазия (от имени животного или какого-то предмета)

Творческие изложения занимают промежуточное положение между изложениями и сочинениями. Они развивают воображение учащихся, литературные интересы, развивают творчество детей.

Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивает воображение и активизирует творческую мысль школьника.

С заменой лица рассказчика (от 1 или от 3 лица)

С изменением финала текста

Включающее собственные размышления над текстом (продолжение)

Например, в 6 классе при написании сжатого изложения по рассказу Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”

После прочтения текста даю задание: Почему бабушка сказала: « Мы виноваты перед вами, дети!»

Творческий диктант одна из наиболее популярных форм работы, которая позволяет не только проверить качество усвоения изучаемого материала, но и помогает учащимся раскрыть свою одаренность, творческое мышление. Особенно эффективен этот вид работы в 5-ом классе, где изучается большое количество орфограмм.

 

Вставь пропущенные буквы в начало "маленького фантастического" рассказа. Продолжинаписание рассказа, постарайся использовать слова с гласными после шипящих.

"Страсти-мордасти"

Ч...рной-ч...рной ночью под ж...лтой-ж...лтой луной по маленькой реч...пке в лодч..нке плыл ч...рт в ш...ртах,с парч...вым ридикюлем и багаж...м. За ним тихо двигался ч...лн. В нём лежал холщ...вый меш...к и сидел мыш...нок. Было свеж....Причалили. Глухая чащ...ба. Тонкой руч...нкой ч...порный ч...рт достал ш...мпол, провел на земле две ч...рточки,беч...вкой выложил круж...к и развёл костёр.Пламя горяч... трещало. Ч...рт ож...г руку и подул на неё. Ож...г прош...л.

Тема: МЕСТОИМЕНИЕ в 6 классе
Задание. Заменить там, где это целесообразно, повторяющиеся слова местоимениями.
Оставшись одна. Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тетке (к ней) незаметно и овладевала Теткою (ею) постепенно. В Теткином (в ее) воображении появлялись какие-то неясные фигуры.
Вдруг недалеко от Тетки (от нее) раздался страшный крик.
Гусь сидел на полу. Глаза у гуся (у него) были закрыты. Хозяин сел перед гусем (перед ним), минуту глядел на гуся (на него) молча, затем вернулся к себе в спальню. Тетка пошла за хозяином. Она ходила около хозяина (около него) и следила за каждым движением хозяина (за каждым его движением).
Хозяин взял блюдечко, налил в блюдечко (в него) воды. По щекам хозяина (по его щекам) поползли вниз блестящие капельки, Тетка и гусь жались к хозяину (к нему).
(По А. П. Чехову.)

 

                   Использование игры для развития творческих
способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Именно поэтому игра – не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.








Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке. Кроссворды ребята не только разгадывают, но и составляют сами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow